Вы здесь

Родовые проблемы архитектурного образа: Крылья Победы в конечном исходе

(Похождение 1)
(Похождение нечистого разума 2)

Краткое содержание предыдущего похождения.

В свое время И. Кант предложил из всего многообразия проявлений нашего сознания выделять априорные знания, обретаемые, можно сказать, с рождением. Но и они неоднородны, поскольку могут быть чистыми, то есть вовсе не иметь примеси эмпирически добытых знаний, а могут и иметь эти примеси, делая разум, как мы договорились называть, нечистым. Такие примеси образуются не из непосредственного опыта, но из общих, по крайней мере, достаточно распространенных правил, которые все-таки заимствованы и подтверждены на практике других.

Одним из таких правил следует считать личные вкусы, художественные предпочтения и идеалы, а главное религиозные и идейно-политические конъюнктуры вдохновителей и заказчиков архитектурных произведений.

Вот очередной пример-доказательство.

Не так давно на берегу Средиземного моря в израильском городе Нетания был открыт памятник «в честь победы Красной Армии над нацистской Германией и в честь сотен тысяч евреев, воевавших в рядах Красной Армии». Впервые о намерении поставить памятник в честь победы Красной Армии над нацистской Германией Биньямин Нетаниягу объявил в феврале 2010 года, во время встречи с главой правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, проходившей в Москве. Понятно, что сие намерения в определенных кругах нашли самую восторженную поддержку. И из официального пресс-релиза узнаю:

"Поддержка этой инициативы позволяет продемонстрировать понимание Израилем огромной роли советской армии в победе над фашизмом и спасении евреев Восточной Европы. Не секрет, что многие израильтяне, в том числе политики, все еще считают, что ту войну выиграли американцы… Я думаю, что Нетаниягу еще раз продемонстрировал, что он умеет быстро воспринимать новые идеи, и выступил с заявлением по поводу скорого открытия памятника советскому воину-освободителю…

Для этого был якобы проведен международный конкурс, где победили, как нетрудно догадаться, российские авторы. (Это мне подсказывает мой нечистый разум, вдоволь обремененный конкурсными имитациями).

И вот с какой идеей:

«Дизайн памятника олицетворяет историю еврейского народа с древних времен и до освобождения евреев, выживших во время Холокоста, из концентрационных лагерей. Памятник спроектирован в виде пути, начинающимся темным лабиринтом, в котором находятся перекрестки, обозначающие главные трагические моменты в истории еврейского народа: от исхода из Египта, до разрушения Иерусалимского Храма и до Холокоста. В конце лабиринта – выход на светлое, открытое пространство с видом на море, в центре которого взлетающие к небу белые крылья голубя – символ мира и добра».

Вот так, ни много, ни мало, Красная армия, не думая и не гадая, словно замыкает тысячелетнюю и многострадальную историю еврейского народа, искони ведомого Моисеем, его Законами. При этом, невольно, возникают странные, несуразные даже видения.

Правда, оказывается не всего народа, а только Восточной Европы. Пусть «многие израильтяне, в том числе политики» теперь считают, что истый последователь Моисея только Красная Армия. То есть и Советская армия к этому отношения не  имеет, поскольку таковая появилась лишь в 1946 году. Более того, ее роль в мирном существовании Израиля может озадачить тех же «многих израильтян, в том числе политиков». Ведь в Войне Судного дня (1973), вооруженном конфликте между Израилем, с Египтом и Сирией Советская армия, как могла, была на стороне отнюдь не потомков Моисея.

Моисей (если без религиозного догматизма)  лишь вывел евреев из Египта, сорок лет тягостно проблуждал по пустыне, жестоко пресекая даже сомнения в правоте своего предприятия. Но, так и не достигнув «земли обетованной». Все равно, что наши культовые вожди, обещавшие светлое будущее и десятилетия водившие «освобожденный» народ в поиске «сияющих высот». Попутно устроив невиданный доселе в новейшей истории доморощенный идейно-кровавый «холокост» (англ. holocaust, от греч. holokaustos — сожженный целиком), по крайней мере, свободолюбия и инакомыслия собственного народа. А он пустил свои метастазы и в «ближнем зарубежье», и в Китае, и в Камбодже… Чуть ли не больше других от него пострадали как раз красноармейцы, включая генералов и маршалов…

Поэтому, еще не факт, что воспитанные на воинствующем атеизме и интернационализме красноармейцы, восставшие  на нападение агрессора и разгромившие фашизм, в его, как говорится, логове, восприняли бы себя всецело «последователями» Моисея. Как верховный (не считая Бога, конечно)  «главнокомандующий» он сложил полномочия и передал их Иисусу Навину. И уже под его  командованиям, как явствует из Ветхого завета, уничтожают город Иерихон, что уже тогда был на тысячелетия старше египетских пирамид и самого народа израильского. Не было пощады никому, кроме семьи помогавшей вторженцам блудницы Раав. После этого взят был город Гай с полным истреблением населения. Так же был завоеван, Ханаан, территории Палестины, Сирии и Финикии…

Не отсюда ли все последующие страдания еврейского народа, долженствующего знать и свято блюсти Закон: «Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее»?

Можно, конечно, возразить: их времена – их нравы.

Но мы-то о нравах наших, нынешних.

А что можно ждать от канонизированного мифа? (Историческая достоверность и личности Моисея, и Исхода разделяется сегодня далеко не всеми). Для нормального, здравого смысла, пожалуй, ничего, кроме познавательного интереса. Но пылкому воображению и ангажированному, нечистому разуму здесь привидятся крайне нездоровые и опасные реваншистские параллели. Стоить ли сегодня эквилибрировать подобными образами и сюжетами…

С чем нельзя не согласиться, то это со спасительной, то есть, языком уже Нового завета, мессианской ролью Красной Армии. Причем, подчеркнуто  интернациональной. Как бы это не извращал у некоторых нечистый на руку разум, как бы не начиняли и упрекали наших фронтовых героев богоотступничеством и захватничеством…

(В целом интересная философическая тема вырисовывается о диалектике Исхода и Изгнания, Захвата и Обретения).

Именно поэтому, к моему удовлетворению узнаю, что смысловое содержание мемориала в итоге претерпело существенное изменение.

Так, из его нового описания следует, что он по-прежнему состоит из двух частей, «связывающих победу Красной Армии над нацизмом с прекращением ]]>Холокоста]]> и последующим воссозданием ]]>еврейского государства]]>».

«Вторая мировая война скульптурно представлена в чёрном бункере. Справа представлена ]]>Катастрофа европейского еврейства]]>, а слева основные сражения ]]>Великой Отечественной войны]]>, начиная с ]]>22 июня 1941 года]]>, и до её конца ]]>9 мая 1945]]>».

Следовательно, ушел из темы, как я понимаю, Моисей с Исходом, который ведь никак не назовешь катастрофой, отчего и особая значимость всееврейского праздника в его честь – Пасхи.

Но и при этом остаются вопросы. И относительно соотношения «двух» войн, а также помещения основных, надо понимать победных, сражений ]]>Великой Отечественной войны]]> в «черный бункер» в зеркальном, получается расположении с «]]>Катастрофой европейского еврейства]]>».

Наконец, «вторая часть композиции представляет собой два белых крыла, символизирующих победу, надежду и память. Аллегорически эта часть соотносится с «]]>Журавлями]]>»».

Почему образ голубки, известный своей благодатью в обоих Заветах Библии заменен журавлями, судить не берусь. Ведь, добропорядочный иудей, должен, в частности, помнить Божий наказ назареям  о принесении в очистительную жертву, «двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания; священник одну [из птиц] принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение и очистит его от осквернения мертвым телом». (Не правда ли, интересная тема для дальнейшего развития похождений нечистого разума по этому же поводу?!).

У христиан голубка олицетворяет ни много, ни мало - Святой Дух.  

Наконец, она стала всеобщим символом мира благодаря гению  Пикассо…

Так что единственно, что приходит на ум – некогда очень популярные в нашей стране стихи и песня на них Расула Гамзатова – «Журавли». А все другие явления этих птиц разве что с большой натяжкой нечистого разума можно соотнести с тематикой памятника. Например, единственное упоминание в Библии: «…И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня».

…Открытию нетанского памятника придали достойный политический размах. Его «освятили» первополитики двух государств, что само по себе ожидаемо и похвально. Да и композиция памятника сама по себе формально вполне выразительная.

Пусть ее по-своему увидит каждый со своим, индивидуально прочищенным разумом. Будь то монотеистический архангел, будь то языческие крылья античной богини-победительницы Ники…

Не суть важно. Более того, учитывая, что в иудейской традиции, запрещающей изображать того, что на небе, на земле и в воде, и поклоняться этим изображениям, может, все предстанет по велению высокохудожественного разума как извечная борьба Зла и Добра, Тьмы и Света, Свободы и Рабства. Так что в конечном исходе – это Крылья Победы, которая действительно окрыляет. В том числе и в застенках падкого на угодливость нечистого разума.  Но, так уж мы, по Канту мыслим. А образы словно наблюдают время, когда им прилететь.

Между прочим: Прошло сообщение, что президент Израиля в исходе не приедет в Москву на юбилей Победы.

 

 

 

 

Читайте также
27.12.2004 / просмотров: [totalcount]
Заслуженный архитектор Республики Беларусь Лауреат государственной премии РБ Академик Белорусской академии архитектуры Член-корреспондент...
16.09.2005 / просмотров: [totalcount]
 Теперь это уже очевидно: в Светлогорске появился один из самых естественных по своей верности христианским традициям мемориалов, посвященных...
21.10.2005 / просмотров: [totalcount]
Срок службы зданий, сооружений или их отдельных элементов определяется множеством факторов — конструктивным решением, выбором материалов,...