В рыночной экономике наиболее действенным механизмом регулирования взаимоотношений субъектов хозяйствования, отбора из них лучших является конкуренция. С нею сталкивается любой производитель товаров, работ и услуг. Желая реализовать их и при этом получить прибыль, он обычно вступает в конкуренцию с другими производителями, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости, повышению качества и других полезных потребительских свойств продукции (работ, услуг), обеспечивает более успешную ее реализацию.
Развитие рыночных отношений наблюдается и в строительстве Республики Беларусь. Здесь конкуренция осуществляется в среде, которой свойственны отличные от других отраслей национальной экономики условия производства: неподвижность строительной продукции (зданий, сооружений), ее индивидуальность, длительность создания, а также вовлечение в инвестиционный цикл большого круга участников (инвесторов, заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, инженерных организаций, поставщиков и др.). Отношения между ними регулирует государство посредством антимонопольного законодательства, регламентации порядка конкурсного размещения заказов и заключения хозяйственных договоров.
Начало конкурсному размещению заказов (подрядные торги) в строительной отрасли нашей страны положено Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995 г. № 242 “О подрядных торгах в капитальном строительстве”. В соответствии с ним торги должны были проводиться по выбору подрядчика (строительной организации) на возведение объекта при определенной стоимости строительства независимо от источника его финансирования и формы собственности юридического лица (заказчика).
Конкурсное размещение строительных заказов обеспечивает привлечение нескольких претендентов-исполнителей, развитие между ними конкуренции, получение наиболее эффективного (конкурентоспособного) предложения по возведению объекта. Тем самым торги становятся организационно-экономическим механизмом развития конкурентной среды, выявления конкурентоспособности участников строительства. Они координируют и определяют их взаимоотношения при реализации соответствующего инвестиционного проекта.
Сущность подрядных торгов в строительстве определяют следующие обстоятельства:
- заказы на возведение объекта, приобретение товаров, работ и услуг размещаются на торгах исходя из стоимости объекта в целом, источника его финансирования и стоимости отдельного вида заказа;
- форма собственности организатора торгов и его ведомственная принадлежность не влияют на обязательность проведения им торгов;
- выбор победителя осуществляется из двух и более претендентов;
- для проведения торгов разрабатывается конкурсная и сопутствующая ей документация, которая соответствующим образом (путем размещения извещения в средствах массовой информации или направления приглашений) доводится до сведения претендентов;
- организация, проведение и подведение итогов подрядных торгов производятся с соблюдением установленных законодательством требований, обеспечивающих выбор их победителя, представившего наиболее выгодное для организатора торгов предложение. В частности, определение победителя должно осуществляться согласно разработанной организатором торгов методике (балльной, ранговой, экспертной и др.) на основании установленных критериев оценки конкурсных предложений, сформированных исходя из условий подрядных торгов для соответствующего предмета заказа.
Как показал анализ, в последние годы четко обозначилась тенденция увеличения количества заказов на строительство объектов, выставленных на подрядные торги (рис. 1).
Распространенными условиями размещения заказов на конкурсной основе, согласно которым определялся их победитель, являлись: снижение стартовой стоимости строительства, установленной инвестором (заказчиком); качественное выполнение строительно-монтажных работ; сокращение (оптимизация) сроков строительства. Наиболее существенным из них стала минимизация стоимости предмета торгов, т.е. снижение стартовой стоимости возведения объекта, установленной инвестором. В республике за последние 7 лет по объектам, выставленным на торги, этот показатель составил в среднем 4% (рис. 2).
Практика проведения подрядных торгов за прошедшие годы выявила также необходимость внесения уточнений в ранее установленные законодательством основания и порядок их организации. Прежде всего это обусловлено:
- необходимостью урегулирования размещения заказов не только на объект строительства в целом, но и на выполнение отдельных видов работ, услуг и поставку товаров (строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования), необходимых для его возведения;
- выработкой единого подхода к размещению заказов исходя из специфики строительной отрасли;
- усилением контроля за расходованием бюджетных средств, направляемых на строительство (ремонт, реконструкцию и благоустройство);
- повышением эффективности заключения договоров на конкурсной основе.
Учитывая эти обстоятельства, 7 февраля 2005 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 58 “О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь”. Документом определены новые основания для размещения заказов на конкурсной основе, в соответствии с которыми проведение подрядных торгов стало обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков под гарантии правительства Республики Беларусь (далее — бюджетных средств) при стоимости строительства объектов 3 тыс. базовых величин и более; иных источников при стоимости объектов 50 тыс. базовых величин и более.
Согласно содержащемуся в Указе поручению постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 235 от 3 марта 2005 г. утвержден единый порядок организации и проведения подрядных торгов при размещении заказов на строительство объектов, учитывающий особенности их проведения на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров, необходимых для возведения данных объектов.
Таким образом, в настоящее время сфера применения подрядных торгов в строительстве расширилась за счет введения обязательности конкурсного отбора всех исполнителей, участвующих в реализации инвестиционного проекта. Другими словами, обязательным сегодня является выбор не только подрядчика (строительной организации) для строительства объекта, но и проектно-изыскательской, инженерной организаций, поставщиков, субподрядчиков — всех участников строительства, которые непосредственно осуществляют возведение объекта. Кроме того, при строительстве жилья законодательством предусмотрено проведение подрядных торгов для определения не только подрядчика, но и застройщика, осуществляющего строительство собственными силами без заключения договора строительного подряда (государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд).
Основными участниками, выполняющими возведение объекта, выступают подрядные организации, которыми, согласно закону “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь”, являются проектные и строительные предприятия. Сегодня законодательством предусмотрены одинаковые основания обязательности их выбора на подрядных торгах, которые зависят, как упоминалось выше, от стоимости строительства объекта в целом и источника его финансирования.
Так, выбор проектной организации на подрядных торгах является обязательным, если стоимость строительства объекта, финансируемого за счет бюджетных средств, составит 3 тыс. и более базовых величин, а при финансировании за счет иных средств — 50 тыс. и более базовых величин. Организация и проведение подрядных торгов в этих случаях осуществляется в общем порядке с учетом особенностей, установленных главой 7 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (далее — Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235. Если стоимость строительства объекта меньше приведенных выше величин, то, по нашему мнению, заказ на выполнение проектных работ размещается на переговорах.
Следует учитывать, что организация и проведение подрядных торгов на выполнение проектных работ имеет свои особенности. Например, на момент организации торгов по выбору проектной организации точных данных о стоимости строительства не существует, поскольку объект необходимо еще запроектировать. При решении данного вопроса рационально исходить из обоснований инвестиций в строительство либо приблизительной стоимости, определенной по объектам-аналогам, руководствуясь СНБ 1.02.06-98 “Порядок определения стоимости разработки проектной документации в строительстве”.
Организатор торгов по выбору проектировщика должен иметь в наличии установленные законодательством разрешительные документы. Их состав зависит от планируемой стадии разработки проектной документации, т.е. от определения предмета заказа (эскизное решение, архитектурный проект, строительный проект), выставляемого на торги. При принятии решения об объемах проектных работ, размещаемых на конкурсной основе, целесообразно учитывать требования законодательства по защите авторских прав.
На практике нередко возникают вопросы по поводу необходимости проведения подрядных торгов на проведение государственной экспертизы, выполнение авторского надзора. По нашему мнению, размещать заказы по выбору организации, осуществляющей государственную экспертизу проектной документации, на конкурсной основе не обязательно, так как она в соответствии с законодательными актами проводится исключительно территориальными органами РУП “Белгосэкспертиза Минстройархитектуры”, выбор которых на конкурсе не предусмотрен. Что касается размещения заказа на авторский надзор, то следует учитывать, что он, как правило, осуществляется подрядчиком-проектировщиком, разработавшим проектную документацию, на основании заключенного отдельного договора с заказчиком (СНБ 1.03.03-2000 Авторский надзор за строительством зданий и сооружений). Конкурсное размещение подобного заказа организовывается только в том случае, если стоимость услуг по авторскому надзору составляет 3 тыс. и более базовых величин при финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств и для осуществления авторского надзора в установленном законодательными актами порядке привлекается не упомянутый подрядчик-проектировщик, а иная организация.
Изучение и обобщение практики проведения подрядных торгов в соответствии с требованиями нового законодательства показало увеличение количества размещаемых заказов на конкурсной основе. Так, по статистическим данным, согласно форме “1-Подрядные торги” в 2005 г. проведено 2357 подрядных торгов (в том числе 33 торга по выбору проектировщика), что в 3 раза больше чем в 2004 г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что примерно по 1/3 объектов подрядные торги организовывались в случаях, когда их проведение по законодательству не являлось обязательным.
Стартовая стоимость возведения объектов, размещенных на торгах в этот период, как показывают их результаты, снизилась в среднем по республике на 3,87%. Благодаря этому при заключении договоров удалось сэкономить более 125 миллиардов рублей. Снижение стартовой стоимости заказов на строительство объектов, финансируемых за счет государственных и иных источников и в обязательном порядке размещаемых на подрядных торгах, достигнуто соответственно 3,46% и 4,0%. Несколько иное значение этого показателя по результатам подрядных торгов, обязательность проведения которых не установлена законодательством: соответственно 5,18% и 4,4%.
Как показывает мировая практика, снижение стартовой стоимости заказа на возведение объекта, выставленного на конкурс, колеблется в пределах от 5 до 15%. Учитывая, что в Беларуси количество заказов по строительству объектов, размещаемых на конкурсной основе, значительно увеличилось, особое значение приобретает повышение результативности подрядных торгов. Она зависит, по нашему мнению, от качества их подготовки (организации); продолжительности проведения; количества претендентов, участвующих в них; обеспечения конфиденциальности сведений, содержащихся в конкурсных предложениях претендентов; обоснованного выбора победителя торгов; создания информационных технологий управления ими. Все эти обстоятельства, с одной стороны, влияют на размер материальных затрат, связанных с организацией и проведением подрядных торгов, а с другой — на эффективность предложений по строительству объекта, таких, как цена, сроки, качество выполнения работ.
Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 впервые была введена административная ответственность за непроведение подрядных торгов или несоблюдение порядка их проведения, а также за финансирование строительства объектов за счет бюджетных средств без проведения подрядных торгов.
О непроведении торгов, по нашему мнению, можно говорить, если заказчик заключил договор без их организации либо когда они признаны состоявшимися при участии одного претендента.
Несоблюдение порядка проведения подрядных торгов может быть вызвано нарушением норм, прописанных в ст. 417–419 ГК Республики Беларусь и Положении о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов. Прежде всего это касается установленных требований в части разработки конкурсной документации, опубликования извещения, назначения конкурсной комиссии и проведения ее заседаний, составления протоколов заседаний, определения победителя и заключения с ним договора.
Несоблюдение (нарушение) правил проведения подрядных торгов может привести к наступлению гражданско-правовой ответственности. Она заключается в том, что законодательством устанавливаются юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом отдельных своих обязанностей, которые представляют собой экономически невыгодные последствия имущественного характера. Так, в соответствии со ст. 419 ГК Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (например, одного из претендентов). В данном случае признается недействительным и договор, заключенный по результатам таких торгов.
Субъектами ответственности при совершении обоих правонарушений могут выступать как юридические (заказчики, застройщики, генеральные подрядчики и др.), так и должностные лица, для которых предусмотрены следующие штрафные санкции:
- при стоимости строительства объектов от 3 до 50 тыс. базовых величин на юридические лица налагается штраф в размере от 100 до 500 базовых величин, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — до 20 базовых величин;
- при стоимости строительства объектов от 50 тыс. базовых величин и более юридические лица несут ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 тыс. базовых величин, должностные лица и индивидуальные предприниматели — до 30 базовых величин.
Обобщение практики показало, что действующее законодательство позволяет эффективно организовывать и проводить торги в строительстве. Наряду с этим выявлена необходимость внесения в него некоторых изменений и дополнений. В настоящее время разработаны проекты соответствующих нормативных правовых актов, которые находятся в стадии согласования. Кроме того, НИАП “Стройэкономика” готовит практическое пособие по применению законодательства в части проведения подрядных торгов в строительстве, которое позволит практикам более точно и правильно реализовывать соответствующие правовые нормы.