Основные параметры и характеристики комплекса
Площадь застройки – 9994 м2
Количество надземных этажей – 4
Количество подземных этажей – 1
Общая площадь – 44 017 м2
Строительный объем – 107 214 мЗ
В том числе:
Вокзал
Общая площадь – 3 580 м2
Строительный объем – 13 400 м3
Количество платформ (перронов): прибытие – 3, отправление – 14.
Торговый центр
Общая площадь – 19 465 м2
Строительный объем – 93 830 м3
Паркинг – 500 м/мест
Заказчик – ООО “Миатон”
Авторский коллектив: “ТМВ ПРОЕКТ”
Архитекторы: И.К. Виноградов (руководитель авторского коллектива),И.С. Камышан (ГАП), С.А. Давидович
Главные специалисты: И.В. Шугаева, Т.М. Колесникова, А.Я. Асипович, О.Е. Севковская, Н.Д. Дудник (ГИП)
Конструкции – ОДО “Моноракурс”:И.П. Дубатовка (главный конструктор проекта, канд. техн. наук)И.Л. Бойко (канд. техн. наук), А.М. Сущеня
Инженерные сети – КПИУП ”Минскинжпроект”
ГИП – Г.Г. Маринова
– 500 м/мест“ТМВ ПРОЕКТ”
Идея радикально преобразить Центральный автовокзал столицы существует достаточно давно. Территорию, на которой размещен автовокзал, предполагалось реконструировать еще во время строительства железнодорожного вокзала.
По одной из версий, на месте автовокзала планировалось построить многоуровневый паркинг, которого так не хватает для Привокзальной площади, а сам автовокзал перенести через железнодорожные пути на ст. Дружная. Но в силу ряда обстоятельств этого не произошло, и все на определенное время осталось, как было, в том числе дефицит парковочных мест на Привокзальной площади.
В 2004 году институтом “Минскградо” по заказу Мингорисполкома был разработан инвестиционный проект реконструкции территории автовокзала “Центральный”, где предполагалось размещение собственно автовокзала и многоуровневого паркинга на 500 машиномест.
В этом направлении мы начали проектные проработки. Чтобы сделать проект более привлекательным для инвестора, предложили дополнить комплекс помещениями торговли, питания и офисами.
Для любого объекта, расположенного в центре города, существует масса пространственнопланировочных ограничений, и задача архитектора максимально, в пределах правил, использовать каждый квадратный метр территории.
В нашем случае наличие на противоположной северной стороне ул. Бобруйской жилых зданий ограничивает комплекс по высоте. В плане участок занимает довольно узкую полосу и зажат между ул. Бобруйской и железнодорожными путями. Это существенные ограничения, если учесть, что нельзя во время строительства полностью закрыть ул. Бобруйскую и движение поездов по первому пути. Кроме того, вдоль железнодорожных путей проходит дорога для снабжения комплекса железнодорожного вокзала, которая тоже должна функционировать непрерывно. Принимая во внимание, что в плане на данном участке с трудом размещается (по современным строительным нормам) даже автовокзал в усеченном виде, а площадка насыщена “хитросплетениями” подземных коммуникаций различного назначения, то задача представляется невыполнимой. Я с такой сложной проблемой в своей практике не встречался, но чем труднее задача, тем она интереснее.
В итоге трехуровневый офисноторговый центр и пятиуровневый паркинг решено было разместить на огромной платформе, поднятой на семь метров от уровня земли и занимающей в проекции всю выделенную для строительства территорию, вплотную приблизившись к ул. Бобруйской. Даже кронштейны для троллейбусных линий крепятся к наружным стенам комплекса. А под платформой размещаются непосредственно двухэтажное здание автовокзала и перроны посадки и высадки пассажиров с возможностью разворота огромных (даже двухэтажных) автобусов международных сообщений.
Таким образом, получилось уникальное сооружение, аналогов которому я лично не встречал. Разве что в Монако, с его крайним дефицитом территорий, видел нечто подобное.
С одной стороны, необходимо обеспечить возможность маневра больших автобусов (шаг колонн должен быть достаточно большим – 12 х 15 м), с другой – горизонтальные несущие элементы, которые воспринимают колоссальную нагрузку сверху, не должны “красть” дефицитную высоту. В результате появились горизонтальные конструкции, в которых в качестве арматуры использованы стальные тросы, свободно натянутые в трубах, проходящих в толще бетона, и работающие наподобие вант. Это нестандартное решение дало возможность уменьшить высоту балок в два раза.
И еще одна конструктивная задача, которую пришлось решить уже в начале проектирования. Как раз под зданием вокзала в перспективе пройдет четвертая линия столичного метро. В этой связи конструкции комплекса рассчитывались и на вибрационное воздействие. Более того, с помощью буронабивных свай и мощной монолитной железобетонной плиты будет фактически создан требуемый по габаритам и безопасный для наземных сооружений коридор для будущей “подземки”.
Что касается внешнего облика сооружения, то его плавные, обтекаемые формы напоминают огромный экспресс, остановившийся на Привокзальной площади.
Основной вход в комплекс – с этой же площади. Посетитель сразу попадает в многоуровневое пространство, где расположены панорамные лифты, эскалаторы, лестницы, которые ведут в торговую зону. Многоуровневое пространство венчается стеклянным куполом. Комплекс имеет два мощных вертикальных коммуникационных узла, связывающие все этажи здания, а также автовокзал с торговым центром и стоянками. С каждого уровня автостоянки можно попасть на любой этаж.
В комплексе (кроме всего прочего) предусмотрено несколько ресторанов и кафе, а на самом последнем этаже размещены комфортабельные офисы.
Внутри комплекса мы постараемся применить наиболее высококачественные отделочные материалы, соответствующие высокому уровню проработки интерьеров.
Наружная отделка будет решаться в стиле внешнего облика здания – обработанная сталь и стекло.
Инженерное обеспечение комплекса проектируется на самом высоком современном уровне.