Вы здесь

“Леонардо-2007”: границы творчества расширяются

Особенно активно на фестивале заявила о себе архитектурная молодежь. Набирающий силу и известность как в нашей стране, так и за ее пределами конкурс “Леонардо­2007” в нынешнем году подошел к рекордной отметке – 200 конкурсных работ из 11 стран, причем к постоянным участникам из Восточной Европы присоединились государства “западного вектора” – Чехия, Польша, а также Финляндия. По мнению нового лидера Клуба молодых архитекторов при БСА Дмитрия Соколова, такая заинтересованность свидетельствует о росте престижа конкурса, его узнаваемости, чему в немалой степени способствует комплекс мер, который молодежный клуб Белорусского союза архитекторов предпринимает для популяризации своей деятельности. И прежде всего это проведение и презентация за рубежом постоянно действующих передвижных выставок работ призеров предыдущих смотров, выпуск каталога конкурсных проектов, творческие встречи и контакты.

– Продолжением работы в данном направлении можно считать нынешнюю организацию конкурса “Леонардо”. Для того чтобы он не проходил изолированно, сам по себе, а становился действительно международным, мы провели его в рамках фестиваля архитектуры и пригласили для судейства наиболее представительных и уважаемых архитекторов из разных стран, – говорит Дмитрий Соколов.

В состав жюри вошли всеми признанные мастера: Драган Стаяновски (Македония), Олег Хаман (Чехия), Ренцо Дженнаро (Италия), Эльбай Касымзаде (Азербайджан), Василий Мироненко (Украина), Гаджимурат Шугаев, Андрей Чернихов, Андрей Кафтанов (Россия) и представители Беларуси – Алексей Андреюк (председатель жюри), Анатолий Ничкасов, Олег Воробьев. От молодежного “крыла” были выдвинуты белорус Алексей Полищук и москвич Владимир Юзбашев.

Все конкурсные работы оценивались в 10 номинациях. Основным критерием отбора, по словам председателя жюри Алексея Андреюка, являлась свежесть, неординарность идеи, поданной в проекте.

– Члены жюри провели достаточно сложную работу, экспозиция пересматривалась неоднократно, потому что прийти к какомуто определенному выводу сразу не удалось. Сказать однозначно, что были представлены очень яркие проекты, нельзя. Пришлось думать, напрягаться, искать эксклюзив, новый взгляд на архитектуру даже в мелких деталях, – рассказывает председатель жюри конкурса “Леонардо”.

Наиболее ясным, нетривиальным в подаче оказался польский проект ААTRIAL HOUSE, выигравший Гран­при.

– Очень интересная, философски сложная и чисто выполненная работа. В ней прослеживается утонченный вкус. Однако, если судить по международным критериям, таких домов уже построено много, и говорить, что это полный “сюр”, новизна, неправильно. Но, с другой стороны, данный проект – лучший из претендовавших на победу в разделе “Постройка”, – комментирует решение о присуждении главной награды Алексей Андреюк.

Во многих представленных на конкурс работах молодых архитекторов, по мнению члена совета Международного союза архитекторов, президиума правления Союза архитекторов России Андрея Кафтанова, “очень точно развито чувство масштаба архитектуры, понимание размеров города, его пропорций, когда на смену крупным градостроительным комплексам, которыми привыкло удивлять старшее поколение зодчих, приходят более гуманные, сомасштабные человеку небольшие объекты”.

Примером такого неамбициозного подхода к масштабу стал отмеченный малым Гран­при проект “Рекреационно­жилой комплекс по Калининградскому проспекту в г. Светлогорске Калининградской области”, разработанный коллективом молодых белорусских проектировщиков. Об идее, заложенной в нем, рассказывает один из авторов – Сергей Фурдуй:

– Светлогорск – курортный город, 80 % всей его площади занимают деревья. Как правило, у любого человека курорт ассоциируется с небольшим жильем. А поскольку перед нами изначально была поставлена задача получить как можно больше жилых “квадратов”, мы решили немного схитрить, введя объемно­планировочный модуль, создающий ощущение, что это не многоэтажные, а 3–4уровневые дома. Сделали выступающую лоджиюэркер высотой в 2 этажа и визуально объединяющую две квартиры. Комплекс состоит из 4 зданий, каждое из которых выполнено в своем фактурном материале – характерных для Светлогорска древесине, камне и кирпиче. Благодаря им дома приобрели свою пластику, запоминаемость.

– Очень хороший, достойный проект, – говорит Алексей Андреюк. – Тактично и в то же время ярко, стильно сделана архитектура, удачно организована группа жилых домов, создана уютная среда. В этом проекте наблюдается переход в совершенно другое градостроительное качество. В современных микрорайонах ничего подобного не найти, потому что не хватает целостности планировочных решений и их реализации. Здесь же мы наблюдаем уникальный случай, когда планировку и объем делала одна группа, которая и добилась единства решения.

 

Впервые молодые выставлялись бок о бок с мэтрами архитектуры, деля с ними экспозиционную площадь, внимание посетителей фестиваля, их оценки и отзывы. Но главное, под одними сводами происходил, по выражению Андрея Кафтанова, “процесс взаимовлияния: не только молодежь училась у старшего поколения, но и старшее поколение с огромным интересом наблюдало и впитывало то, носителем чего сегодня являются молодые зодчие, перенимая у них чувство современности, движения вперед”. Мартин Драговски, 2й вицепрезидент Международного союза архитекторов, увидел в этом продолжение архитектурного образования, подчеркнув, что “без подобных форумов, где представители творческой профессии могут встречаться, показывать свои работы, смотреть проекты других, обмениваться мнениями, творчество бы не развивалось, а стояло на месте”.

Молодые о молодых

Кто лучше отследит изменения, происходящие в становлении молодых, как не они сами? Поэтому мы попросили отметить общие тенденции, устоявшиеся или же только намечающиеся в творчестве молодежного архитектурного братства, и прокомментировать увиденное на конкурсе экспредседателя Клуба молодых архитекторов Алексея Полищука, 2 года назад стоявшего у истоков “Леонардо­2005”, ныне одного из членов экспертного жюри, и его коллегу, лидера молодежного объединения при Московском союзе архитекторов Владимира Юзбашева.

Алексей Полищук:

– В сравнении с прошлым “Леонардо” есть прогресс в работах наших молодых архитекторов. Видно, что они поднялись на более высокую ступень. Проекты стали стилистически выдержаннее, продуманнее, современнее. И это неудивительно, учитывая, что мы живем в эпоху глобализации, когда информация, в том числе связанная с архитектурой и проектированием, распространяется невероятно быстро, границы стремительно стираются, тем более Беларусь соседствует с Европой, где все друг у друга подпитываются. Однако, на мой взгляд, проекты новичков конкурса – в первую очередь Чехии, а также Финляндии и Польши, на голову выше, чем наши, стран бывшего СССР. Вероятно, это объясняется тем, что у них иное, более раскрепощенное сознание и другая культурная среда.

Владимир Юзбашев:

– Представленные на конкурсе работы очень разнятся. Различия в чем выражаются? В проектах европейцев обязательно присутствует сопроводительный текст, они пытаются донести до зрителя заложенную идею, рассказать о ней. На большинстве же российских и белорусских текста нет вообще, а если он и есть, то очень сухой, написан состав конструкций, участников – и все. На европейских планшетах не встретишь сумасшедших картинок, безумных красот с бликами компьютерной графики – того, чем изобилуют наши. Чтобы показать объем, европейские участники делают очень простые трехмерные вещи. И все у них гораздо проще и рациональнее, чем у нас. При этом качество их даже средних проектов остается пока непреодолимо высоким для нас.

Особое мнение

людей, широко известных в международных архитектурных кругах и обладающих достаточным авторитетом, чтобы высказать свою точку зрения, даже если она будет отлична от взгляда большинства.

Вице­президент Международной академии архитектуры Андрей Чернихов:

– Я увидел много замечательных работ молодежи. Но не обошлось без ложки дегтя: 90 % из них – подражание и заимствование. А этого надо бояться как огня. Потому как если мы не сохраним что­то внутреннее, свое, то, когда в ближайшем будущем наши страны интегрируют в международное пространство, мы просто станем никому неинтересными, превратимся в примитивный придаток, дешевую рабочую силу западных архитектурностроительных компаний. От всей души желаю молодым архитекторам Беларуси искать свой архитектурный язык. Только когда мы начнем говорить на своем языке, мы будем бесценны, любимы, уважаемы и интересны всему миру. Как интересны итальянцы, японцы или финны. Потому что эти архитекторы, несмотря на процессы глобализации, идущие в мире колоссальными темпами, сохраняют свое лицо. И если мы будем наблюдать появление белорусской архитектуры, а не архитектуры Захи Хадид в Беларуси – мы будем горды собой. Я желаю вам как можно быстрее ощутить чувство собственной гордости за ту уникальность, которой обладают российский и белорусский народы.

Андрей Кафтанов:


– В архитектуре сложно придумать что­то принципиально иное. Потому что период ученичества, освоения профессии и тех новых веяний в формообразовании, к которым тяготеет сейчас творческая молодежь, длителен. Молодые должны через него пройти, и, быть может, потом, наложив приобретенные знания и навыки на национальные и региональные особенности, это позволит получить новое явление в современной белорусской архитектуре.

Я считаю, что архитекторы имеют хорошую школу в Беларуси, построенную на уважении к наследию предшествующих поколений. Современная архитектура в Минске не противопоставляется тому, что было сделано до начала 1990х, а как бы подхватывает решения предыдущих архитекторов и продолжает их на новом, современном этапе. И в этом ее сила. Новое поколение зодчих входит в уже выстроенную систему и работает с тем городом, который ему достался, тонко чувствуя и сохраняя его. Теме преемственности, передающей архитектуре специально будет посвящен конгресс МСА в Турине летом 2008 года. Я бы был рад, если бы белорусская школа была на нем представлена.

Вице­президент Союза архитекторов России Виктор Чурилов:

– Мне очень понравилась выставка молодых – как дипломников, так и практикующих специалистов. На мой взгляд, в процентном соотношении ребята проектируют более самобытно. Как говорил Пушкин, они работают не под учителя, а под себя. И это вызывает уважение, уверенность в том, что будущее архитектуры Беларуси в надежных руках.

 



 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Современный уровень строительства требует совершенно новых подходов и технологий, призванных обеспечить конкурентоспособность строительных...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Проблема приспособления архитектурной среды к требованиям инвалидов, престарелых, больных, травмированных и других лиц с ограниченными возможностями...