(Похождение 1)
Вослед юбилеям и бессмертию Иммануила Канта (1724-1804)
Кантоград. (Так для себя я называю Кенигсберг, Калининград). Представляю уже несуществующее: где эта улица, где этот дом, который некогда был обретен в собственность Кантом? Тот дом семейно одинокого философа, из которого он практически не выезжал и где он создал целую серию философских «критик», начало которой положила «Критика чистого разума»…
Однако, по диалектике, у него должен быть и его антипод, альтернатива, оппонент. Следовательно, возможна критика нечистого разума, оказывающего свое влияние на наше творчество. И, наконец, должен быть и… нечистый разум.
Попробуем шаг за шагом проследить похождения этого феномена и его влияние на художественное творчество, на архитектурный образ.
…Гений Канта исходил из того, что всякое наше познание и, следовательно, действие творчество начинается с опыта. Ибо на нас оказывает влияние все, что действуют на наши чувства, подвигая наш рассудок сравнивать, связывать или разделять, то есть «перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом. Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта».
Однако при этом мы имеем знания, независимые от актуального опыта, существующие до него. Их великий мыслитель так и назвал – априорными знаниями. Их мы обретаем «не непосредственно из опыта, а из общего правила, которое, однако, само заимствовано нами из опыта»:
«Так, о человеке, который подрыл фундамент своего дома, говорят: он мог а priori знать, что дом обвалится, иными словами, ему незачем было ждать опыта, т.е. когда дом действительно обвалится. Однако знать об этом совершенно а priori он все же не мог. О том, что тела имеют тяжесть и потому падают, когда лишены опоры, он все же должен был раньше узнать из опыта».
В свою очередь из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое:
«Так, например, положение всякое изменение имеет свою причину есть положение априорное, но не чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта».
Поэтому разум, что руководствуется не истыми знаниями, можно как раз и назвать нечистым разумом. А действует он, исходя не то что из непосредственного, собственного опыта, но их общих или, по крайней мере, достаточно распространенных правил, которые заимствованы и подтверждены на опыте-практике других.
Так и у Канта был нажит свой нечистый разум, подпитанный достаточно богатым опытом своих соотечественников и не только…
…После лекций и обеда Кант неотступно совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу, окунаясь в его уникальную архитектуру. По вечерам же излюбленным занятием у философа было разглядывание, любование собором, который замечательно просматривался из окна его комнаты.
Не этот ли опыт очарования подвиг Канта к рассуждении и многоаспектном существе рассудка нашего и к созданию новаторской эстетической концепции прекрасного и чувственного?
И, несомненно, его житейский и метафизический опыт подсказывал, что он и после смерти может, должен остаться в ауре своих бессмертных образов и мыслей. Хоронят же святых, выдающихся особ внутри храмов. Но он вовсе не святой, не король, не маркиз… Ординарный профессор кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.
Подобный опыт, по правде говоря, не большой. Правда и мыслителей такого ранга не так уж, к сожалению, и много.
И все-таки…
Двести десять лет физический прах философа, приведшего десяток доказательств бытия Бога, находится, можно сказать сроднился с Собором.
Один для другого, словно фундамент общего дома, который не обваливает, как бы его ни подрывали время и войны. Значит, они не лишены опоры высшего и, похоже, также нечистого разума. Ведь уничтожать истинно и бесспорно духовные святыни, как показывает мировой опыт – дело в итоге обязательно обвальное. И это - «положение априорное».
P.S. То, что своеобразная гробница-саркофаг и непосредственно надгробие великого немецкого мыслителя невольно напоминают минский Дворец республики и иже с ним, будем также относить к похождениям нечистого разума, пропитанного стереотипами.
И другие похождения следуют