Вы здесь

ПРАВИЛА ЖИЗНИ


Что такое гармония? и одна ли она на всех? Что значит черный цвет? как не запутаться в современной архитектуре? зачем сидения разноцветные? что едят архитекторы? и что мы, в конце концов, хотим всем этим сказать?

*Летом 2011 г. дизайн-центр института "Минскгражданпроект" запроектировал и построил амфитеатр в городе Молодечно – с большим энтузиазмом и в очень сжатые сроки. Творческий коллектив дизайн-центра делится своими правилами жизни в работе над этим объектом – от эскиза до ввода в эксплуатацию. Спасибо журналу Esquire за интересную форму подачи.

 

 

 

Менталитет отчасти определяет то, как воспринимается тот или иной объект. Предыдущие эпохи научили белорусов быть консервативными и сдержанными. Поэтому новое часто принимается с опаской и требует пояснения.

Своими проектами мы не стремимся перевоспитать общество – хочется лишь повысить степень адаптации к нестандартному.

Мы любим неравнодушную архитектуру.

Наша архитектура не относится к какому-то конкретному стилю. Но это стильная архитектура!

Мы всегда и над всем работаем вместе, используем "коллективный разум". Мы и сочетаем, и сталкиваем разные мировоззрения участников коллектива в каждом проекте. Иногда результат нас удивляет.

Архитектуру мы проектируем для себя во всех смыслах – как для архитекторов, так и для потребителей, более изощренных и требовательных. Почему бы и нет?

К сожалению, мы хотим эстетически улучшить, упорядочить практически все, что видим, слышим, осязаем, пробуем на вкус и чувствуем. "Все мы явились в этот мир из Хаоса, однако внутри нас живет врожденное чувство Порядка – но необязательно линейного, однозначного, логического, а, вполне возможно, сложного, эксцентричного и даже одиозного" (Сэсил Бэлмонд).

Архитектура – междисциплинарная специальность, она связана с различными сферами знаний. Ее пространственный язык обращается как к эмоциональному, так и к аналитическому.

Пожалуй, мы до конца не определились, к кому мы ближе: к художникам или математикам.

Говорят, неважно, откуда берется вдохновение. По крайней мере, до тех пор пока тебя устраивают его плоды.

"Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды" (Вим Вэндерс). Осень послужила отправной точкой в выборе парадигмы амфитеатра. Концепция сочетает в себе наши ассоциации и импровизации на тему осени, музыки, природы, культуры и Молодечно.

Нам нравится, когда коллеги-инженеры поддерживают с энтузиазмом игру в ассоциации. Конструкторы, например, участвовали в выборе варианта и даже придумывали им названия: "корочки хлеба", "картошка"… Победили "корочки хлеба":)

Планировщики поддержали концепцию осени и воплотили ее в расцветке мощения – "листья на мокром асфальте".

"Среда обитания" амфитеатра – парк – лоскут природы, живой динамичный организм, который откликается на смену времен года. Наше сооружение как бы находится на границе архитектуры и среды. Форма амфитеатра не молчалива, как и природный ландшафт парка, но транслирует идеи, является картиной, ведет повествование. Амфитеатр стоит воспринимать скорее как парковую скульптуру, нежели как здание.

Это случай, когда природу впускают в сооружение, а не архитектуру "ставят" в природу. Амфитеатр стремится быть открытым, сквозным, впустить в себя воздух, открыть взору небо и находящийся за ним пейзаж парка.

Взяв за основу теорию "Складки", мы конфронтируем с привычной архитектурой. Амфитеатр – это складка, образованная напряжением, которое прорвало банальную среду. Вселенная не линейна!

Лучший способ научиться чему-либо – начать делать. Амфитеатр – наш первый опыт в параметрическом проектировании. Придумать такую математическую модель, которая максимально точно описала бы желаемое движение крыла, крайне сложно. За основу конструкции принята структурная плита "Берлин", а сформированная нами модель содержит всего два параметра – шаг и градус :), которыми мы оперировали с удовольствием.

Специалисты из Бреста рассчитали конструкцию и запроектировали опорную, которая поддерживает взмахнувшие над сценой крылья, еще сильнее подчеркивая их динамику.

Мы совершенно уверены, что и ТП (тепловой пункт) тоже может стать арт-объектом. Металлический объем с косым коньком стал предметом нашей гордости и, как нам кажется, примером хорошей архитектуры.

Природа многолика и разнообразна. В ней, как в акварельных полотнах, нет однотонных глухих плоскостей. Мы попытались воссоздать эту живописность, раскрасив детали в цвета осени.

Нынче самый "модный" цвет – персиковый. Говорят, что этот цвет любят люди мягкие, неконфликтные, они могут ужиться даже с крокодилом, если бы ему пришла в голову мысль поселиться среди людей. Из них не получаются лидеры и большие боссы. Их удел – быть опорой, стенкой, базой. Они прекрасные, толковые, послушные и ответственные исполнители чужой воли.

Что ж, амфитеатр черный… Черное – стройнит.

Амфитеатр задумывался как сезонное сооружение, у него есть свои одежды и аксессуары. В подтверждение: съемные тенты заполняют пространство, зависают над сценой на время фестивального сезона и покидают площадку в преддверии зимы.

Строителей полезно сталкивать с неизвестным. Они дезориентируются и перестают строить так, "как лучше", и начинают строить по проекту.

 

Конечно же, амфитеатр будет претерпевать изменения во времени. Правила жизни объекта в период эксплуатации пишутся уже без нашего участия.

Амфитеатр в Молодечно – наше переживание, наше осеннее настроение, воплощенное в конкретном месте. Мы слишком любим его, чтобы пускаться в пространственные объяснения и реагировать на неоднозначный резонанс наблюдателя.

Абсолютная и относительная гармония и их несовпадение, вопрос в том, как и что считывается человеком, – вот что нас занимает. Следует ли клонировать классическую архитектуру, вечна ли такая гармония, нужно ли ее повторять с точностью или же дигитальная архитектура отформатирует все? По этому поводумы спорим всегда.

Авторский коллектив:

Валентина Ционская,

Вероника Боровко,

Светлана Кудрицкая,

Александра Анкинович,

Андрей Шишановский,

Наталья Бушуева,

Алексей Локотко,

Ольга Луненок

 

Конструкторы:

Людмила Бычковская,

Вячеслав Драган

 

Материал подготовлен

творческим коллективом дизайн-центра

ОАО "Институт "Минскгражданпроект"

Дизайн:

Лия Сафина

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...