Вы здесь

Транспортная инфраструктура городов – центров туризма

19.07.2007 12:56
Просмотров: 9 232
Версия для печати




Организация внешних транспортных связей. Передвижение туристов по территории Беларуси осуществляется на автомобильном, железнодорожном, авиационном, водном транспорте. Основной объем пассажироперевозок туристов реализуется за счет автомобильного транспорта.



Туристскими трассами международного значения, связывающими Беларусь со странами Западной и Центральной Европы, Прибалтикой и Скандинавией, Россией, Украиной и соединяющими основные центры туризма Беларуси, являются трансъевропейские транспортные коридоры: № 2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–С.Петербург; № 9А Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортно­коммуникационные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава; Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие Луки–С.Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–С.Петербург; Белосток–Волковыск–Барановичи. В перспективе предусматривается развитие трансъевропейского коридора № 5 Любляна–Будапешт–Ужгород–Львов до Барановичей (подключение к коридору № 2) с дальнейшим его продлением через Лиду до Вильнюса.


Туристские трассы Беларуси международного значения образуют радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс национального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско­рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны (рис. 1).


К туристским трассам национального значения отнесены автодороги: Несвиж–Мир–Новогрудок–Лида; Скидель–Каменец–национальный парк “Беловежская пуща”; Брест–Пружаны–Ружаны–Слоним; Барановичи–озеро Свитязь–Новогрудок; Пинск–Ивацевичи–Слоним; Минск–Вилейка–национальный парк “Нарочанский”–национальный парк “Браславские озера”; Минск–Березинский биосферный заповедник–Лепель–Полоцк–Россоны; Орша–Лепель–Глубокое–национальный парк “Браславские озера” (Глубокое) – национальный парк “Нарочанский”; Минск–Могилев–Мстиславль; Могилев–Бобруйск–Слуцк–Барановичи; Минск–Слуцк–Житковичи–Туров–национальный парк “Припятский”; Бобруйск–Мозырь–национальный парк “Припятский” [1].


К междугородним туристским трассам предъявляются специальные требования повышенной безопасности дорожного движения, информативности, эстетической выразительности. Вдоль туристских автодорог должны располагаться: необходимая информация, включающая данные о размещении туристских объектов (памятники истории, культуры, природы, другие достопримечательности, гостиницы, кемпинги, рестораны, кафе и пр.); схемы туристских маршрутов с указанием расстояний между основными объектами; дорожные указатели направления движения к туристским объектам с указанием расстояний (рис. 2).


Туристские дороги должны проектироваться, обеспечивая раскрытие с трассы окружающих ландшафтов, поселений, представляющих интерес для туристов. Повышенные эстетические требования предъявляются к их трассировке и архитектурноландшафтной организации (рис. 3).


Вдоль туристских дорог размещаются объекты обслуживания, придорожные площадки отдыха с необходимым оборудованием (туалеты, столы и скамьи, теневые навесы и т.п.) (рис. 4, 5).


Проектирование туристских дорог должно осуществляться с учетом ландшафтных особенностей местности (рельеф, наличие и тип лесных массивов, открытых пространств) и условий зрительного восприятия придорожных территорий в процессе движения. Предпочтительна трассировка туристских дорог в виде плавных кривых. Нежелательно наличие глубоких выемок грунта, ограничивающих обзор. Придорожные зеленые насаждения должны формировать живописные пейзажные картины. С этой целью в хвойные леса подсаживаются береза, клен, в лиственные – ели; “прорезаются окна”, раскрывающие дальние перспективы; осуществляется прореживание природных насаждений и т.д. [2,3].


Туристские дороги должны сохранять ценные природные и культурные элементы ландшафтов; возможно использование сохранившихся исторических дорог (рис. 6).


Создаются специальные парковые дороги на территории национальных природных парков, в живописной местности. Вдоль парковых дорог формируются придорожные полосы шириной по 200 м в каждую сторону от оси трассы, подлежащие ландшафтному благоустройству и включающие площадки отдыха, видовые площадки [4].



Организация внутригородских транспортных связей. Особенностью передвижения туристов является использование крупногабаритных туристских автобусов, имеющих большие радиусы поворота. Для передвижения туристских автобусов наиболее приспособлены магистральные улицы. Поскольку в часы пик улицы перегружены городским автотранспортом, при трассировке туристских маршрутов и выборе времени для автобусных экскурсий необходимо учитывать график загрузки городских магистралей (нежелательно передвижение туристов на автобусах по городу с 8 до 10 часов утра и с 16 до 18 часов вечера по наиболее загруженным улицам, чтобы не попадать в “пробки”).



При подъезде к туристским объектам используются также улицы районного и местного значения.


Увеличение туристских потоков вызывает необходимость повышения пропускной способности уличнодорожной сети городов – центров туризма. В первую очередь нужны транспортные обходы туристских зон и комплексов с тем, чтобы освободить их от транзитного автотранспорта. Значительные объемы пассажироперевозок могут повлиять на планировочную организацию транспортной сети поселений.


К городским туристским трассам, как и загородным, предъявляются повышенные требования архитектурнохудожественной и ландшафтной организации (рис. 7).



Организация транспортных связей на территории туристских зон и комплексов. В пределах туристских зон и комплексов организация транспортных связей заключается в создании удобных подъездов к основным объектам туристского показа, гостиницам, другим местам массовых посещений туристов.


В пределах туристских зон и комплексоворганизация транспортных связей заключается в создании удобных подъездов к основным объектам туристского показа, гостиницам, другим местам массовых посещений туристов.

В идеале территория туристской зоны, комплекса – пешеходное пространство с возможностью проезда только специальных видов транспорта. Освобождение туристских зон и комплексов от транспорта связано с организацией окружных улиц по их периметру. Вдоль них необходимо размещать автостоянки, емкость которых определяется исходя из единовременного количества посетителей туристских зон и комплексов.



Организация транспортных подъездов к объектам массовых посещений туристов. Так как туристские автобусы имеют большой радиус поворота, для них должны разрабатываться специальные схемы организации движения транспорта, в которых комплексно учитываются потребности движения туристских автобусов и городского автотранспорта. На схемах должны также указываться направления к объектам массовых посещений, места высадки­посадки туристов, автостоянки. Выбор схем организации движения транспорта в каждом конкретном случае определяется с учетом градостроительной ситуации и особенностей движения городского и туристского транспорта.



С туристских трасс должен открываться хороший обзор прилегающей застройки.


Необходима также разработка мероприятий, обеспечивающих снижение экологически вредного воздействия автотранспорта.



Потребность в автостоянках, их емкость, размещение. Для эффективного функционирования туристских зон и комплексов необходимо наличие автостоянок нужной площади, расположенных в удобной доступности от объектов массовых посещений туристов.


Для эффективного функционирования туристских зон и комплексов необходимо наличие автостоянок нужной площади, расположенных в удобной доступности от объектов массовых посещений туристов.

Площадь автостоянок определяется исходя из единовременного количества посетителей туристских объектов. Нормативная обеспеченность автостоянками составляет 100–150 машиномест на 1000 мест или единовременных посетителей музеев, театров, концертных залов, выставок, вокзалов, ресторанов и других объектов массовых посещений; 30–40 машиномест на 1000 мест спортивных объектов с трибунами вместимостью более 500 зрителей; 50–70 машиномест на 1000 единовременных посетителей парков.


Для размещения наземной автостоянки вместимостью 100 машиномест требуется участок площадью 0,25 га [5]. Однако при этом не учитывается разница в площади автостоянок с учетом габаритов разных транспортных средств: 3,5х15 м для 1 туристского автобуса и 2,5х5,5 м для 1 легкового автомобиля.


Как показывают результаты натурных обследований, к объектам массовых посещений 55–60 % туристов и экскурсантов приезжают на туристских автобусах, 10–15 % – на легковых автомобилях, 25–30 % приходят пешком (из близрасположенных гостиниц, других объектов посещений туристов) или приезжают на общественном транспорте. Средняя загрузка 1 туристского автобуса – 40 чел., 1 легкового автомобиля – 2,5 чел.


Расчетные показатели потребности в автостоянках в местах массовых посещений туристов и экскурсантов составляют 14–15 машиномест для туристских автобусов (14–15х40 чел. = 550–600 чел.) и 40–60 машиномест для легковых автомобилей (40–60х2,5 чел. = 100–150 чел.) на 1000 туристов и экскурсантов.


Для их размещения требуется участок площадью 0,25–0,35 га с учетом проездов (в зависимости от конфигурации участка), в том числе для 14–15 туристских автобусов – 0,15–0,2 га и для 40–60 легковых автомобилей – 0,1–0,15 га.


Для жителей города – посетителей этих же объектов – расчет автостоянок следует вести в соответствии с действующими нормами.


Учитывая острый дефицит свободных территорий для размещения автостоянок нужной площади в местах массовых посещений туристов, проблема может быть решена путем устройства площадок для высадки­посадки туристов и размещения автостоянок для туристских автобусов в радиусе 10минутной транспортной доступности (до 5 км). Автобусы будут подъезжать за туристами к назначенному времени и по вызову.


Такое решение позволяет минимизировать площади, необходимые для транспортного обслуживания объектов массовых посещений туристов. Имея площадку одновременной высадки­посадки 5 туристских автобусов площадью 0,2 га, можно в течение 15–20 мин., сменяя автобусы, привезти или увезти до 1000 туристов и экскурсантов.



Литература


1. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Институт экономики Национальной академии Беларуси, 2001. 66 с.



2. Потаев Г.А. Рекреационные ландшафты: охрана и формирование. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1996. 160 с.


3. Иодо И.А., Потаев Г.А. Основы градостроительства и территориальной планировки: учеб. для вузов. Мн.: УниверсалПресс, 2003. 216 с.


4. Пособие П1–99 к СНБ 3.03.02 – 97. Сеть улиц и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов. Мн.: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 1999. 63 с.


5. СНБ 3.01.04 – 02. Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов. Мн.: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2003. 63 с.




comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 23 798
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
03.09.2003 / просмотров: 15 002
Генеральный план г. Гродно Опорный план г. Гродно Транспортная инфраструктура г. Гродно Что следует сказать о новом генеральном плане города?...
22.12.2003 / просмотров: 14 485
В августе 2002 г. на совещании по градостроительному развитию г. Минска и пригородной зоны Президент Республики Беларусь объявил 2003 год Годом...