06.02.2012 12:22
Александр Акентьев, главный архитектор проектов УП «Минскградо»
По приглашению Шведского центра искусства и архитектуры «Fargfabriken» я принимал участие во встрече экспертов из Египта, Ливана, Иордании, Сербии, Македонии, Молдавии, Боснии и Герцеговины по проблемам формирования «нового» городского пространства столичных центров. Встреча прошла в Стокгольме (Швеция) 6–9 декабря 2011г.
Когда первой в незнакомой стране тебя «встречает» улыбающаяся с фотографии королевская чета, испытываешь приятное волнение. Окутанный декабрьскими сумерками город в свете фонарей и многочисленных рождественских свечей в окнах домов также не обманул ожиданий. Таинственности ему добавила эспланада факельных огней вдоль здания «Fargfabriken».
Днем предрождественская суета «спряталась» за фасадами домов и в подземных лабиринтах Стокгольма. На улицах и площадях предпочтение отдавалось пешеходным и велосипедным передвижениям, что знакомо нам только по провинциальному укладу жизни малого города и необычно для мегаполиса. Повсеместно меняющийся рисунок и мозаичное покрытие улиц и площадей создавали ощущение заботливо выстланных «домашних ковриков» по маршрутам движения.
Стокгольм, первым построивший скансен – музей народной архитектуры под открытым небом, может по праву носить звание города-музея с экспозицией объектов средневекового и современного архитектурного и градостроительного искусства. Такое впечатление утвердилось во время незапланированной протоколом поездки на периферию города в юго-западном направлении. Ни в чем не повторяющиеся градостроительные ансамбли многочисленных районов, многообразие форм, конструктивных приемов и отделочных материалов застройки, ландшафтное благоустройство и озеленение вызывали в памяти картинки из модных у нас в прошлом архитектурных журналов. Здания и сооружения, в которых были использованы металлические конструкции и фасадные детали из металла, отличались особой изысканностью архитектуры и дизайна.
Богатство природных ландшафтов запечатлелось в неповторимых городских пейзажах и силуэтах застройки на 14 островах многовекового города. Острота восприятия усиливалась отражением города в прибрежной акватории. И поведение горожан, и покой большой воды, и прозрачность воздуха, и камерный характер архитектуры и благоустройства создавали ощущение гармонии всех составляющих городской среды Стокгольма.
Организаторы встречи Томас Лунд, Михаэль Скоглунд и их коллеги подробно делились опытом шведских градостроителей. Нужно отметить, что все этапы их работы, начиная с определения социального заказа и заканчивая поиском адекватной пространственно-планировочной формы для конкретного сообщества в конкретной пространственно-временной ситуации, осуществляются с непосредственным участием проживающих в этой части города жителей. У нас также практикуется общественное обсуждение развития городской среды, но только по итогам уже завершенного градостроительного проекта.
Встреча с коллегами Стокгольмского муниципалитета не обошлась без сюрпризов. Так, докладчик и руководитель работ одного из первоочередных районов градостроительного развития столицы представился как профессионал- ПОЛИТОЛОГ. Озвученный им пример тридцатилетнего обсуждения с населением регионов целесообразности строительства западнее Стокгольма новой железной дороги показал, как непросто достигать общественного согласия в процессе организации градостроительной деятельности в Швеции.
4 жилые района Стокгольма, в которых мы побывали, хорошо продемонстрировали все этапы градостроительного цикла – планирование, строительство, старение и деградацию городской среды части города. Откровением стало посещение возведенного еще в 30-е годы XX столетия общественного центра микрорайона с полным набором объектов культурно-бытового обслуживания. В застройке жилого района 1970-х годов (по национальной программе «Миллион квартир за 10 лет») были узнаваемы черты современных минских районов массового жилищного строительства, но только с меньшей плотностью и этажностью застройки. Приятные чувства испытал в новом жилом районе «Hammarby Sjostad», позиционирующемся как рекреационный комплекс. Здесь, казалось, городская среда достигла совершенства.
Философия шведского градостроительства гротескно отразилась в архитектурном облике здания Центра градостроительной деятельности в новом жилом районе. Построенное над инженерными коммуникациями насосной станции здание с полностью остекленными фасадами и проемом в полу первого этажа в подвальное помещение ярко воплощает открытый и прозрачный характер градостроительной деятельности в Стокгольме.
Посещение музея современного искусства «Moderna Museet» позволило насладиться живописными шедеврами Моне, увидеть впечатляющие коллекции фотомастеров XIX–XXI вв., познакомиться с экспозицией музея архитектуры, порадоваться экспонатам выставки-конкурса «Архитектурный десерт» и стать участником презентации блестяще организованной выставки работ великих мастеров шведской архитектуры. Этого хватит не на один год приятных воспоминаний о гостеприимной и богатой талантами земле Швеции.
P.S. Путешествие в столицу XXI в. стало отчасти возвращением в свое профессиональное прошлое. Где-то в 1981 г., обсуждая с авторами строительные нормы, пытался доказывать преимущества метода предпроектных исследований и ситуационного градостроительного планирования по отношению к обезличенному нормативному методу планирования развития территорий. Кандидатом в депутаты Верховного Совета БССР в 1990 г. выступал с Программой создания в республике открытой неправительственной системы территориальной информации. В 1996 г. в НИР «Разработать систему принципов и методов комплексных исследований социально-экономических и природно-экологических процессов на территории Республики Беларусь» обосновывал отказ от формального поиска и оценки территориальных ресурсов в пользу исследования тенденций, проблем и закономерностей социально-экономических и природно-экологических процессов по формуле: «ИНТЕРЕСЫ – ЦЕЛИ – СРЕДСТВА». Похоже, что поиск путей максимального раскрытия в градостроительном проекте уникальности места, характера жизнедеятельности и потенциала их развития мало достижим без участия местного сообщества. Ознакомление с опытом работы шведских коллег обогащает и расширяет горизонты градостроительной профессии, и это – часть нашего пути достижения высоких европейских стандартов городской среды.