Вы здесь

Могилев: Конечного результата в развитии города не бывает

03.09.2003 22:00
Просмотров: 18 298
Версия для печати

Генеральный план г. Могилева
Опорный план г. Могилева
Транспортная инфраструктура г. Могилева

Город и его архитектурно-художественный образ
Город — сложная композиционная структура, складывающаяся в пространстве и времени. Его жизнь — большой спектакль, разворачивающийся на определенной сцене (территории), в рамках исторически складывающегося социально-экономического и политического сценария. Все участники этого процесса — территория города, его элементы, здания, люди — беспрерывно меняются в пространстве и времени.
Даже будучи какое-то время стабильной, планировочная структура города постоянно меняется в деталях, здесь происходит непрерывная последовательность состояний.
Город — это структура иерархически соподчиненных элементов, каждый из которых имеет собственное значение, но остается ограниченным, упорядоченным и обогащенным своей связью с другими элементами.


Восприятие города складывается из суммы впечатлений: как объективных, так и субъективных. К объективным факторам относятся градостроительные: структура, замысел композиции, природные факторы, положение города в системе расселения и др. Субъективные же — результат, с одной стороны, мастерства зодчих, а с другой — подготовленности человека к восприятию наблюдателя. В сознании отдельно взятого наблюдателя формируется самостоятельный образ окружения. Однако и при групповом восприятии возникает определенное принципиальное согласие. Именно такие групповые “общественные” образы могут быть положены градостроителями в основу формирования облика города. И задача архитектора заключается в выборе формирующих образ элементов, которые вызывали бы примерно одинаковые чувства у всех зрителей, т.е. создать проектированием среды предпосылки существования в данной ситуации устойчивого образа.
Современное общество технически в состоянии формировать за короткие отрезки времени заранее задуманные образы городов. Однако скороспелость не всегда есть выразительность и индивидуальность художественного образа.
Так как зрительное опознавание предмета зависит от его структуры и композиции, то можно с уверенностью сказать, что планировочная структура города и ее композиционные основы являются важным фактором, влияющим на процесс формирования архитектурно-художественного образа. Хорошо организованная структура уже содержит в себе образ города, способный вместить в себя изменения, адаптируясь тем самым к меняющимся условиям. Образ города никогда не может быть окончательным, так же как не может быть конечного результата в развитии города вообще.
 

Развитие планировочной структуры Могилева:
От замкнутости и суровости к открытости и приветливости
В VIII–IX вв. на месте нынешнего Могилева находилось укрепленное городище, из которого впоследствии и развился город.
В 1267 г. на территории городища на Валу витебские князья заложили замок (Рис. 1. Возникновение г. Могилева). При этом были умело использованы ландшафтные особенности: высокое плато при впадении р. Дубровенки в р. Днепр, что в градостроительном отношении позволило замку занять главенствующее положение над окружающей местностью. Его опоясывали оборонительные стены, а от посада замок был отделен рвом. Располагаясь в благоприятном торговом и стратегическом месте, замок становился поселением более высокого типа, приобретая впечатляющий и запоминающийся образ — город на реке, город-крепость, город-символ.
В 1577 г. Могилев получил полное самоуправление. В нем насчитывалось около 7 тыс. жителей, а занимаемая территория определялась границами ядра нынешнего центра города. Она была разделена на три части: территория замка, торговая площадь, жилые кварталы. Композиционным центром являлась ратуша — символ независимости. Силуэт города, как один из главных элементов его образа, стал богаче и разнообразнее.
В XVII в. границы Могилева значительно расширились. В нем проживают уже 15 тыс. человек. Происходит дальнейшее усложнение планировочной структуры. В конце столетия развивается храмовое строительство, что привнесло существенные изменения в архитектурно-художественный облик города. Среди низкой деревянной застройки возвышаются золоченые купола белокаменных церквей: Богоявленской (1633–1636 гг.), Николаевской (1669–1687 гг.), Успения (1679 г.). В 1670 г. возводится городская ратуша. Город теряет свой замкнутый и суровый характер, приобретая черты открытости и приветливости.
К началу XVIII в. дороги, соединяющие центральную площадь с другими частями города, сформировали радиальную систему планировки Могилева. У Королевской брамы начинается ул. Шкловская, у Ветряной — Ветряная, в предместье Лупалово пролегла Черниговская улица, которая через Днепровский мост вливалась в центральную площадь (нынешние улицы Первомайская, Ленинская, проспект Пушкинский). Эти улицы заложили основу современного плана Могилева (Рис. 2. Схема развития города по плану 1778 г.).

Генеральные планы прошлых лет
Новые черты планировочной структуры
В конце XVIII в. Могилев вошел в состав Российской империи и объявлен губернским городом. В 1778 г. составлен проектный план, в котором заложены принципы регулярной планировки города. Они сохранились и в генплане 1862 г. (Рис. 3. Схема развития города по плану 1862 г.).
 С ростом и упорядочением Могилева расширяются функции его общественного центра. Образуется система площадей. В застройке широко применяются “образцовые” проекты. Важной особенностью этого периода стало сознательное включение в композицию города зеленых насаждений.
С середины XIX в. появляются первые промышленные предприятия, что привело к существенным изменениям в структуре города. Об этом свидетельствует генеральный план 1898 г.
В 1902 г. в Могилев проложена железная дорога. Началось освоение прилегающих к ней территорий.
Увы, беспорядочное строительство, свойственное периоду промышленного развития, обесценило исторически сложившуюся часть города. В его образе проявились новые черты: диспропорция планировочной структуры, хаотичность, плохое санитарное состояние застройки.
После революции 1917 г. начинается новый этап в развитии планировочной структуры Могилева (Рис. 4. Схема развития города по плану 1918 г.). Создаются промышленные районы, расположенные вне селитебных территорий. Дифференциация жилых и промышленных зон открывала широкие градостроительные возможности в создании четкой планировочной структуры. Однако в размещении промузлов допускаются ошибки. Весь западный район с предприятиями высокого класса вредности закрыл городу пути развития в юго-западном направлении вдоль Днепра. (Позже такую же роль для южного направления развития города сыграло ПО “Химволокно”.)
Первый генеральный план Могилева советского периода (1936–1939 гг., авторы — арх. Н.Е. Трахтенберг и М.Н. Андросов) впервые трактует р. Днепр как главную композиционную ось города. Началась пробивка нового диаметра в широтном направлении — пр. Мира. Таким образом, основу композиционной структуры теперь определяют два взаимно перпендикулярных диаметра — ул. Первомайская и пр. Мира. Одновременно намечается создание кольцевых и полукольцевых магистралей, объединяющих все районы Могилева.
Послевоенный генеральный план (1947–1949 гг., авторы — арх. Г.А. Парсаданов и М.Н. Андросов) наметил пути восстановления и дальнейшей реконструкции города. В этот период основное внимание уделяется застройке ул. Первомайской с прилегающими кварталами. В основу планировочной структуры положен жилой квартал.
В очередном генеральном плане (1961 г.) предусматривается значительный территориальный рост города вдоль р. Днепр в северо-восточном и юго-западном направлениях. Создаются жилые и промышленные районы, а в основу планировочной структуры положен микрорайон. Намечается преобразование дорожно-уличной сети в единую транспортную систему. Однако здесь допускается серьезная ошибка: зеленые овраги города предлагается использовать для прокладки грузовых магистралей.
Следующим генеральным планом (1981 г., авторы — арх. БелНИИПградостроительства А.М. Горб, Ю.И. Глинка, М.Г. Мызников) предлагается создание пяти планировочных районов (центрального, северного, восточного, южного и западного) с жилыми и промышленно-складскими зонами, зелеными насаждениями, спортивными сооружениями и общественными центрами (Рис. 5. Схема развития города по генеральному плану 1981 г.). Предусматривается формирование общегородского центра как многофункциональной пространственно-развитой системы. При этом предпринята попытка вернуть утраченные исторически сложившиеся традиции — четкость функционального зонирования, включение в ткань центра зеленых насаждений, ансамблевость застройки, силуэт. Проектом предлагается развить ядро центра города на левую сторону оврага Дебря в южном направлении и тем самым широко раскрыть на р. Днепр и его зеленую пойму. Предполагалось создание выразительного силуэта застройки центра путем размещения иерархически соподчиненных высотных и объемных доминант. Основным структурным планировочным элементом на новых территориях был микрорайон преимущественно c 5–9-этажными жилыми домами.
Нынешний генеральный план 2003 г. (УП “БелНИИПградостроительства”) разработан вследствие значительных изменений социально-экономических условий, приоритетов в жилищной политике, ввода в действие новых строительных норм Беларуси (СНБ 3.01.01.96). Он разрабатывался в два этапа. Первый — “Концепция генерального плана г. Могилева” — завершен в 1998 г. В концепции разработаны принципиальные решения по пяти основным блокам: социально-экономическому, архитектурно-планировочному, транспортному, экологическому и инженерно-техническому. Идеи и принципы, заложенные в концепции, получили уточнение, глубокое развитие и разработку на втором этапе.

Новый генеральный план
Очередной этап исторического развития Могилева
Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь Могилев рассматривается как национальный центр системы расселения. Он располагает оптимальной и эффективной трудовой структурой населения (65,7 % — трудоспособного и 18,3 % — дотрудоспособного возраста), высоким научно-техническим и социально-культурным потенциалом (высшие и среднеспециальные учебные заведения, научно-исследовательские и проектные учреждения, 6 музеев, 3 театра, филармония), что является важнейшим ресурсом развития города. Историко-культурное наследие включает 24 памятника градостроительства и архитектуры республиканского значения, в том числе исторический центр (XVI–XX вв.).
Могилев — многофункциональный центр с высокоразвитой многоотраслевой промышленностью. До 2020 г. основными отраслями специализации останутся химическая (33,5% объемов товарной продукции) и легкая (15,0%) промышленность, машиностроение и металлообработка (18,5%), электро-энергетика (16,8%). Стратегической целью промышленной политики Могилева в прогнозном периоде является создание конкурентоспособного высокотехнологического комплекса обрабатывающих отраслей, обеспечивающих экономический рост, достаточный прожиточный уровень населения и оздоровление экологической обстановки.
Приоритетами в развитии малого и среднего бизнеса будут инновационная деятельность, выпуск экспортной и импортозамещающей продукции, товаров народного потребления, предоставление социально значимых услуг, создание дополнительных рабочих мест.
В основу разработки нынешнего генерального плана положен анализ исторического развития Могилева и его планировочной структуры, учтены положения предыдущего генплана, сложившаяся структура города и тенденции ее развития совместно с прилегающими территориями, планировочные ограничения, экологическое состояние окружающей среды, социально-экономические, транспортные и другие факторы.
В итоге принят вариант компактного развития города с открытой планировочной структурой, который позволяет развивать исторически сложившуюся структуру Могилева (без коренных изменений), обогащая ее новыми элементами.
В генеральном плане принято территориальное развитие города в следующих направлениях:
восточное и северо-восточное — на землях колхоза “Коминтерн”;
западное (Минское) — на землях колхоза имени Володарского и УКП ОТПЦ “Маяк”.
юго-западное — вдоль ул. Челюскинцев до Буйничского поля.
Планировочную структуру генерального плана определяют и формируют четыре основных взаимоувязанных функциональных элемента: селитебные территории, места приложения труда, общественные центры и рекреационные пространства.
В основу планировочной организации территории положен принцип районирования, который учитывает общую структуру Могилева, естественные или искусственные границы (реки, железные дороги), а также сложившуюся и проектируемую сеть улиц и дорог. В результате территория города делится на шесть планировочно-структурных районов (Центральный, Северный, Восточный, Южный, Юго-Западный и Западный), в каждый из которых включены жилые районы, промышленно-складские зоны, общественные центры, рекреационные территории. Система общественных центров строится по иерархическому принципу: общегородской центр, центры планировочных районов, жилых районов и микрорайонов, промышленно-складских районов и специализированные центры.
Жилая и общественная застройка являются одной из главных составляющих в формировании архитектурного облика города, его эстетических и художественных качеств. Именно в ней, как в зеркале, отражались на протяжении веков культура и быт народа, его представление об окружающей среде.
Жилая зона города состоит, в основном, из двух видов застройки — многоквартирной и усадебной.
Глубокие преобразования, происходящие в обществе, требуют совершенно иного подхода к структуре жилья и планировочной организации его территорий. Учитывая социальную дифференциацию общества и различный уровень доходов населения, генпланом предусматривается разнообразие типов жилища.
По-прежнему будет возводиться обычное многоквартирное жилье для массового потребителя. Такой вид застройки предусмотрен во всех планировочных районах, как на новых территориях, так и реконструируемых. Но приоритетными выбраны Западный, Восточный и Южный.
Помимо того, предусмотрены жилые группы домов с повышенным качеством строительства и нетрадиционной планировкой больших квартир. Они будут размещены в центре города, вдоль главных магистралей для формирования общественных центров, а также в зонах, приближенных к зеленым массивам и водным пространствам.
Генпланом предусматривается возможность дальнейшего развития общегородского центра вдоль пр. Мира, а также на территории вдоль левой стороны оврага Дебря и правой стороны оврага Дубровенка. Для лучшей связи с ядром существующего центра города предусматривается два пешеходных моста через овраг Дебря.
В генеральном плане заложена дальнейшая реконструкция существующих территорий общегородского центра с целью насыщения его современными функциями и придания статуса города европейского уровня.
Создание новых промышленно- складских районов не предвидится. Однако предлагается реконструкция и упорядочение существующих территорий промпредприятий, складов и баз.
Генпланом определена стратегия реконструкции сложившихся территорий Могилева. Это обусловлено как новыми социально-экономическими условиями развития города, так и объективными процессами развития планировочной структуры основных функциональных зон — жилых, общественных и производственных.
Задачей комплексной реконструкции сложившихся территорий является формирование экологически безопасной и комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей устойчивое развитие города на основе экономии территориальных и природных ресурсов.
Одной из особенностей Могилева, отличающей его от других областных центров, является наличие пойменных территорий р. Днепр, оврагов Дубровенка, Дебря и Струшня с малыми одноименными реками. (Широкая пойма Днепра сохранилась незастроенной ввиду ее подтопляемости грунтовыми и паводковыми водами.)
Пойма Днепра и Дубровенки, Печерский лесопарк, парки по пр. Пушкина и ул. Шмидта, им. Горького, скверы, бульвары, овраги Дебря, Струшня, Восточный овраг — великолепный резерв города для формирования на данном этапе его архитектурно-художественного образа. Поэтому на основе существующих открытых пространств и зеленых насаждений генпланом предусматривается создание единой системы ландшафтно-рекреационных территорий.
Несмотря на большие утраты, которые город понес в результате разрушений во время Великой Отечественной войны и агрессивной по отношению к архитектурному наследию послевоенной реконструкции, в Могилеве сохранились устойчивые основные элементы планировочной структуры исторического центра и значительное количество городской застройки XIX — первой половины XX в.
Опираясь на имеющийся архитектурный потенциал, возможно регенерировать исторический характер города. Поэтому в генеральном плане выполнен историко-архитектурный опорный план и проект охранных зон (регулирования застройки; охраняемого ландшафта; охраны археологического (культурного) слоя). В настоящий момент под охраной государства находятся 144 архитектурных объекта. Они расположены в районе улиц Болдина, Комсомольская, Ленинская, К. Либкнехта, Первомайская, Лазаренко.
Также генеральным планом определена зона особого градостроительного регулирования, которая проходит по границе внешней кольцевой автомагистрали и включает зону отдыха “Любуж”. Здесь должны быть установлены режимы и регламенты сельскохозяйственной деятельности, не противоречащие перспективному развитию города.
В Могилеве начала активно развиваться свободная экономическая зона. Она состоит из шести участков: “Трансмаш”, “Деревообрабатывающее производство”, “Могилевторгсервис”, “Технопарк”, “Аэропорт”, “Блок недостроенных помещений троллейбусного депо”. Преимущественное развитие получил участок “Трансмаш” на севере города.
Однако, несмотря на имеющиеся оптимистические предпосылки дальнейшего развития исторически сложившихся традиций, городу необходимо решать и множество проблем. Одна из важнейших — развитие центра. Наряду с развитием его планировочной структуры, территориальным расширением, насыщением современными функциями, нельзя забывать о восстановлении утраченного и сохранении существующего архитектурного наследия. Для этого следует выполнить как минимум два проекта — детальный план центра и проект регенерации исторически сложившейся застройки центра. (Могилев — единственный из областных центров город, не имеющий такого проекта.)
Необходимо также разработать проекты детальных планировок пойменных территорий и открытых зеленых пространств города с целью недопущения их застройки с неспецифическими функциями.
Актуальной для Могилева является и проблема большого количества старой усадебной застройки в центральной части города. Для ее решения необходимо разрабатывать на отдельные районы проекты приватизации и реконструкции усадебной жилой застройки.
В тесной связи с планировочными проблемами города находятся и транспортные. Стратегия развития магистральной улично-дорожной сети заключается в увеличении ее пропускной способности, повышении скорости движения, снижении временных затрат.
Для этого предусматривается:
изоляция транзитных транспортных потоков;
вынос за пределы города грузовой и сортировочной работы;
включение железнодорожного транспорта в городские пассажирские перевозки;
формирование радиально-кольцевой планировочной структуры улично-дорожной сети города;
формирование параллельных дублеров для основных автодорожных входов в город;
разгрузка центральной части города путем формирования тангенциальных и кольцевых элементов улично-дорожной сети;
обеспечение жителей местами для постоянного и временного хранения автомобилей, а также объектами автосервиса.
Большие проблемы у Могилева в сфере развития инженерной инфраструктуры. Это и дождевая канализация, водное благоустройство, старые канализационные коллекторы, находящиеся в аварийном состоянии, и санитарная очистка территории. В крайне плохом состоянии главный коллектор с дюкером. Поэтому генпланом предлагается построить новый, расположив его параллельно существующему, и реконструировать ГКНС.
В последние годы произошло некоторое улучшение экологической обстановки в городе. Однако проблем в этом направлении по-прежнему много. Для их решения необходима разработка программ и конкретных проектов, нацеленных на градостроительные экологические преобразования, охрану и защиту природных сред и территорий.
Авторский коллектив генерального плана выражает уверенность, что общими усилиями архитекторов и администрации города можно решить все проблемы и вернуть дальнейшее развитие планировочной структуры Могилева в русло исторических традиций.



comments powered by HyperComments
Читайте также
01.11.2006 / просмотров: 7 538
Заказчик, проектировщик и генподрядчик — ЗАО “Автопривал” Жилые массивы Первомайского района служат восточными воротами столицы. С...
04.05.2007 / просмотров: 5 048
После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики в стране началось восстановление народного хозяйства, в том числе ликвидация жилищной нужды...
19.07.2007 / просмотров: 4 290
Город – сложнейший организм, более сложный, чем любой из механизмов, созданных человеком, будь то авианосец или авиалайнер. Над изобретением...