Вы здесь

Учебный корпус автодорожного техникума

02.12.2016 05:43
Просмотров: 50
Версия для печати

В конце 20-х, начале 30-х годов 20-го столетия на дальней окраине Минска вдоль Борисовского тракта начал формироваться новый район города. В этот сравнительно небольшой период здесь, почти одновременно, возводились здания электротехникума связи (Архит. Н. Маклецова ), корпуса Клинического городка, Политехнического института (главный корпус и общежитие), главный и лабораторный корпуса АН БССР – (Все спроектированы архитектором Г.Лавровым), здание Дома печати и др.

Разрушенное во время войны здание Автодорожного техникума

Архитекторы авторы всех этих объектов, их проекты, оказались «на переломе» политико-культурных изменений в стилевых направлениях архитектуры от конструктивистского к неоисторическому. В их числе оказался и проект  здания авто-дорожного техникума архитектора Г. Якушко, строительство которого началось в 1932 году по левою сторону Борисовского тракта несколько дальше уже строящегося к этому времени Дома печати. По проекту здание размещалось со значительным отступлением в глубину от красной линии формирующейся главной магистрали города.

Объемно–пространственная структура учебного корпуса техникума построена на традиционных конструктивистских принципах «разветвленного» расположения объемов различного функционального назначения. По первоначальному проекту здание состояло из трех основных объемов образующих в плане «П»-образную структуру с курдонером со стороны дворовой территории. Эта структура дополнена слева  небольшим двухэтажным объемом с соединительным переходом. Главный фасад, ориентированный вдоль красной линии, имеет асимметричное композиционное построение с выступающим в виде своеобразного ризолита торца левого 4-х этажного объема  главного входа в здание, к которому сзади примыкает 3-х этажный корпус. Фасадная плоскость ризолита также имеет асимметричное композиционное решение со смещением вправо группы входных дверей и окон второго этажа «усиленное» горизонталями балконов «уходящими за угол» на боковую стену объема. Асимметрия еще более усилена малыми деталями: небольшим оконным проемом в левой нижней части композиционного поля и часами в правом верхнем углу.[1] Структура ризолита завершена сверху небольшим объемом с плоской  крышей-козырьком выхода на эксплуатируемую кровлю. Фасадная часть стены  справа от входного ризолита   решена в виде протяженной плоскости с горизонталями оконных проемов большого размера, по форме близкими к квадрату,  в рамах с частым членением по вертикали и горизонтали. (Функционально оправданный конструктивистский прием). Ряды окон объединялись небольшим углублением поверхности стены в горизонтальные ленты. Такие же «ленты» окон имели и объемы здания, перпендикулярно примыкающие к главному корпусу сзади.   Асимметрия фасада частично  уравновешена размещенным слева 2-х этажным объемом (вероятно спортзала) и соединяющим его переходом от главного корпуса здания.

Под давлением обстоятельств, вероятно в начальный период строительства,  в его проект было внесено ряд изменений: - было принято решение отказаться от возведения левого 2-х этажного корпуса и соответственно перехода к нему. Это в значительной степени обеднило объемно–пространственную структуру здания. Возможно в это же время были пересмотрены функционально-структурная организация и композиционное решение торцевого фасада объема главного корпуса здания – он стал 3-х этажным. На первоначально «конструктивистски свободной» плоскости его фасадной стены были введены симметрично расположенные оконные проемы на всех  этажах с арочным завершением трех центральных окон в верхнем ряду. Появился приставленный к плоскости стены на всю ее ширину весьма активный структурно-композиционный узел портика с балконом и колоннадой стилизованного коринфского ордера на высоких постаментах и сплошным, сложной конфигурации в плане  ограждением балкона. Завершено построение фасада узким карнизом и трехступенчатым массивным аттиком с эмблемой.

Эти реализованные структурно-композиционные нововведения, к сожалению, не способствовали повышению эстетического уровня архитектурного решения, не обеспечили органической связи с другими элементами структуры и формы здания, исказили его первоначальную проектную стилистику.

Строительство здания техникума проходило в непростых организационных и экономических условиях. К началу строительства  (март 1932 г.) был готов только эскизный проект здания. (ГАМО. ф.351, оп.1,д.28, лл.2,11.) Тем ни менее окончание строительства «назначалось» на 1 января 1933 г. К концу сентября удалось выполнить только  23,12% объема работ, к ноябрю 1933 г. – 63,4%. В феврале 1934 г. возник вопрос о возможности завершения строительства в этом году.

Окончанием строительства учебного корпуса «Автодорожного комбината» (техникума) считается 1935 г.

Во время немецкой оккупации Минска в здании техникума некоторое время размещался лазарет, а позже штаб автомобильной бригады немецких войск. Судя по немногим фотографиям, ко времени освобождения города здание техникума было разрушено. От фасадной части здания осталась только коробка левого корпуса с колоннадой портика и часть стен правого перпендикулярного корпуса. Несколько больше «повезло» находящемуся рядом зданию бывшего торфо-мелиоративного техникума. Оно только выгорело, сохранив структуру стен.


В 1945 г. в стенах довоенного автодорожного и торфо-мелиоративного техникумов начал работу минский политехникум. Насколько удалось восстановить здания к этому времени данных не обнаружено. В исторической справке к паспорту «гiсторыка-культурнай каштоунасцi. Мiнск, Праспект Незалежнасцi,85» отмечается: «…на працягу 1945 – 1948 гг. будынкi тэхнiкумау былi адноулены». В ряде источников автором проекта восстановления зданий техникума указывается архитектор Н.Н.Маклецова.  По новому организационно-функциональному содержанию в здании бывшего автодорожного техникума размещалось общежитие, а здание торфо-мелиоративного техникума использовалось как учебный корпус.

При восстановлении здания общежития основным внешним изменениям подверглись форма, размер и шаг оконных проемов по всему периметру стен здания, кроме фасада ризолита. В отличие от первоначального «конструктивистского» решения они стали меньшими по ширине и с большими простенками. Это решение полностью изменило первоначальную образную характеристику здания: от конструктивистского осталось только несколько вертикальных проемов лестничных узлов.

Здание бывшего торфо-мелиоративного техникума было восстановлено в основном с сохранением первоначального проектного решения. Позже оба здания были объединены в общую объемно-пространственную структуру.  Новым активным узлом композиционной организации формы главного фасада здания стал возведенный в центре фасада четырех колонный портик с антаблементом на уровне второго этажа.

 

[1]Такая организация плоскости фасада, в определенной степени, схожа с композиционным решением фасада левого объема в структуре клуба Металлистов в Минске, построенного в 1929 году по проекту архитектора А. Васильева.

 





comments powered by HyperComments
Читайте также
27.12.2004 / просмотров: 13 442
Заказчик всегда задается вопросом: покупать готовый дом или строить его с нуля? Где и как правильно выбрать участок? Какие факторы учесть, чтобы не...
24.07.2005 / просмотров: 4 470
Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с юбилеем — 70-летием Белорусского союза архитекторов! Архитектор — одна из самых древних...
27.12.2005 / просмотров: 6 065
В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной...