Вы здесь

Строительный комплекс: итоги 2006 года

Прошедший год для стройкомплекса страны, без преувеличения, стал годом перемен. Впервые в Беларуси утверждена Государственная комплексная программа развития материально­технической базы строительной отрасли на 2006–2010 гг. Главная ее цель – за счет обновления и увеличения мощности национального строительного комплекса выйти на новый качественный уровень и строить до 80 % объемов жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся, сдерживая рост стоимости строительства. В целом за пять лет намечено ввести в эксплуатацию 23,5–26 млн м2 общей площади жилых домов, ежегодно обеспечивая прирост в размере 500 тыс. м2, а в 2010 г. выйти на годовой рубеж в 5,7–6,2 млн м2.

Отсчет времени начат. Пройден первый и очень важный этап на пути к намеченным целям. Чем он был характерен для отрасли? Ведь от грамотного старта в значительной степени зависит, какое ускорение он даст прохождению всей дистанции и окажется ли победным финиш.

Положительная динамика экономической деятельности отрасли, годовые итоги которой были озвучены на состоявшейся 26 января коллегии Министерства архитектуры и строительства, в очередной раз подтвердила ее высокую работоспособность. Доведенные задания в последние годы стабильно выполняются, и результаты социально­экономического развития по большинству целевых показателей соответствуют уровню прогноза. Не стал исключением в этом плане и 2006й.

И все же главный его итог, думается, в ином. А именно в осознанной необходимости реформирования внутриотраслевых организационноэкономических отношений, либерализации и расширения правового русла для более эффективного взаимодействия всех участников инвестиционного цикла, совершенствования государственной градостроительной политики с целью комплексного развития населенных пунктов и регионов страны.

Работа проделана огромная, особенно активизировалась она с приходом на пост главы министерства Александра Селезнева. Новый стиль руководства – “умение хорошо работать сегодня не должно заслонять глубинных проблем, а сочетаться с их предвидением и упреждением” – привнес в отрасль интенсивную динамику, заставляя руководителей предприятий гораздо критичнее посмотреть на результаты своей деятельности, чаще оценивать перспективы и альтернативы, глубже анализировать текущую производственно­хозяйственную и финансовую деятельность. В методах работы руководства министерства преобладающим стал заинтересованный, охватывающий весь комплекс задач, стоящих перед отраслью, государственный подход.

Да и формат самой коллегии (дело не только во внешних атрибутах) постепенно приобретает форму конструктивного живого диалога, смелее обнажающего “чувствительные точки”, высвечивающего рациональные идеи. Характерно, что они не повисают в воздухе, а берутся на заметку и анализируются соответствующими службами министерства.

Оптимизируется система управления строительным комплексом в целом и на региональном уровне. Присутствие в зале заседаний коллегии представителей сельских строительных организаций, частных компаний – свидетельство того, что в отрасль возвращаются предприятия всех форм собственности, так или иначе участвующие в жилищном строительстве и реализации Государственной инвестиционной программы.

Итоги 2006 г.
Жилищное строительство

В целом по стране в 2006 г. введено в эксплуатацию 4136 тыс. м2 общей площади жилых помещений, или 98,5 % годового задания и 109,2 % к фактическому вводу за 2005 г. Установленное задание выполнено всеми регионами, за исключением г. Минска (932,4 тыс. м2, или 87,1 % годового задания).

В сельской местности и малых городских поселениях ввод в эксплуатацию составил 1716 тыс. м2 общей площади, или 134,6 % годового задания. В сельскохозяйственных организациях при плане 8645 домов (квартир) построено 8664, в агрогородках (в соответствии с мероприятиями Государственной программы возрождения и развития села) – 1485 жилых домов (квартир).

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 2255 тыс. м2, или 54,5 % от общего ввода за данный период.

Инвестиционная деятельность

Объемы инвестирования в строительную отрасль в 2006 г. значительно возросли. При годовом задании 319,5 млрд руб. в основной капитал привлечено инвестиций в сумме 344,6 млрд руб. Темп их роста по сравнению с 2005 г. увеличился на 24,1 % и превысил прогноз на 10,1 %.

Подрядная деятельность

Строителями республики в целом выполнено подрядных работ на 10,3 трлн руб., или на 17,5 % больше, чем в предыдущем году. Темп роста подрядных работ по строительно­монтажным организациям Минстройархитектуры составил 122,3 % при прогнозе 105 % и достигнут в основном за счет увеличения производительности труда на 12,7 %.

Производство строительных материалов

Темп роста производства продукции промышленности строительных материалов в целом по стране составил 114,7 % при максимальном уровне прогноза 111 %. Увеличен выпуск основных строительных материалов: цемента (111,6 %), стеновых материалов (122,6 %), сухих строительных смесей (126,9 %), санитарных керамических изделий (132,2 %), железобетонных труб (131,5 %). Соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства снижено до 47 %, что указывает на ее востребованность на внутреннем рынке.

Экспорт товаров возрос на 17,4 % при прогнозе 9 %. Достигнуто положительное сальдо внешнеторгового оборота – 175,8 млн долларов США.

Финансовые результаты

Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг по министерству за январь­ноябрь 2006 г. составил 9,1 %, в том числе в отраслевой промышленности – 11,3, в строительстве – 7 % (при задании 10,5 и 6,5 % соответственно).

По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. количество убыточных предприятий по министерству сокращено на 40 %, в промышленности стройматериалов – более чем в 2 раза (с 22 до 8 организаций).

Реализация Государственной инвестиционной программы

В 2006 году возводилось и реконструировалось 432 социально значимых объекта и сооружения. Всего введены в эксплуатацию 200 объектов и пусковых комплексов при задании 163.

Среди них общеобразовательные школы (4007 ученических мест), учреждения дошкольного образования (414 мест), больницы (168 коек), амбулаторно­поликлинические организации (451 посещение в смену), клубные учреждения (1148 мест).

Сданы в эксплуатацию информационный и социокультурный центры Национальной библиотеки, пристройка к Национальному художественному музею и учебноспортивный корпус Белорусской государственной академии физической культуры в Минске, учебный корпус Минской духовной семинарии в пос. Жировичи, Ледовый дворец в Жлобине, плавательный бассейн в Вилейке, часть Августовского канала на территории Гродненской области, жилой корпус домаинтерната в н.п. Селюты Витебского района, пусковой комплекс санатория «Ясельда» Пинского района и спального корпуса санатория «Сосны» Мядельского района.

Завершена реконструкция первой очереди Республиканского научнопрактического центра «Мать и дитя» и операционно­реанимационных отделений НИИ травматологии и ортопедии в г. Минске, НИИ онкологии и медицинской радиологии в пос. Боровляны Минского района.{/mostip}

Эффект законодательных инициатив

В 2006 г. Главой государства принят ряд указов, разработанных по инициативе и с участием Министерства архитектуры и строительства и направленных на существенное изменение работы стройкомплекса, реальное сокращение сроков и стоимости строительства.

Впервые за период существования нашей страны как суверенного государства утверждены Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006–2010 годы и Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь.

Внедрение новых положений, правил и норм в практическую деятельность, как ожидается, уже в нынешнем году даст ощутимый экономический эффект. Так, Указ № 676 “О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования” предусматривает упрощение механизмов на всех этапах инвестиционного цикла – от получения разрешения, проектирования, экспертизы и до ввода объекта в эксплуатацию.

Если раньше обоснование инвестиций, например, необходимо было представлять на этапе архитектурного проекта, то сейчас данная стадия является утверждаемой частью проектносметной документации и основанием для открытия финансирования и проведения торгов по выбору подрядчика на строительство. Это практически вдвое уменьшает подготовительный цикл.

Сокращен перечень проектов жилых домов, подлежащих государственной экспертизе. Министерство издало в 2006 г. каталоги типовых проектов домов, что освобождает заказчика (если дом уже был построен) от необходимости заказывать документацию, ждать ее изготовления и, соответственно, проводить экспертизу. Сегодня достаточно обратиться в проектный институт, чтобы получить однажды разработанную документацию, заплатив только за ее размножение. Остается лишь обосновать с помощью проектировщиков тип фундаментов в зависимости от грунтов и инженерных сетей.

Не подлежит госэкспертизе проектносметная документация типовых (повторно применяемых) объектов социально­культурного назначения и объектов капитального ремонта, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций.

По расчетам, стоимость проектных работ в случае использования повторно применяемых проектов сокращается с 2 до 0,5–0,7 %, а подготовительный цикл – до 4–5 месяцев, что в конечном счете ведет к снижению стоимости жилья.

При строительстве жилых домов по типовым и повторно применяемым проектам (ДСК, жилье на селе) для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменена обязательность проведения торгов. Область или район самостоятельно определяют подрядную организацию, и она напрямую, без проведения торгов, закупает стройматериалы государственных предприятий­монополистов (цемент, щебень, утеплитель и др.), цены на которые утверждены соответствующими государственными ведомствами. Указом также установлена возможность перехода от торгов к прямым переговорам после двух несостоявшихся торгов, а по объектам жилья – после первых несостоявшихся торгов.

Предусмотрено выделение этапов производства работ в проектносметной документации. Это означает, что можно не ожидать завершения проектирования в целом, а подготовить ПСД на фундаменты, провести ее экспертизу и начинать строить, параллельно проектируя здание или сооружение.

Согласно документу, в стране создается единая служба государственного заказчика по возведению жилых домов для нуждающихся и объектов соцкультбыта в виде коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству в городах. В их компетенции – разработка двух и пятилетних планов финансирования, проектирования и организация строительства жилых домов для очередников, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными годовыми прогнозами и генеральными планами населенных пунктов. До 16 февраля 2007 г. должны также начать функционировать унитарные предприятия, осуществляющие на договорной основе подготовку и оформление разрешительной документации на строительство объектов.

Указ дает возможность решать и многие другие актуальные вопросы функционирования строительной отрасли. Во исполнение данного документа Минстройархитектуры разработан ряд нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения в некоторые постановления Совета Министров. В настоящее время, как сообщил Александр Селезнев, в установленном порядке прошли согласования и утверждены следующие Положения:

– о составе, порядке подготовки и выдаче разрешительной документации на строительство, реконструкцию и реставрацию, ремонт и благоустройство объектов;

– о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектносметной документации;

– о едином государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой;

– о главном архитекторе области, города, района, администрации района в городе;

– о порядке проведения экспертизы градостроительных проектов.

Оперативно вносятся изменения в Положения о порядке формирования договорной цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов; изменения и дополнения в действующие постановления Совета Министров Республики Беларусь в части упрощения порядка и сроков процедур согласования по вопросам лицензирования, проведения подрядных торгов, порядка формирования договорной контрактной цены и др.

Сформирован состав Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь. Подготовлен перечень товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями страны, закупка которых осуществляется на основе переговоров.

Выполняя поручение Главы государства, Министерство архитектуры и строительства совместно с облисполкомами продолжают активизировать процесс создания в отрасли новых и увеличения мощностей существующих строительных организаций в каждом районе страны. К 1 января 2008 г. планируется довести численность работников в них до 100 человек, а к 2010 г. (при необходимости) – до 200 человек.

Разумеется, новшества не могли не затронуть и сферу сельского строительства, интенсивно развивающегося в последние годы. Здесь также значительно упрощены процессы проектирования и возведения объектов, включая реконструкцию, капитальный и текущий ремонты. С этой целью министерством подготовлены и изданы перечень и альбом паспортов типовых проектов экономичных благоустроенных жилых домов усадебного типа для строительства в сельской местности; перечень проектов повторного и массового применения для строительства объектов социальной сферы на селе; два альбома паспортов типовых проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурнопланировочными и потребительскими качествами.

Сокращен перечень видов работ, выполняемых при капитальном ремонте и модернизации зданий и сооружений (изменения внесены в СНБ 1.04.02–02 “Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений”), на которые необходима разработка проектной документации. Расширен перечень работ, выполняемых при текущем ремонте, при котором составляется только дефектный акт и на его основании сметная документация (приказ Министерства от 29.09.2006 г. № 262).

Необходимость разработки чертежей по конкретным объектам капитального ремонта в сельских населенных пунктах определяется заказчиком по согласованию с генеральным проектировщиком (П4–04 к СНБ 1.03.02–96), а для технически несложных объектов допускается сокращение состава и объема проектных материалов по решению генерального проектировщика (проектировщика) и согласованию с заказчиком (п. 6.4 П4–04 к СНБ 1.03.02–96).

Перечисленные меры позволяют реально сократить сроки проектирования и строительства объектов в сельской местности.

Таким образом, всем участникам инвестиционной деятельности предоставлены широкие возможности для более эффективной работы. К сожалению, по словам министра, не только рядовые работники, специалисты, но и многие руководители, как показала состоявшаяся в министерстве встреча с заместителями председателей райисполкомов, главными архитекторами районов и областей, не владеют пока в полной мере данной информацией. В связи с этим в марте­апреле планируется проведение семинаров в регионах по ее изучению.

Основополагающее значение для развития материально­технической базы стройкомплекса имеет Указ № 499 “О некоторых мерах по обновлению основных средств строительной отрасли”. Он предусматривает увеличение ставки отчислений в инновационный фонд, направляемых на модернизацию активной части основных фондов предприятий, приобретение техники, которая так необходима сейчас на стройплощадках. Практический результат не замедлил сказаться: объемы финансирования на эти цели в 2006 г. увеличились почти в 3 раза. Взаимоотношения участников долевого строительства и застройщиков отрегулированы указами № 396 и 729.

Все эти нововведения, по высказыванию председателя Витебского облисполкома Виктора Петруши, произвели революцию в стройкомплексе. Ориентиры намечены, предпосылки для четкой и согласованной совместной работы созданы, подчеркнул он, теперь необходимо как можно быстрее привести в соответствие с новой законодательной базой все ведомственные документы, чтобы выйти на эффективные результаты.

Глубокий анализ программ энергосбережения – первый шаг к улучшению экономической ситуации

Энергетический фактор поставил перед Минстройархитектуры непростую задачу по формированию стоимости строительства. Резкое удорожание газа, тепловой и электрической энергии объективно не может не вмешаться в определение цен на строительные материалы и изделия, выпуск которых относится к наиболее энергоемким. Как известно, около 80 % потребляемых при этом энергоносителей приходится на природный газ, поэтому энергетическое давление особенно скажется на строительной отрасли. Поиск эффективных способов противостояния – важнейший стратегический приоритет.

В Минстройархитектуры работа по снижению энергоемкости выпускаемой продукции постоянно находится в центре внимания. За последние пять лет на этом направлении достигнуты неплохие результаты – экономия составила 519 тыс. т условного топлива (т у.т.), что позволило увеличить выпуск продукции на 72,5 %. При этом потребление топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) возросло всего на 23,8 %, а энергоемкость выпускаемой продукции снизилась на 28,3 %.

В 2006 г. строительная отрасль одна из немногих в республике сумела достичь установленного показателя по энергосбережению (7,1 % при плановом задании 7,0 %), который является одним из самых высоких по экономике в целом.

Программа на 2007 г. предусматривает дальнейшее снижение энергопотребления на 110 тыс. т у.т. Однако в связи с доведением повышенных заданий по энергосбережению уже возникла необходимость разработки дополнительных мероприятий по экономии ТЭР на 2007 г.

Ситуация требует углубленного поиска новых возможностей, преодоления стереотипов, и главное, не ради успешной отчетности. По большому счету, цена вопроса – сохранение конкурентоспособности отрасли, жизнедеятельности производственных коллективов.

Выступая на коллегии, министр особо подчеркнул, что сегодня нужны более глубокие и комплексные решения, требующие концентрации на данном направлении усилий специалистов и руководителей всех уровней, включения в процесс в полной мере потенциала отраслевой науки.

Целесообразно, по его словам, повторно проанализировать вопросы использования нетрадиционных видов энергии, незамедлительно приступив к реализации намеченных мер по переводу промышленности на альтернативные виды топлива, внедрению менее энергоемких процессов в изготовление извести, цемента, энергогенерирующего оборудования. При этом важно правильно распорядиться финансовыми ресурсами.

В целом, считает руководитель министерства, назрела общая необходимость введения усовершенствований в организацию работ по энергообеспечению. Возглавить эту работу на местах должны непосредственно руководители предприятий, спрос с которых будет самый жесткий вплоть до введения зависимости оплаты их труда от выполнения доведенных заданий по энергосбережению.

Все ли резервы использованы?

Одним из ответов на этот вопрос прозвучало выступление директора УП “Институт БелНИИС” Михаила Марковского. Главный лейтмотив – не замыкаться в узких рамках собственных представлений об энерго­ и ресурсосбережении, а, взглянув на обострившиеся проблемы шире, призвать на службу разработанные учеными, проверенные практикой новаторские технологии. Многие из них достаточно успешно используются отдельными предприятиями. А что остальные? То ли пребывают в неведении, то ли не желают обременять себя лишними заботами, собирая эффект по крупицам. Но большое всегда вырастает из малого. И кому, как не строителям, возводящим дом по кирпичику, этого не знать.

Поэтому БелНИИС предлагает начать массовое внедрение научных разработок в ближайшее время. Каких и по каким направлениям?

В первую очередь речь о технологиях скоростного бетонирования, в частности химизации бетона. Некоторые предприятия, по словам Михаила Марковского, с ними уже на “ты”, но в целом по республике ситуация далека от идеальной. Для сравнения, расход тепловой энергии при пропарке бетона в разных строительных организациях колеблется от 0,25 до 0,45 Гкал/м3. Но есть и такие, которые тратят на эти цели 0,1, а в летнее время и 0,05 Гкал/м3. Почему бы не взять на вооружение эти технологии повсеместно?

В ближайшее время институт готовится представить программу по переходу на новое поколение химических добавок. Весь мир работает уже с 3м и 4м поколениями гиперпластификаторов, позволяющих снизить водоцементное отношение до 0,2. Поэтому следующий шаг – это переход к высокоподвижным смесям и к самоуплотняющимся, не требующим вибрации при укладке бетонам.

Михаил Марковский обратил также внимание на проблему наиболее энергоемкого материала – цемента, дефицит которого все чаще ощущает внутренний рынок в строительный сезон. Наши цементные заводы производят в основном чисто клинкерный цемент. Однако в мире даже самые развитые страны не могут позволить себе такую роскошь и используют в полной мере все виды цемента. Чисто клинкерный цемент необходим только для ответственных конструкций, там, где надо получить морозостойкость свыше 200 циклов, в дорожных, мостовых конструкциях, подвергающихся массированному износу. И удельный вес таких объектов в общем объеме не очень большой.

В нашей же практике высокомарочный цемент требуют все вплоть до сельских строителей, ПМК и даже розничной сети. В то же время, на взгляд Михаила Марковского, для многих видов работ вполне пригоден портландцемент с минеральными добавками (содержание клинкера до 20 %) и шлакопортландцемент (свыше 20 %), если подходить к делу с инженерной точки зрения. По поручению министерства БелНИИС разработал рекомендации, какие цементы, в каких количествах и пропорциях и для каких конструкций применять.

Эффективны в плане энергосбережения технологии монолитного бетона, позволяющие до 6–7 месяцев в году обходиться практически без затрат электроэнергии при его укладке и твердении. Минимума энергопотребления требуют и разработанные учеными технологии зимнего бетонирования. Сегодня владение ими – признак конкурентоспособности наших организаций на внешнем рынке. Все важнейшие объекты последнего времени, начиная с Национальной библиотеки, построены с их использованием. И какими бы на первый взгляд нереальными ни казались при этом задачи по темпам, срокам и качеству строительства, они реализованы.

Более чем оправдала себя практика научного сопровождения при возведении ответственных объектов, подчеркнул директор БелНИИС. В ходе ее параллельно ведутся исследования и испытания, внедряются новые технологии, многим из которых нет аналогов в мире. Как результат – сокращение сроков строительства, экономия ресурсов и финансовых средств, что как раз и отвечает запросам сегодняшнего дня. И это всего лишь часть направлений, которые на виду и которые можно реализовать прямо сейчас, убежден Михаил Марковский.

Ресурс роста – модернизация

В пакете инвестиционных проектов, реализация которых предстоит в текущем году, на первом месте – увеличение мощностей цементного производства. С пуском 3й технологической линии, строительство которой идет на предприятии “Кричевцементношифер”, годовой выпуск цемента в стране увеличится на 516 тыс. т в год. За счет установки дополнительной печи обжига на Белорусском цементном заводе мощности прирастут еще на 200 тыс. т в год.

Однако чтобы удовлетворить возрастающие потребности внутреннего рынка и сохранить экспортную составляющую, выпуск цемента к 2010 г. требуется удвоить и выйти на годовую мощность до 6,5 млн т. Поэтому развитие цементной промышленности в ближайшие годы будет продолжено. В настоящее время разработано техническое задание на строительство 2й технологической линии на БЦЗ по выпуску цемента наименее энергозатратным сухим способом с возможностью использования в качестве топлива каменного угля. Планируется проведение международного тендера на технологическое проектирование, комплектацию оборудованием и сдачу объекта “под ключ”.

Николай Дудыко,
генеральный директор ПРУП “Кричевцементношифер”:

– Строительство новой линии идет по графику. На данном этапе занимаемся строительством горячей части печи – сооружением фундаментов под холодильник. Оборудование с завода тяжелого машиностроения (г. Электросталь), выигравшего тендер, поступает без сбоев, уже получена опорная часть, которая удерживает печь. К концу года планируется завершить строительно­монтажные работы по введению печи в эксплуатацию, а пусконаладочные, по всей видимости, – в первом квартале будущего года.

Стоимость осуществляемого проекта оценивается в 78 млрд руб., в прошлом году освоено, правда, всего лишь 14 млрд руб. изза задержки с проведением тендера.

Масштабная реконструкция дробильно­сортировочного завода продолжается на РУПП “Гранит”. Ожидается, что в текущем году предприятие выйдет на годовую мощность по выпуску щебня в объеме 10 млн т, а к концу 2008го –13 млн т.

Владимир Аутко,
генеральный директор РУПП “Гранит”:

– В настоящее время работы осуществляются в трех корпусах дробильно­сортировочного завода – это 1, 2, и 3я стадии дробления (без корпуса сортировки), где полностью меняется дробильное оборудование. По контракту с финской компанией, поставляющей оборудование на весь технологический процесс, в первую очередь начаты монтажные работы на 3й стадии. Здесь у нас самое проблемное место – сверхнормативный износ оборудования. На сегодняшний день получены 8 дробилок, к ним грохота и питатели, 2 уже смонтированы и подписан акт ввода их в эксплуатацию. В настоящее время финские специалисты осуществляют шеф­монтаж еще двух комплексов, которые планируем ввести к 10 февраля и сразу запустить в работу.

На 2ю стадию дробления из 6 необходимых машин получены 2, на 1ю – оборудование по графику будет поступать с апреля по ноябрь.

Видимо, говорить об окончательных результатах по производительности и качеству можно будет, когда полностью встанет вся технологическая цепочка. Сейчас, конечно, экономическая ситуация не может не вызывать беспокойства. Вслед за повышением стоимости энергоносителей устремились вверх цены на материалы, взрывчатые вещества. А погашение кредита на осуществление реконструкции предприятие осуществляет за счет прибыли...

Программой развития стекольной промышленности Республики Беларусь на 2006–2010 гг. запланированы крупные преобразования на предприятиях отрасли. Идет реконструкция в ОАО “Стеклозавод “Неман”. В течение 2007–2008 гг. современное импортное оборудование предполагается установить на Борисовском хрустальном заводе, новым направлением производственной деятельности которого станет выпуск медицинского стекла и ампул.

В ближайшие два года ОАО “Гомельстекло” планирует построить вторую линию по выпуску листового флоат­стекла как тонких (1,5–3 мм), так и сверхтолстых (8–19 мм) номиналов, а также тонированного в массе стекла производительностью 650–700 т в сутки.

Генрих Крупенко,
генеральный директор ОАО “Гродненский стеклозавод”

– На нашем предприятии процессы реконструкции успешно осуществляются на протяжении нескольких лет. В частности, в прошлом году линия по выпуску стеклоблоков модернизирована таким образом, что имеем возможность изготавливать на ней данные изделия в пик спроса – с мая по ноябрь, а в зимние месяцы – белую бутылку. Но главным при этом стала реконструкция печи, на которой автоматизированы процессы горения и отбора тепла уходящих газов. В итоге расход газа уменьшился с 550 до 440 м3 в час, вес блока снизился на 500 г.

В настоящее время в стадии реализации находится проект по установке новой автоматической линии с четырехсекционной стеклоформующей машиной. В результате на 25 % увеличивается производительность печи одновременно с сокращением веса бутылки на 100 г. Для нас этот проект очень актуален и рассчитан на обеспечение винной отрасли высококачественной стеклянной тарой. Подписаны все кредитные соглашения, идут поставки оборудования российского, немецкого и чешского производства, пуск линии запланирован на июньиюль текущего года. И чем быстрее мы ее внедрим, тем больше сэкономим как материальных, так и энергетических ресурсов.

Новая линия по выпуску узорчатого стекла – тема будущего, хотя тендер проведен, его выиграла итальянская компания, выпускающая на сегодняшний день самое современное оборудование в Западной Европе. Ориентировочный срок внедрения – 2008 г. Но в этом проекте вопрос капиталовложений очень серьезный, самостоятельно нам его не осилить. Пока наш завод является единственным производителем узорчатого стекла на территории СНГ, но если промедлим и не профинансируем в ближайшее время этот проект, конкуренты нас опередят.

 

Планы на 2007 г.

Жилищное строительство

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2006 г. № 1807/23 “О мерах по выполнению заданий на 2007 год по строительству жилых домов” предусмотрено обеспечить: в целом по республике ввод 4700 тыс м2 общей площади жилых помещений, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях – 1520 тыс. м2.

При этом для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, должно быть введено 3333 тыс. м2, или 71 % от общего объема ввода.

В 2007 г. в сельскохозяйственных организациях республики планируется осуществить строительство и ввод в эксплуатацию 8135 жилых домов (квартир) общей площадью свыше 600 тыс. м2.

Впервые доведено задание по строительству жилых домов (квартир) в городах районного подчинения и в поселках городского типа с численностью населения до 50 тыс. человек в объеме 548 тыс. м2.

Кроме того, предусмотрено возведение жилых домов (квартир) для 1694 многодетных семей, жилых помещений социального пользования для обеспечения 868 семей и для отселения 546 семей из ветхих и аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Общий расчетный объем финансовых средств, необходимый для реализации программы жилищного строительства в 2007 г., включая средства консолидированного бюджета, кредитные ресурсы банков, средства организаций и населения, оценивается в 4,7 трлн руб.: 4,2 трлн руб. предназначаются на строительство жилья и 0,5 трлн руб. – на развитие инфраструктуры.

Государственная инвестиционная программа

В 2007 г. предусматривается строительство 592 объектов (211 вновь начинаемых), 257 из них (включая пусковые комплексы) необходимо ввести в эксплуатацию в текущем году. Это, в частности, Духовнообразовательный центр Белорусской православной церкви в Минске, завод по производству газетной бумаги с лесопильным производством в Шклове с инфраструктурой, реконструированный первый пусковой комплекс Национального историкокультурного музеязаповедника “Несвиж”, пограничные пункты таможенного оформления Мокраны в Малоритском и Новая Рудня в Ельском районах, автодорожный пункт пропуска Котловка Ошмянской таможни и другие объекты.{/mostip}

Основное внимание ведущих предприятий отрасли в нынешнем году направлено на выпуск современных высококачественных строительных материалов и конструкций, пользующихся стабильно высоким спросом на строительном рынке.

Перспективным остается увеличение производства минераловатного утеплителя, не уступающего по свойствам зарубежным аналогам, на ОАО “Гомельстройматериалы”. Выпуск башенных кранов, освоенных на ПРУП “Могилевский завод “Строммашина”, в нынешнем году будет доведен до 60–80 машин. Параллельно Минстройархитектуры прорабатывает с партнерами из России и Китая возможность производства башенных кранов на других предприятиях республики. В 2007 г. предстоит также освоить и расширить производство керамических поризованных пустотелых блоков в акционерных обществах “Минский ЗСМ”, “Керамика” (Витебск), “Радошковичский керамический завод”, УП “Обольский керамический завод”. Данный стеновой материал обладает высокими теплозащитными свойствами и широко используется в мировой практике, его применение в строительстве обеспечивает создание долговечных, энергоэффективных зданий и сооружений.

По­прежнему в центре внимания модернизация и увеличение мощностей заводов крупнопанельного домостроения. В настоящее время 14 ДСК, действующих в отрасли, обеспечивают строительство 1 млн м2 жилья в год. К 2010 г. их мощности необходимо как минимум удвоить. РУП “Институт НИПТИС” совместно с облисполкомами разработаны соответствующие программы по каждому предприятию, внедрение которых должно дать результат к началу будущего года.

Резкое повышение цен на импортируемые энергоресурсы в текущем году и их неизбежный рост в перспективе ставят перед отраслью, как и перед всей экономикой страны, сложные задачи. Но несмотря на все возможные издержки, необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции.

Подготовила Валентина Морозова


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...