Вы здесь

Белорусам ищут альтернативные инструменты приобретения жилья

С принятием указа № 13 из 850 тысяч человек, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на государственную поддержку смогут претендовать примерно 370 тысяч. Такие данные озвучила первый заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Ирина Архипова на недавней итоговой коллегии ведомства. Однако желающих отметить новоселье, безусловно, намного больше. Как привлечь средства населения в отрасль?

Перечисляя альтернативные инструменты, специалисты загибают пальцы: система строительных сбережений, ипотека, арендное жилье… Что касается первых двух, то они не заработают, пока годовая инфляция не снизится до уровня 7—8 %. К тому же законодательная база под эти инструменты еще не подведена. Так, сейчас на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания находится проект закона, которым предполагается внести дополнения и изменения в закон "Об ипотеке", который фактически был принят несколько лет назад, но до настоящего момента так и не заработал. Документ, регулирующий применение системы строительных сбережений, тоже пока только в проекте. В этом году запланировано строительство арендных домов, но по всей Беларуси их планируется ввести в эксплуатацию только 46 тысяч кв. м, что совсем немного. 
 
Еще один из потенциальных, но не закрепленных законодательно инструментов — принятие в зачет строительства нового жилья уже имеющейся собственности. "Необходимо развивать новые формы коммерческого строительства на основе долевых принципов с разделением домов, строящихся с господдержкой и без нее", — дополнила список Ирина Архипова.
 
Кроме того, в условиях ограниченного количества финансовых ресурсов стоит задача использовать их с максимальной эффективностью. Поэтому Минстройархитектуры готовит концепцию формирования государственного заказа на жилье для граждан, имеющих право на господдержку. "Предполагается, что такое жилье будет строиться УКСами с последующей передачей очередникам на завершающей стадии строительства", — пояснила представитель ведомства.
 
И все-таки наиболее остро сегодня стоит вопрос, который стал одним из ключевых и в прошлом году, — формирование индекса строительно-монтажных работ. В условиях, когда принятие Указа № 13 оставило многих граждан за бортом льготного кредитования, а альтернатив фактически не предложено, эта тема лежит не только в экономической, но и в социальной плоскости. На другой чаше весов — интересы подрядных организаций, финансовое положение которых на фоне сдерживания цены оставляет желать лучшего. "Плюсы и минусы принятых решений известны всем, — пояснила первый замминистра. — И мы будем максимально отстаивать интересы строителей, с обоснованием стоимости строительства одного квадратного метра жилья, которое планируется к вводу в 2013 году".
 
В прошлом году цену жилого "квадрата", действительно, удалось удержать, и в Минском горисполкоме это считают серьезным достижением. В целом по столице за 2011 год один метр обошелся в среднем в Br 2,45 млн, нуждающимся в улучшении жилищных условий — в Br 2,16 млн. По сравнению с 2010-м в сопоставимых ценах "квадрат" потерял почти 13 %. "Какими силами? Оборотные средства подрядных организаций вымыты, рентабельность составила чуть более 6 %, этого недостаточно для воспроизводства, — пояснил заместитель председателя горисполкома Сергей Радоман. — Если и дальше продолжим сдерживать стоимость метра, то будем усугублять положение наших предприятий".
 
В декабре прошлого года зарплата по отрасли (включая промышленность), по данным Белстата, составила Br 3,061 млн. Этого недостаточно, чтобы удержать белорусских строителей, которые сегодня активно участвуют в возведении объектов на соседних рынках, прежде всего в России. Специалисты ожидают массового оттока работников подрядных организаций с наступлением весеннего периода. "И уходят, к сожалению, лучшие", — посетовал Сергей Радоман. По расчетам столичных властей, в этом году дефицит строителей в Минске составит около 3 тысяч человек, в том числе в коммерческих структурах. Как удержать ценных специалистов?
 
Существуют, безусловно, объективные причины, которые не лучшим образом отражаются на экономике подрядных организаций. Но не все из них задействуют свои внутренние резервы. "Если хотите 5 миллионов рублей зарплату — значит, и выработка должна быть соответствующая, надо объемы больше взять", — высказал свою точку зрения министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов. Он также не поддержал идею столичных властей "утяжелить" цену квадратного метра затратами на внутриквартальную инженерно-транспортную инфраструктуру: "Город Минск эти затраты и так довольно вольно включал в стоимость метра — так, что ни гражданину, ни нам всем вместе не разобраться". Кстати, горисполком инициирует также принятие нормативно-правового акта, который разрешит ввод жилья без чистовой отделки. Это, по расчетам специалистов, сократит объемы льготного кредитования примерно на 8 %.
 
К сожалению, не решается пока такой вопрос, как повышение качества строительства. Например, в прошлом году количество мотивированных отказов по жилью в некоторых областях выросло в 4 раза, рассказал первый заместитель председателя Госстандарта Виктор Назаренко. "Мы делаем вывод, что качество строительства не повышается. Крайне низка эффективность внутреннего контроля в подрядных организациях, — пояснил специалист. — Не видим мы улучшений и в качестве проектной документации, хотя много на эту тему говорим". В настоящее время готовится документ, которым будет предписано снижать сметную стоимость объектов. По оценкам Госстандарта, к решению этой задачи нужно подходить с двух сторон: разрабатывать дополнительные нормативы, которых не хватает, но в то же время уходить от необоснованности и нерациональности многочисленных проектных решений.
 
В этом году объем ввода в эксплуатацию жилья в Беларуси составит, согласно планам, 4,2 млн кв. м. Известно, что в конце января премьер-министр и председатель Национального банка подписали протокол с поручениями о реализации указа № 13. Определено, что граждане, заключившие договоры с банком, продолжают строительство в рамках открытых кредитных линий. Тем из них, кто попадает под категории документа, выделенная линия будет пересчитана с учетом складывающейся стоимости квадратного метра на старых условиях. В ближайшее время облисполкомы и Минский горисполком должны пересмотреть списки граждан и передать их в банк для пересчета кредита. До того момента банкам поручено кредитовать граждан в пределах открытых линий. Как сообщила Ирина Архипова, в течение февраля Министерство архитектуры и строительства должно проанализировать правоприменительную практику по Указу № 13 и внести предложения по его реализации и урегулированию спорных вопросов. 
 
Татьяна КОЗЛОВА, Рэспубліка

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Полноценная среда обитания человека невозможна без развитой системы отдыха и оздоровления. Она включает озелененные пространства вблизи жилища,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...