Вы здесь

Пирамида знаний

В августе этого года в Астане состоялся международный архитектурный конкурс на лучший проект здания Музея истории Казахстана. Одним из участников этого состязания стало петербургское архитектурное бюро «Студия 44».

Объект: Архитектурная концепция музея истории Казахстана

Адрес: Казахстан, Астана.

Авторский коллектив: Явейн Н. И. (руководитель), Зенкевич В. А. (ГАП), Снежкин Г. С., Аксёнов С. И., Кожин И. В., Лемехов В. И., при участии: Виноградовой М. С., Жуковой В. С., Руденко А. А., Новосадюка Е.А.. Конструктор: Герштейн В. И. Макет: Ициксон Я. С.

Для команды Никиты Явейна это уже второй проект на территории Казахстана. Как и в случае с Дворцом творчества школьников, архитекторы использовали в своем проекте мотивы национального казахского зодчества. И если дворец стал своеобразным парафразом традиционной юрты кочевника, то теперь источником вдохновения стала степная пирамида, а в основу архитектурной концепции положен принцип движения по спирали. По спирали организовано пространство Музея, разворачиваются его экспозиции и перемещаются потоки посетителей. «Спираль – древнейший символ стремления к центру, к просветлению и постижению смысла жизни, – поясняет Никита Явейн. – Спираль обозначает вечное развитие с его циклическими процессами: сменой времен года, ростом и убыванием луны, рождением и смертью. Нам показалось, что для музея, экспозиция которого посвящена именно истории, ее циклам и поворотам, этот образ подходит как нельзя лучше».

В разработанном проекте две главных спиралевидных траекторий. Одна проходит внутри здания, двигаясь по ней, посетители музея получат возможность совершить последовательный экскурс в историю Казахстана от древнейших времен до наших дней. Второй спиралевидный пандус обернул здание снаружи – это прогулочная дорожка, пущенная по эксплуатируемой кровле сооружения. По ней можно будет подняться на вершину комплекса, рассматривая по пути панорамы Астаны и барельефы на темы казахской истории, образующие непрерывную ленту на фасадах. Важно и то, что на каждом этаже внешний и внутренний пандус соединены специальными переходами, так что с изучения истории в любой момент можно будет переключиться на знакомство с пейзажами сегодняшнего дня.

Таким образом, структура музея может быть описана как два зиккурата, вложенных друг в друга. Правда, сами архитекторы, хоть и не отрицают очевидного сходства с этими древними сооружениями, настаивают на том, что их здание навеяно, в первую очередь, курганами – степными пирамидами, самыми надежными хранителями следов материальной культуры кочевых народов. Курганы на территории Казахстана и Алтая действительно часто имели ступенчатую форму «а ля зиккураты» – семантика обоих типов построек восходила к образу священной горы, увенчанной мировым древом. Кстати, на верхнем уровне здания предполагается высадить несколько деревьев, которые окружат пирамидальную верхушку остекленного атриума.

Световой колодец, о наличии которого этот элемент недвусмысленно свидетельствует, проходит через все здание, включая его подземные уровни. На отметке минус 4 метра архитекторы размещают подземное озеро, на берегу которого расположена лифтовая площадка. Это – начальная точка обзора, отсюда как на ладони предстает вся структура музея. Архитекторы намеренно остекляют одну из внутренних стен музея, так, чтобы за ней были видны экспозиционные пространства, а на противоположную непрозрачную поверхность наносят рисунок, изображающий «срез культурных слоев».

По вертикали спираль имеет четыре основных уровня. Каждый из них посвящен своему  историческому периоду: древнему, досоветскому, советскому и современному, – и на каждом витке спирали выделено семь тематических секторов: «Этнография», «Культура», «Наука», «Религия», «Искусство», «Природные богатства», «Экономика, политика, общество». Изучать экспозицию можно как последовательно, так и в пределах избранного сектора, пользуясь связывающими уровни лестницами. Сердцевину внутреннего пространства здания занимают фонды (для ознакомления с ними предусмотрен специальный маршрут), сгруппированные вокруг атриума, а все вспомогательные и обслуживающие помещения музея сосредоточены в подземной части сооружения.

Проектом предусмотрено, что поднимаясь на верхний уровень на панорамном лифте, посетители смогут пешком спускаться по пологому пандусу от раздела древнейших времен к разделам новейшей истории республики Казахстан. Метафорически это путешествие можно представить как спуск с горных вершин в цветущую долину. И, как оказалось, это очень точно соответствует представлениям казахских экспертов о развитии своего государства – придуманная «Студией 44» структура музея была особо отмечена всеми членами жюри.

автор текста:   Анна Мартовицкая

 


 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...