Вы здесь

История одного Места…

Ни для кого не секрет, что успех ресторана, ресторанчика, кафе или бара во многом зависит не только от мастерства шеф-повара и профессионализма обслуживания, но и от определенного архитектурного решения, коим это мастерство и профессионализм поддержаны.

Архитектор – Ю. Арестович

Новогрудок – особый город… Кто-то скажет: один из особых, некогда великих, а сегодня затаивших свою былую мощь где-то на замковых валах, и, возможно, этот кто-то будет прав. Но, не будучи столицей и даже областным центром, Новогрудок сегодня все же остается одним из значимых центров нашей культуры. Поклонники рыцарских турниров это уж точно знают… Замковая гора, величавые останки двух башен, обрамленные ажуром строительных лесов, колокольни костелов и церквей, колоннада торговых рядов – все это наполняет радостным томлением не одно сердце.

За два года своего существования небольшой по столичным меркам ресторанчик “Валерия” стал, пожалуй, неотъемлемой частью этого удивительного городка. Он, кажется, весь пропитан духом Новогрудка, органично выращен из его вчера и сегодня…

Соседствуя с небольшим магазинчиком, ресторан разместился в здании с высокой вальмовой кровлей и поэтому весьма внушительным мансардным этажом. Таких в Новогрудке много, по сути – это “фирменный стиль” города. Старое здание уже само дышало историей и житейскими тайнами нескольких поколений. Разрушать таинственную ауру архитектору, видимо, никак не хотелось. Ресторан просто сшит из лоскутков истории Новогрудчины. И кое-где даже в самом прямом смысле. К примеру, кирпич, использованный в интерьере первого этажа, — не имитация старины. Он действительно помнит не одно столетие, так как привезен с разобранной мельницы, находившейся в соседней деревушке. Там же, в интерьере первого этажа, нашлось применение (и не только декоративное, но и вполне функциональное) старинной каминной дверце, достойной стать экспонатом краеведческого музея. Не говоря уже о корзинах, бутылях, колесах от телег. Но обо всем по порядку…

Несмотря на самое трепетное отношение автора к истории Места, интерьер ресторана — отнюдь не стилизация “под старину” или проектирование в рамках какого-либо определенного исторического стиля. Скорее это легкая, увлекательная и увлекающая игра с традициями и историей… Прием, вполне достойный постмодернистской культуры, в которой образ времени и внимание к местным традициям – не подражание, но переосмысление, влекущее приглушение красок или их усиление, использование привычных вещей в новом для них контексте.

Часть стен небольшого лестничного холла (именно он первым встречает посетителей) была оклеена состаренными страницами книг (автор не стал открывать секрет, каких именно, но, возможно, кто-то и сам догадается). Прием простой, но очень выразительный. Работает! “Шелест” этих страниц превращается в таинственный шепот строчек, струящийся по стенам зала первого этажа. Наверняка не один посетитель пытался выяснить, что же там написано...

Но вернемся к лестничному холлу, а точнее, к самой лестнице. Она вызывает особый интерес. Легкая металлическая конструкция, деревянный настил, выразительная “щель” между перекрытием и стеной. Невольно возникают ассоциации с замком (то ли с его героическим и уже неправдоподобным прошлым, то ли с настоящим окружающих его останки строительных лесов). А все это родилось как выход из одной проблемной ситуации. Строительные работы здесь начались раньше, нежели проектные. К сожалению, в небольших городах такое случается отнюдь не редко. О возможности использования мансардного этажа не подумали и на лестницу просто-напросто “не оставили места”. Пришлось действовать в ущерб капитальности и разместить “легкую” лестницу в небольшом входном холле. В результате этой же оплошности родилась еще одна весьма примечательная лестница. Металлическая конструкция, деревянный настил – в глазах “пожарников” серьезный порок. Так что пришлось подумать о достойных путях эвакуации со второго этажа. Новогрудок – это “город на семи холмах”, а может, и поболее того, во всяком случае перепады рельефа здесь весьма внушительные. Было решено этим воспользоваться, и на второй этаж ведет не менее “замковая” лестница-мост. Нужно сказать, она делает второй этаж достаточно автономным, что подчеркивается и ощутимой разницей в архитектурном решении залов. На первом этаже мирно уживается мягкость света, струящегося через двухцветную органзу, с брутальностью кирпичной кладки, классика пилястр и кованых карнизов с грубо обработанной древесиной барной стойки. Интерьер же второго этажа благодаря насыщенности цветов и лаконичности орнаментов намного графичнее. Таким образом, первый в большей степени становится кафе-баром, второй — непосредственно рестораном, располагающим к тому, чтобы не просто выпить чашечку кофе или бокал пива, но и отведать не один кулинарный шедевр новогрудских поваров. К тому же и гардероб находится именно на втором этаже. Пару слов о нем. Яркие богатые драпировки, небрежно приставленное к стене зеркало, золото орнаментов и насыщенность терракотового сразу предупреждают об уже упомянутой разнице стилистических решений.

Однако дух интерьера и на втором этаже остается прежним. Небольшие декоративные ниши обнажают усталые деревянные стены, они словно чуть-чуть приоткрывают правду о прошлом дома, позволяя тем самым ему дышать. Над нишами теснятся фотографии (нужно сказать, здорово помогающие скоротать время в ожидании заказа). В основном это фотохроника Новогрудка. Помог местный краеведческий музей, позволив “покопаться” в архивах и отсканировать понравившиеся фотографии. Правда, фотохронику города все равно пришлось дополнять копиями фотографий конца XIX — начала XX столетий, не имеющими к Новогрудку никакого отношения. Но едва ли это заметно и имеет некое значение. Ведь ресторан — не филиал музея, и задачи здесь стоят совсем иные. Настроение создано, и реплики истории на стенах современного интерьера обрели очеловеченный, личностный характер.

Не секрет, что интерьер – это прежде всего уровень вещей, цветов и фактур, то есть деталей и нюансов. А им в “Валерии” уделено особое внимание. В основном здесь использованы выразительные натуральные фактуры, которые, кажется, помнят прикосновение человеческих рук, и это придает пространству желаемую теплоту. Особая роль отведена освещению — ведь только свет может позволить этим фактурам заиграть и изменить тем самым восприятие пространства. Естественный и легкий при дневном освещении интерьер при искусственном приобретает драматично-театральный или таинственно-интимный характер.

Справедливости ради нужно отметить, что многое в “Валерии” сделано руками автора. К примеру, самые банальные вазы и бутылки превращены ею в настоящие произведения искусства. Ей же обязаны своим рождением и все письмена и орнаменты. Для изготовления части мебели были привлечены местные мастера. Достаточно простые по своей конструкции столы органично вписались в интерьер опять же благодаря умело выявленной фактуре дерева. Чтобы проиллюстрировать, из чего и как сплеталось это Место, упомяну еще и то, что остальная мебель, в частности стулья, была куплена на одной из белорусских фабрик. В общем, строился ресторан вполне по Дэевским принципам: всем миром и из подручных средств. Местами даже чересчур… Творческий потенциал и творческая инициатива мастеров не только радовала архитектора, но зачастую ставила в тупик, выдвигая все новые задачи уже при реализации запроектированного интерьера. Например, столешница барной стойки (задуманная достаточно лаконичной, чтобы подчеркнуть грубоватую кирпичную кладку) неожиданно приобрела необработанный, волнистый и чрезмерно активный кант. Это придало барному пространству характер корчмы. Хорошо это или плохо? Вопрос остался без ответа. Во всяком случае, автором было принято решение ничего не менять.

Вот таким образом, шаг за шагом, где-то по проекту, где-то на ощупь, при активном участии заказчика и всей местной “коммуны”, с вниманием к истории и традициям выращивался этот удивительно гибкий и живой коллаж из вещей и стилей.

 


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...