Вы здесь

Выбор подрядчика при строительстве и ремонте.

11.12.2016 20:50
Просмотров: 113
Версия для печати

 

Организации, основной вид деятельности которых является производство и реализация продукции, для выполнения текущего или капитального ремонта имеющихся у них на балансе зданий и сооружений нанимают подрядчиков. При этом очень часто встает вопрос как сделать ремонт не нарушив действующего законодательство.

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов установлен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88. Необходимо отметить, что указанное Положение не распространяется на закупки при строительстве с привлечением бюджетных средств (на государственные закупки).

Положением  о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение) предусмотрены следующие виды закупок:

- подрядные торги (при выборе подрядчика);

- торги (при закупке материалов);

- переговоры.

Подрядные торги (торги) проводятся в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством. В частности Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»,  пунктом 7 Положения.

            В случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным проводится процедура переговоров.

            Процедура переговоров проводится:

1) при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на:

- оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более;

- строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

2) при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на:

- оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;

- строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

3) в случаях:

- заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

- если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

- заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.

            В соответствии с Положением переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;

документация для переговоров - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения переговоров.

До проведения процедуры переговоров издается приказ, распоряжение или другой документ о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров, создании конкурсной комиссии (назначении ответственного лица за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.

Комиссия или ответственное за процедуру переговоров лицо:

- разрабатывает документацию для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

- определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. При отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику;

- представляет участникам документацию для переговоров и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

- организует и проводит переговоры;

- оценивает представленные участниками предложения для переговоров и принимает решение о результатах проведения переговоров;

- оформляет по результатам проведения переговоров протокол и извещает участников в письменной и (или) в электронной форме о результатах их проведения;

- заключает соответствующий договор по результатам проведения переговоров;

- осуществляет при необходимости другие функции, связанные с организацией и проведением переговоров.

Документация для переговоров должна содержать:

требования к предмету заказа и их участникам;

сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;

требования к сроку выполнения заказа;

цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;

проект соответствующего договора;

требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;

требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;

требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;

порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;

порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;

порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);

место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также вскрытия конвертов с предквалификационными документами в письменной форме на бумажном носителе (открытия предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (при необходимости);

право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;

порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;

критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры;

срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания.

Документация для переговоров утверждается руководителем организатора переговоров.

Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.

Организатор переговоров может провести переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.

Дополнительным элементом переговоров является процедура снижения цены заказа, которая заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.  Процедура снижения цены заказа может быть проведена в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.

Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров.

По результатам проведения переговоров не позднее десяти календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров. заключается договор.

Исходя из опыта применения Положения при проведении переговоров по выбору подрядчика на проведение работ по текущему или капитальному ремонту необходимо отметить следующие недостатки:

1) пункт 66 Положения указывает «Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.». Применение способа извещения участников путем направления им приглашений может привести к коррупционным проявлениям, когда приглашаются только «знакомые» участники, что сужает круг претендентов. Размещение приглашения в информационной системе «Тендеры» значительно расширяет круг потенциальных претендентов, но употребляемое в пункте 66 Положения сочетание «и» (или)» обязывает организатора дополнительно публиковать приглашение в любых средствах массовой информации, что увеличивает затраты организатора переговоров. На мой взгляд, в целях привлечения как можно больше потенциальных подрядчиков необходимо разместить  приглашения в информационной системе «Тендеры» и дополнительно направить приглашение всем известным потенциальным участникам, в связи с чем, пункт 66 Положения нуждается в корректировке;

2) Положение не предусматривает как поступить организатору, если не поступило ни одного предложения. По сути, необходимо данное обстоятельство отразить в протоколе, подготовить новое предложение и заново проводить работу по приглашению участников. На мой взгляд, с целью экономии времени  и материальных ресурсов необходимо чтобы Положение содержало условие о возможности по решению организатора продлить проведение процедуры переговоров в случае поступления одного предложения или не поступления предложений.

Из положительных сторон применения Положения при выборе подрядчиков можно отметить:

- прозрачность процедуры,

- возможность выбора подрядчика на конкурентной основе,

- возможность заключения договора на крайне выгодных условиях. При проведении процедуры переговоров в два этапа, т.е. с применением процедуры снижения цены заказа, изначальная цена предложения может быть снижена участниками до 40%, что крайне выгодно для заказчика.

Организации, основной вид деятельности которых является производство и реализация продукции, для выполнения текущего или капитального ремонта имеющихся у них на балансе зданий и сооружений нанимают подрядчиков. При этом очень часто встает вопрос как сделать ремонт не нарушив действующего законодательство.

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов установлен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88. Необходимо отметить, что указанное Положение не распространяется на закупки при строительстве с привлечением бюджетных средств (на государственные закупки).

Положением  о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение) предусмотрены следующие виды закупок:

- подрядные торги (при выборе подрядчика);

- торги (при закупке материалов);

- переговоры.

Подрядные торги (торги) проводятся в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством. В частности Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»,  пунктом 7 Положения.

            В случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным проводится процедура переговоров.

            Процедура переговоров проводится:

1) при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на:

- оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более;

- строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

2) при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на:

- оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;

- строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

3) в случаях:

- заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

- если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

- заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.

            В соответствии с Положением переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;

документация для переговоров - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения переговоров.

До проведения процедуры переговоров издается приказ, распоряжение или другой документ о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров, создании конкурсной комиссии (назначении ответственного лица за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.

Комиссия или ответственное за процедуру переговоров лицо:

- разрабатывает документацию для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

- определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. При отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику;

- представляет участникам документацию для переговоров и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

- организует и проводит переговоры;

- оценивает представленные участниками предложения для переговоров и принимает решение о результатах проведения переговоров;

- оформляет по результатам проведения переговоров протокол и извещает участников в письменной и (или) в электронной форме о результатах их проведения;

- заключает соответствующий договор по результатам проведения переговоров;

- осуществляет при необходимости другие функции, связанные с организацией и проведением переговоров.

Документация для переговоров должна содержать:

требования к предмету заказа и их участникам;

сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;

требования к сроку выполнения заказа;

цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;

проект соответствующего договора;

требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;

требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;

требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;

порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;

порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;

порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);

место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также вскрытия конвертов с предквалификационными документами в письменной форме на бумажном носителе (открытия предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (при необходимости);

право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;

порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;

критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры;

срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания.

Документация для переговоров утверждается руководителем организатора переговоров.

Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.

Организатор переговоров может провести переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.

Дополнительным элементом переговоров является процедура снижения цены заказа, которая заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.  Процедура снижения цены заказа может быть проведена в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.

Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров.

По результатам проведения переговоров не позднее десяти календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров. заключается договор.

Исходя из опыта применения Положения при проведении переговоров по выбору подрядчика на проведение работ по текущему или капитальному ремонту необходимо отметить следующие недостатки:

1) пункт 66 Положения указывает «Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.». Применение способа извещения участников путем направления им приглашений может привести к коррупционным проявлениям, когда приглашаются только «знакомые» участники, что сужает круг претендентов. Размещение приглашения в информационной системе «Тендеры» значительно расширяет круг потенциальных претендентов, но употребляемое в пункте 66 Положения сочетание «и» (или)» обязывает организатора дополнительно публиковать приглашение в любых средствах массовой информации, что увеличивает затраты организатора переговоров. На мой взгляд, в целях привлечения как можно больше потенциальных подрядчиков необходимо разместить  приглашения в информационной системе «Тендеры» и дополнительно направить приглашение всем известным потенциальным участникам, в связи с чем, пункт 66 Положения нуждается в корректировке;

2) Положение не предусматривает как поступить организатору, если не поступило ни одного предложения. По сути, необходимо данное обстоятельство отразить в протоколе, подготовить новое предложение и заново проводить работу по приглашению участников. На мой взгляд, с целью экономии времени  и материальных ресурсов необходимо чтобы Положение содержало условие о возможности по решению организатора продлить проведение процедуры переговоров в случае поступления одного предложения или не поступления предложений.

Из положительных сторон применения Положения при выборе подрядчиков можно отметить:

- прозрачность процедуры,

- возможность выбора подрядчика на конкурентной основе,

- возможность заключения договора на крайне выгодных условиях. При проведении процедуры переговоров в два этапа, т.е. с применением процедуры снижения цены заказа, изначальная цена предложения может быть снижена участниками до 40%, что крайне выгодно для заказчика.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 5 731
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
12.11.2004 / просмотров: 6 560
Во главе угла — рациональный подход Нынешний год в Беларуси проходит под знаком строительства жилья на селе. Президент страны поставил...
12.11.2004 / просмотров: 8 213
Одной из основных функций Министерства архитектуры и строительства является реализация единой технической политики в строительном комплексе. Она...