Вы здесь

Место размещения диктует архитектурно-художественный образ нового района: “Казимировка” в Могилеве

Версия для печати

В отличие от наших предков, которые имели возможность при “закладке” будущего города выбирать для него наиболее удачное место с определенными характеристиками, современному архитектору для разработки проекта достается территория с уже сложившимися условиями (природными, социальными, демографическими, особенностями исторического развития и т.д.)

Не всегда эти исходные характеристики хороши по своей сути и обеспечивают быстрый и успешный итог разработки проекта.

Место размещения играет ключевую роль при формировании идеи, замысла архитектурно-художественного образа будущего района. Статус нового района определяется его положением в плане города.

Жилой район “Казимировка” в Могилеве располагается на ответственном градостроительном участке: главном въезде в город со стороны Минска на пересечении двух крупных магистралей – Минского шоссе и проектируемой кольцевой магистрали. Отсюда вытекают высокие требования к формированию внешнего облика будущего района, его архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению, а также к качеству застройки.

По генеральному плану 2003 г. территория района намечалась под первоочередное и перспективное развитие многоквартирной застройки.

Район в границах проекта занимает обширную территорию (495 га), которая имеет плоский рельеф и не обладает богатыми природными факторами. На сегодняшний день около 80% этой территории свободно от застройки, на остальной части располагаются жилой микрорайон с 5–9-этажными панельными домами, участок усадебной застройки, промышленные территории, склады, боксовые гаражи и базы.

Таким унылым и невыразительным пейзажем встречает нас Могилев. И, конечно, первая мысль архитекторов была коренным образом изменить первое впечатление о городе, создать яркий и запоминающийся архитектурно-художественный образ района, к чему обязывает статус и расположение данной территории.

Исходя из этого, разработка детального плана базировалась на следующих основных концептуальных принципах формирования и развития территории проектируемого района:

 

территория района не обладает богатыми и разнообразными природными факторами. Поэтому в детальный план закладывается принцип компенсации этих недостатков (в частности, зеленых насаждений) за счет создания озелененных пространств непосредственно в самой застройке;

в связи с тем что вся территория района имеет плоский рельеф, для формирования выразительного облика района в детальном плане заложен принцип применения высотных акцентов и объемных доминант;

основу планировочной структуры района определяют две взаимно пересекающиеся крупные магистрали – Минское шоссе и проектируемая кольцевая магистраль с транспортной развязкой в двух уровнях. Эти факторы определяют местоположение главного планировочного и композиционного узла района; необходима разработка концепции градостроительного развития главной магистрали – Минского шоссе;

ответственное градостроительное положение района требует применения современных приемов планировки и застройки для его формирования. На ответственных участках и вдоль главных улиц района необходимо строить здания на основе передовых конструктивных схем и по индивидуальным проектам с применением строительных и отделочных материалов повышенного качества;

учитывая экономические расчеты генерального плана и тот фактор, что на территории данного района существует дефицит мест приложения труда, в детальном плане не ставилась задача достижения на территории района максимальной плотности жилой застройки, а значит, и большой численности населения. Поэтому в проекте принят вариант разноэтажной застройки в зависимости от ее месторасположения;

по генеральному плану к этому району многоквартирной жилой застройки примыкают территории коттеджной и усадебной застройки. Для более органичного перехода от высокой застройки к низкой в проекте принят вариант постепенного снижения этажности застройки от центра района и главных магистралей к периферийным зонам до 2–4 этажей.

На основе этих концептуальных принципов формирования и развития будущего района и строилась объемно-пространственная и архитектурно-художественная композиция проекта. Архитекторы постарались максимально компенсировать все недостатки и подчеркнуть достоинства данной территории, формируя благоприятную среду обитания и жизнедеятельности будущих жителей нового района.

В основу планировочной структуры лег принцип микрорайонной и квартальной застройки с четким каркасом улиц, заложенный в генеральном плане.

Одним из главных элементов композиционного построения планировочного образа района явилась зеленая зона района: внутренние пешеходные зеленые улицы (коридоры), которые пронизывают все микрорайоны, связывая их между собой, и образуют единую систему. К этому зеленому коридору привязаны все детские сады и школы, а также крупные спортивные и общественные комплексы района. Зеленая зона запроектирована так, чтобы внутри микрорайонов она не пересекалась улицами и проездами, поэтому является территорией без транспорта. Весь общественный транспорт ходит по внешнему контуру кварталов.

Пересекая жилые образования, зеленый коридор формирует внутри них площади, которые организуют вокруг себя застройку квартала и являются местами общения, развлечения и отдыха жителей данного микрорайона. Здесь же могут размещаться объекты первичного культурно-бытового обслуживания, места отдыха, малые архитектурные формы, фонтаны, спортплощадки.

В северо-западной части района зеленая улица выходит к спортивной зоне, которая находится рядом с лесопарком и включает в себя стадион, спортивный манеж, ФОК, теннисные корты, а также Молодежный центр, выставочный павильон и др.

Таким образом, из любого дворового пространства можно выйти на зеленую улицу и прогуляться по ней в спортивную зону района и в лесопарк, а по пути сделать необходимые покупки, забрать или отвести детей в детский сад или школу.

Используя эти внутренние пешеходные зеленые улицы – коридоры, можно свободно передвигаться по всем жилым образованиям, не соприкасаясь с транспортом (для этого предусмотрены подземные переходы через улицы общегородского значения), и иметь возможность всегда выйти на остановку общественного транспорта. Зеленые улицы предлагается использовать и для велосипедного движения в целях популяризации этого вида транспорта среди населения и особенно молодежи, а также для формирования безбарьерной среды для определенной категории населения (инвалидов, взрослых с детскими колясками и т.п.).

Большое внимание в проекте уделено формированию вертикальной композиции и объемно-пространственной организации застройки в целях достижения выразительного и запоминающегося архитектурно-художественного образа района.

Схема организации высотных доминант на весь город была разработана еще на стадии генерального плана и, конечно, учитывалась в данной работе.

Для решения этой задачи в проекте применены следующие градостроительные приемы:

зонирование территории по этажности. В результате выявлена зона главных магистралей района и центральной части его территории;

формирование планировочных узлов. Это позволяет территориально закрепить места сосредоточения главных общественных функций районного и городского уровней;

формирование композиционных узлов. Это дает возможность акцентировать места изменения жилой среды на уровне планировочных образований (площади на зеленых пешеходных улицах, объекты обслуживания, малые архитектурные формы и др.);

применение высотных доминант общественной застройки, что позволяет закрепить и акцентировать места планировочных узлов при восприятии района из внешних пространств;

применение высотных доминант жилой застройки. Это позволяет разнообразить силуэт главных улиц района и акцентирует наиболее ответственные участки застройки с наличием объектов культурно-бытового назначения;

применение объемных доминант. В детальном плане они играют как роль ориентиров на замыкании зрительных перспектив, так и роль организующих элементов небольших жилых и общественных пространств.

Вместе с этим прорабатывался и цельный образ магистрали, или концепция градостроительного развития главных улиц, в особенности Минского шоссе. Учитывая его высокий статус, было решено акцентировать это транспортное направление как высотными, так и объемными доминантами, располагая их в узловых точках, и создать целостный архитектурный ансамбль улицы. Застройка магистрали должна осуществляться зданиями высокого архитектурно-художественного качества по индивидуальным проектам, согласно разработанным для данного детального плана градостроительным регламентам использования территорий.

Во всем проекте заложен принцип ансамблевости застройки: ансамбль улицы, ансамбль площади, ансамбль общественных пространств, ансамбль группы домов и т.д.

Интересным приемом стало применение разноэтажной застройки в зависимости от места ее расположения, в результате чего появилась возможность формировать разнообразную жилую среду дворовых пространств, жилых групп, кварталов и микрорайонов.

Домами повышенной этажности предлагается застраивать основные улицы района – Минское шоссе и Проектируемую № 1 (в районе транспортной развязки), снижая этажность от 12–14 до 2–4 этажей к периферийным его зонам для более органичного перехода к жилой усадебной застройке, которая согласно генеральному плану города граничит с проектируемым районом.

В комплексе с жилой застройкой большую роль в формировании архитектурно-художественного облика района и его главных планировочных и композиционных узлов играют и объекты общественно-делового и культурно-бытового назначения.

На пересечении двух крупных магистралей города с транспортной развязкой в двух уровнях запроектирован главный планировочный и композиционный узел района. Здесь по замыслу архитекторов расположена главная высотная доминанта нового района – многофункциональный общественный комплекс, включающий в себя офисно-деловой центр с подземными паркингами, гостиницу, ресторан, кинотеатр, автосалон и др.

Возведение высотного акцента на ответственном градостроительном участке, формирующем въезд в город, закономерно: яркий, запоминающийся архитектурный ансамбль произведет должное впечатление и явится качественной ступенью развития города. И подобно любому акценту, комплекс должен отличаться от окружающей застройки высоким архитектурно-художественным качеством, более продуманным авторским решением и соответствующими финансовыми затратами на строительство.

Высотное многофункциональное здание с обилием сервисных услуг станет не только архитектурной доминантой, но и центром притяжения горожан, поэтому комплекс расположен на основной пешеходной зеленой оси района и имеет хорошую доступность, как транспортную, так и пешеходную.

Одной из главных проблем современных городов является проблема автостоянок и парковочных мест для хранения автомобилей и организация транспортного движения.

Исходя из интенсивности движения вдоль улицы общегородского значения Минское шоссе, которая является продолжением автомагистрали республиканского значения Минск – Могилев, предусматриваются боковые местные проезды, с которых осуществляется обслуживание прилегающей застройки и размещаются парковочные места.

Многоэтажные гаражи-стоянки и паркинги вынесены за пределы жилой застройки. Они располагаются в коммунальной зоне района, а также по контуру вдоль северо-восточной, юго-западной и северо-западной границ района с соблюдением необходимых норм по доступности и хорошими пешеходными связями с жилыми кварталами.

Как уже отмечалось, авторы максимально возможно разделили пешеходное и транспортное движение, организовав пространство для людей и пространство для машин, где обеим сторонам комфортно и удобно.

Может, неслучайно одно из самых престижных мест в плане города оказалось до сих пор не застроено, как будто ожидая своего часа?

Авторы выражают уверенность, что при поддержке могилевчан и администрации города здесь появится прекрасный новый район – визитная карточка Могилева.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 652
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 11 986
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 419
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...