Сегодня хочется более глубоко вникнуть в историю такого художественного феномена, как архитектурные творения послевоенной эпохи, проследить пути поиска образного решения, выявить то ценное, что не потеряло актуальности и в настоящее время.
Наряду с фактологическим материалом самой натуры огромную информационно-познавательную помощь оказывают сохранившиеся архивные материалы. В фондах многих архивов и музеев страны собраны богатые коллекции всевозможных проектных материалов конца 1940 — начала 1950-х гг. Наиболее полные собрания хранятся в Белорусском государственном архиве научно-технической документации. Это графическое наследие представляет собой огромную историко-культурную ценность. Многие проекты уже сами по себе являются художественной ценностью как произведения графического искусства. При этом во всех работах при всех сугубо индивидуальных взглядах и концепциях имеется много общего, объективно отражающего поиск художественно-образной трактовки, утверждающей, что Архитектура — это высокое искусство. Ключевыми категориями являлись: гармония архитектурной формы, гармония крупных объемных масс, формирующих цельные градостроительные образования и ансамбли. Сама же архитектурная форма несла яркое образное начало, адекватно отражая художественную идею своего времени, своей эпохи.
Исследователям истории белорусского зодчества архивные материалы позволяют сделать более объективные выводы о правильности своих суждений по тому или иному вопросу градостроительного либо архитектурного решения.
Известно, что творческие конкурсы выбирают к реализации только одно решение, все остальные остаются “за кадром”. Однако в них иногда заложены такие смелые идеи, которые современниками по ряду причин (экономическим, социально-политическим, техническим и т.п.) не были приняты. Вместе с тем даже по прошествии времени многие из них не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
...Обычно к праздничным дням на Октябрьской площади Минска в просвете между зданиями Дворца Республики и Музея истории Великой Отечественной войны возводят эстраду из легких арочных конструкций. И когда установлена только лишь портальная арка, через нее великолепно просматривается панорама заречной части города с четким силуэтом гостиницы “Беларусь”, утопающей в зелени парков. Память мгновенно возвращает меня к одному из решений конкурсного проекта застройки Центральной (ныне Октябрьской) площади 1948–1949 гг., выполненного белорусскими архитекторами В.А. Королем и М.С. Осмоловским. Восточная сторона площади решена ими в виде ритмического ряда арок и завершалась в районе современного здания Дворца профсоюзов высокой башней-монументом в честь великой Победы. Следует напомнить читателю, что на тот момент не было замечательного парка, в том месте располагались полуразрушенные 1—2-этажные жилые дома, а здание оперного театра находилось в запущенном состоянии и имело неприглядный вид. Наверное, по этой причине, несмотря на ряд положительных моментов, проект был отклонен.
Отметим, что использованный зодчими архитектурно-композиционный прием не нов. В истории искусств он известен под названием “картина в картине”, “архитектура в архитектуре” и был характерен для эпохи Ренессанса. В современной практике широко применяется художниками театра в сценографии.
Остроумный, почти театральный прием, предлагаемый В.А. Королем и М.С. Осмоловским, позволял, с одной стороны, визуально “закрыть” площадь, с другой — давал возможность зрителю, находящемуся на площади, любоваться видом “второго плана”. За арками широко открывались распахнутые пространства, силуэт обновленного города. Авторы проекта смело заглянули далеко вперед, учли будущее белорусской столицы. Предлагаемые ими арки, подобно театральным кулисам, способствовали органичному перетеканию пространств, открывавшихся взору и воображению зрителя.
В 1952 г. к разработке второй очереди проектирования застройки главного проспекта белорусской столицы были подключены молодые архитекторы, недавние выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина С. Беляев, Я. Печкин, С. Мусинский, Г. Сысоев. Курировал работу проектировщиков В.А. Король. Сохранившийся графический материал свидетельствует об огромной творческой работе этого коллектива. Эскизы, наброски, перспективные рисунки рассказывают о мучительно трудном процессе кристаллизации архитектурных замыслов. Серьезное внимание было уделено вопросам художественной организации пространственных характеристик, таких, как панорама, силуэт, ритмика композиционного построения. Учитывалось зрительное восприятие не только из отдельных статистических точек, но и при движении.
Перспективные рисунки являлись прекрасным средством проверки того, как проектируемое сооружение войдет в контекст застройки. Известно, что главная магистраль Минска, начиная от площади Якуба Коласа, имеет несколько изгибов в районе пересечения с улицами Дорошевича, Б. Хмельницкого, площади Калинина. Все эти ответственные места с градостроительной точки зрения фиксировались высотными акцентами. При этом каждый из них имел по несколько авторских редакций. Следует отметить, что из всех вариантов реализован был лишь один — угол проспекта и ул. Дорошевича. Все остальные в силу целого ряда причин, главной из которых являлась перестройка в архитектуре в связи с постановлениями 1954–1955 гг., остались лишь на бумаге.
Заслуживает внимания предлагаемое решение застройки площади Калинина. Ее художественно-композиционное построение несколько отличалось от общего классического решения, характерного для первой очереди проспекта. Можно заключить, что в этих работах уже четко прослеживается иной градостроительный взгляд, иное пространственное мышление. Вместе с тем была соблюдена гармония основных объемных масс, формирующих пространство площади. Главным высотным акцентом во всех предлагаемых вариантах являлась вертикаль, находящаяся строго по центру главной оси магистрали, со стороны Московского шоссе. Тем самым этот высотный объем зрительно замыкал перспективу протяженного отрезка проспекта. Таким образом, зодчими был четко зафиксирован вертикальный визуальный ряд, помогающий будущему зрителю ясно определить свое местоположение в городе. Подобный композиционный прием традиционен и характерен для многих белорусских исторических городов (Гродно, Витебск, Могилев, Полоцк). Все вертикально доминирующие объемы многоярусны и исполнены в художественной стилистике “послевоенной сталинской эпохи”, где неотъемлемыми элементами являлись башни, шпили, пинакли и т.п.
Известно, что было союзное постановление, согласно которому застройка главного проспекта белорусской столицы регламентировалась не более 4–5 этажей. Сказать, что во внешнем облике объемов, формирующих площадь, было много элементов украшения, — погрешить против правды. Через все основные объемы ненавязчиво проходит тема спаренных высоких арок и изящных завершений типа аттика. Эти элементы придавали сооружениям площади художественное единство и торжественный характер, столичный размах. Основные плоскости стен фасадов исполнены строго и весьма лаконично.
В перспективных рисунках много света, пространства, здесь все пронизано воздухом, дающим четкое представление о застройке в целом. Сохранившиеся работы представляют исключительный интерес для познания методики градостроительного, архитектурно-пространственного и образно-художественного построения крупных городских формирований периода советского зодчества 1950-х годов.
Фотоматериалы из фондов БГАНТД.