Вы здесь

Пружаны-2003

Мировые города мечтают, стремятся принять у себя очередную Олимпиаду, понимая, что она послужит радикальному преобразованию всей городской инфраструктуры. На нашем республиканском, точнее районном, уровне это неординарное событие называется “Дажынкамi”. Нынешний год в этом смысле стал удачливым для Пружан, причем, можно сказать, вдвойне, потому как сей год официально посвящен городскому благоустройству.
Уже на въезде в город новый автовокзал нам дал понять, что в Пружанах произошло нечто существенное. И кто ныне впервые посетит их (особенно центральную часть), познакомится с вполне европейским городком — аккуратным, уютным, опрятным, обновленным. Это подсказывают и неспешные здесь иномарки, несколько уступающие по внешнему виду фасадам “с иголочки” (фото 1, 2).

В процессе подготовки к республиканскому празднику освоено более 60 миллиардов рублей, благодаря чему Пружаны приобрели 182 000 кв. м уличной сети с улучшенным покрытием, 37 500 кв. м тротуаров из мелкоштучной плитки, 92 000 кв. м газонов, многие тысячи погонных метров сетей газоснабжения, водопровода и канализации, 1540 опор со светильниками и пр. Реконструировано 48 жилых домов, 123 здания общественного назначения. А новый стадион?..

О том, что предшествовало столь разительным и, по меркам нашей глубинки, молниеносным преобразованиям, судить могут разве что непосредственные участники. Посему обратимся к одному из авторов проекта, “первоисточнику, заслуживающему доверие”.

Белорусский экстрим

Алексей Андреюк

 

Январь. Утро. Мороз — минус двадцать. Пружаны завалены снегом. Город, как в сказке. Тишина. Иней покрывает все. Здесь мы не случайно: во исполнение правительственного решения о проведении республиканского фестиваля “Дажынкi-2003” нам поручено участвовать в реконструкции города.

Подход к ней был грандиозным — не обходиться заменой заборов, крыш и окраской фасадов, но реально, всесторонне улучшить условия проживания горожан.

Учитывая большой объем работ — более 200 объектов, причем в невероятно короткие сроки, за проект взялись многие проектные организации.
Главная идея проектировщиков — комплексная реконструкция города. Акцент сделан на центральную часть города, где на главных улицах — Советской и Ширмы было решено реконструировать каждый дом. Выполнены развертки этих улиц — сначала для эскизов, а затем для выполнения рабочих чертежей реконструкции зданий. В итоге жилье обрело скатные кровли с мансардами, здания претерпели тепловую реабилитацию.
Была задумана и разработана концепция цветового решения жилых и административных зданий. Для первых отводились теплые оттенки с коричневыми кровлями. Здания административного назначения, наоборот, решались в холодных, серо-голубых тонах. Отдельные здания выделились переходной зеленоватой гаммой с темно- зелеными скатными кровлями.

Предусматривалась глобальная реконструкция улично-дорожной сети города с благоустройством территории, обновлением существующей административной площади города, устройством новой площади — по ул. Советской.

Май. День. Тепло. Направленный железной волей и убедительными словами заместителя председателя облисполкома по строительству К.М. Печко строительный комплекс области врезался в пружанскую землю.

Пружаны будто превратились в зону военных действий: вдоль и поперек вспорот грунт, разруха, вскрыты крыши домов. Каждую неделю собирается штаб, на котором все задействованные в проектировании и строительстве организации отчитываются о проделанной работе, строят оперативные планы.

Активно включились в работу художники. Подготовлены и представлены к рассмотрению предложения по созданию целостной художественно осмысленной среды городского пространства: памятный знак на месте рождения р. Мухавец; памятник сожженным деревням Пружанщины; памятник королеве Бонне, подарившей городу свой герб; въездные знаки; тематические росписи на торцах зданий. Авторы предложили на выбор два творческих направления: принципиально новый подход к осмыслению тематического пространства с применением нового материала — полированного металла и работу в традиционных образах и приемах. После многочисленных дебатов были приняты традиционные решения.

Июль. День. Жара. Осуществлен снос ветхого жилого фонда. Начинают проявляться контуры буквально светлого будущего городских площадей. Уже уложены сотни квадратных метров тротуарной плитки.

Площадь по ул. Г.Р. Ширмы до реконструкции функционировала как административная. Памятник В.И. Ленину “тонул” в многочисленных слоях асфальта. В новой трактовке площадь расчленена системой упорядоченных газонов и подпорных стенок на отдельные зоны. При этом учитывались преобладающие пешеходные потоки. Таким образом, площадь получила другой, сомасштабный человеку пространственный модуль. Здания, обрамляющие площадь, обрели мансардное завершение: кровли общественных зданий стали темно-зелеными, а жилых зданий — коричневыми (фото 3, 4).

Площадь на ул. Советской — новая. Она начинается от торговых рядов и церкви и заканчивается у р. Мухавец. Линейный характер площади подчеркнут организацией пешеходных дорожек. Выявлена главная композиционная ось, которая завершается металлической аркой “Герб города”, размещенной возле Дома культуры (фото 5–7).

Функционально площадь разделена на три зоны: торговая сформирована историческим зданием торговых рядов, церковью и рисунком мощения; рекреационная ограничивается фронтом 5-этажной застройки с магазином на 1-м этаже и системой пешеходных дорожек и газонов с выделенными местами для отдыха; церемониальная часть обозначена вновь выстроенным 5-этажным жилым зданием, зданием Дома культуры, 3-этажными реконструированными жилыми домами.

Сентябрь. Вечер. Прохладно. Пружаны замерли в ожидании праздника. Легкий ветер гонит первые желтые листочки по обновленным площадям города. Именно здесь должны проходить основные действа праздника “Дажынкi-2003”. Город раскрылся на реку своей главной площадью. Здесь, в месте слияния р. Муха и канала Вец, возведен памятный знак “Рождение реки Мухавец”.

Октябрь. Ночь. Брест. Уютно у экрана телевизора. Транслируется праздничный концерт из Пружан. Звезды эстрады поздравляют участников ярмарки и победителей соревнования. Все блестит и переливается на голубом экране. Мягко подсвечены в ночи площади города. Красиво… Жаль, не удалось побывать на празднике. Что поделаешь… Некогда…

 

Что остается от сказки...

Игорь Морозов

 

На то они и праздники, столь долгожданные, которые неминуемо кончаются, как добрая сказка.

Октябрь. Теплый солнечный день. Мы, члены редколлегии “АС”, в последожиночных Пружанах, дабы посмотреть, что, по словам В. Высоцкого, “остается от сказки потом, после того, как ее рассказали”.

Застали вполне печальную картину — разбирались временные трибуны, складывались и грузились на автоплатформы, чтобы, видимо, надолго распрощаться с Пружанами…

Со временем неминуемо померкнут краски, потребует ремонта и штукатурка. Это прекрасно понимали и устроители архитектурного праздника. Потому и не “загоняли” все деньги в заборы и асфальт. Они, бесспорно, нужны, но душа, дух перемен требует другого — символа этих перемен. Вот почему Пружаны покончили со своим 15-летним долгостроем — Домом культуры. Теперь это, бесспорно, украшение города (фото 8). И можно только догадываться, чего стоило снести жилые дома во имя новой и современной по облику площади. Об этих баталиях молча свидетельствует колодец, одиноко вышедший на приволье.

А о том, что белорус начал в Беловежской пуще, не дожидаясь маститых идеологов, утверждать национальную идею — уважать историю и естество своего края, уважать всякое благое творчество, свидетельствует многое. Например, фактически реанимированы старинные Торговые ряды, которые после долгих перипетий обрели первоначальное предназначение и тем обеспечили себе небедное существование. Более того, теперь анфилада рядов своеобразно сцепляет архитектурное пространство, раскрывая новую площадь, серьезные, капитальные градостроительные преобразования (фото 9, 10).

Или вместительная автостоянка у здания городской администрации — ее не сразу и заметишь. Потому нас и просили обратить внимание, как тактично, незаметно расположилась она в городском ландшафте. Наконец, желание увековечить память многих местных деревень, сожженных войной. Возведен, правда, только постамент для памятника. Это, считаю, проявление народной смекалки: теперь-то уж областные и столичные власти никуда не денутся — рано или поздно помогут в этом благородном деле.

Не забыли Пружаны и о своих инвалидах, о так называемой безбарьерной среде (пандусы к входам в общественные здания) для них, сделав ее достаточно эстетичной, ненавязчивой (фото 11).

Как будто только что появившись на свет белый, выглядит музей-усадьба “Пружанскi палацэк”. И отнюдь не сказочно, поскольку не диссонирует он с новым обликом города и парком, в котором продолжается благоустройство. Город, музей, парк — единое целое (фото 12).

…Ну, а если в равнине города нет особых природных достопримечательностей — за дело берутся люди. Сооружается дамба и заметнее становится слияние двух речушек, Мухи и Вец, в одну — Мухавец. Сделать это место более выразительным вдохновенно вызываются местные таланты — брестский скульптор Алексей Павлючук, который творит не просто запоминающееся символическое изваяние, но оригинальный ландшафтный ансамбль. На голом, буквально голом месте (фото 13).

Или другой пример — огромные гранитные валуны, которых бескорыстно коснулась рука ваятеля из Лиды в дар Пружанам. Они будут всегда напоминать не только о “Дажынках”, об истории города, но и о национальной доброте, таланте (фото 14). Они видятся не только в монументальных панно, посвященных прославленным землякам и ныне украшающих фасады доминирующих зданий города, но даже в еле заметных деталях. Уникальное кованое ограждение моста — и тут же табличка из нержавеющей стали с надписью, кому благодарны горожане за эту красоту (фото 15). Не забыли и королеву Бону (благо теперь это позволительно), и арка в ее честь может вполне ассоциироваться как переход из былого в новое (фото 16). Ибо омолодились все значимые памятники истории и архитектуры (фото 17, 18).

Современные мусоросборники — деталь также существенная. Хотя, вспоминая, что точно такие же встречались и в других городах, в столице, хочется большей индивидуальности…

“А сколько еще хотелось сделать, — сетует главный архитектор Пружан М.В. Чернявский. — Вот, скажем, бюст Г.Р. Ширмы так и не довелось развернуть и раскрыть на главную улицу. Или…”

После этого вовсе расхотелось выискивать какие-либо изъяны и недоделки в послепраздничных Пружанах. Привлекла личность самого Михаила Васильевича, пружанского старожила. Уникальный в республике районный архитектор с 40-летним стажем. Он с гордостью говорит о единственной записи в своей трудовой книжке. Правда, сегодня ему с полным правом можно сделать еще одну: “Участник Дажынак-2003”, как некоей битвы. Со своими передовой и штабом, ежедневными сводками с места локальных боев, перегруппировкой атакующих сил на ослабевших участках. И все это под неусыпным оком верховного главнокомандования. И девиз всего этого не совсем олимпийский: главное не участие, а победа!

Поэтому остаются не только удовлетворение, но и размышления. Неужели нам, чтобы обрести праздник, обязательно нужен экстрим, небывалое напряжение и даже жертвы в виде стрессов, кризов и прочее? Чего, в частности, стоили прорабам сложные работы по переустройству кровель, не их ли молитвами “ударное” лето не истязало дождями?..

Все и вся в Пружанах свидетельствовало о том, что будь побольше — нет, не денег, а времени, чтобы собраться с мыслями, тщательно все распланировать, тогда и результат был бы еще более впечатляющим. Идея, как известно, должна созреть, хорошую архитектурную идею необходимо трепетно вынашивать. На подготовку к Олимпиаде отводят многие годы, заблаговременно оповещая об этом будущих хозяев спортивного праздника. А почему бы и на “Дажынках” не ввести ритуал передачи “олимпийского факела-кельмы”, чтобы добавить хотя бы год на подготовку, чтобы “Дажынкi” для строителей не превращались в “дожимки”, да и дело шло к лучшему. Ведь опыт Пружан еще раз доказывает, как скромными архитектурными средствами и приемами радикально изменяется не только облик, но и атмосфера жизни города.

 

 

 

 

 

Читайте также
03.03.2005 / просмотров: [totalcount]
Путь человека — это движение в пространстве и образование своего собственного. Архитектура предстает перед нами как многогранное воплощение...
03.03.2005 / просмотров: [totalcount]
История металла в архитектуре начиналась с использования его эстетических свойств для получения декоративно-художественных эффектов. Поначалу он...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Белорусскому союзу архитекторов исполняется 70 лет. Его история — часть истории страны и народа, его созидательной деятельности. Пройден большой и...