Вы здесь

Архитектура на продажу? Акция? или Жить стало видимо лучше?

16.04.2013 10:13

Здесь «видимо»  отнюдь не вводное слово и не сомнение в некой кажимости, а указание на заметность, буквальную очевидность, доступность зрению, а  также разумению факта. Однако лучше начать о сути разговора.

Как-то я поделился в своем блоге и на страницах нашего журнала мнением, что наши минские новые станции метро внушают робкий оптимизм, что жить стало веселее, и впредь для нашей пока еще  единственной подземки архитекторы будут творить нечто неординарное, не угрюмое, не кондовое, веселое.

Однако нежданно-нечаянно появился повод сказать, что жизнь должна улучшиться. Пусть не тотально, чуть-чуть, но стараниями опять-таки наших метростроев. Я о массовом нашествии-пандемии всяческой рекламы. И уже только в вагонах, не только в переходах, но и на перроны она резко ринулась. Реклама, как известно, стоит денег и немалых.  Следовательно, логично заключить, что от этого все мы совладетели государственного метро очевидно выиграем. Если и не разбогатеем, то жить станем лучше, что видно броситься и на рельсы, только бы и нам броситься в глаза.

 

Но оптимистичная мысль на этом только разгоняется, как поезд вдоль победоносной рекламы. Впредь не надо истязать себя муками и тратить время на подбор рисунка, цвета, текстуры природного камня, пластики стен потолка, а сразу предусмотреть однородный, гладкий, конечно же, самый  дешевый и не обязательно приглядный (все равно видно не будет) материал – для тотальной рекламы.

Какая экономия обещается, а?!

Стоимость камня и прочее, также и не из дешевого, сопутствующие материалы, труд рабочих… Наконец, творчество архитекторов. Не тем они, видимо, занимались. Отныне все – в рекламу! На услужение ей. Ведь и на поверхности она уже беззастенчиво владычествует нашим вниманием, умом, мечтами. Иные наши застройки сегодня реально напоминают подземные рекламные тоннели.

 

Так что ищите не пропорции, колористику и тем более образ, который теперь ничего не стоит, а место для рекламы. Забудьте про ордера, коим нас донимали в институте. Их мы, если надо, выучим на досуге не по Виньоле и Палладио, а по вездесущей рекламе. Тоже немалая экономия на образовании.

Об одном сожалеешь - где раньше-то были. Можно было уже давно сэкономить и буквально на пустом месте зарабатывать. И недорогой камень подбирать, а использовать простенький забор.

Можно даже посчитать, сколько упущено и удержать…

…Вот только реклама - не дармовая она. Даже в мышеловке. Но в человеколовкахона вообще алчна. Ведь то, что вложено в нее, включено в стоимость товара-услуги, следовательно, выключено из нашего кармана. Так что «видимо» перед «лучше» - дело относительно-сомнительное. Несомненно, другое, что видимое заполонение рекламой, аукнется, уже аукается  нашим клиповым мировосприятием и мышлением, когда мысль и поиск  заменяется навязанным созерцанием и меркантильным расчетом.

Чем больше таки рекламы, тем больше мы готовы покупать-продавать и зацикливаться сугубо на этом – торгашествовать всем и всегда. Да она, двигатель торговли, но тормоз для нашей гармонии с миром, самим с собой. На ее лоснящемся и самодовольном фоне ничтожными, убогими предстают все наши духовные чаяния.

SOS!

И это уже заметно, видимо. Побеседуйте проникновенно с молодежью, с детьми – реклама, реклама, реклама… А отсюда и показуха, голый расчет, кичливость надувательством, не творчество, но «купить подешевле – продать подороже» становится их сущностью… Врожденные можно сказать, пленники-заложники, по сути, безразличной к ним, но ненасытной рекл-ам-ам-амы.

А в это время она цинично за наши деньги законопослушных налогоплательщиков и доверчивых покупателей, но, не спрашивая нас, где и как, будет призывать любить и родину, и тут же галушки какие-нибудь с хреном.

Призывать будут не проектировать и строить, а гордиться общественным строем.

Порой и света Божьего за ней не видной. Главное она возомнила себя выше традиционных духовных святынь.

После этого указывать назидательным пальцем в сторону «общества потребления» рука не поднимается. Тем более, когда к этому фактически понуждают, как некий безвольный слепок. Хотя, куда ни посмотри…

  

Ладно бы камуфлировалась всяческая неприглядность, пока руки не доходят до архитектурных преобразований. Но идет подавляющее наступление на архитектуру. Хочется закрыть глаза и ничего не слушать.

Еще немного, еще чуть-чуть и, кажется, мы совсем погрязнет в рекламизации и казинофикации всей страны из-за подавляющей видимости-невидимости рекламы. И другого выбора она не допускает, устоять, как загипнотизированным бандерлогам, невозможно. Причем, есть-таки – на любой вкус-карман.

   

И если вам будут обещать-сулить яркие моменты жизни, не подумайте ненароком, что речь идет о встрече с художественной классикой.

Если посулят новую коллекцию, под сенью классика, то это опять-таки, увы, совсем не его собрание. 

Короче…

Было у минчан одно рекламоубежище – перроны метро…

Еще короче…

Архитектура - также сплошняком на продажу. И деньги здесь тоже, видимо, не пахнут. Хотя, что ни говори, отдают душком. 

И вовсю видимо, что это не весенняя акция, но доминирующая тенденция…

То ли еще будет…

Но станет ли жить веселее и лучшее?..

То есть духовно, эстетически, даже психически богаче-здоровее?.. Вопрос, конечно, интересный. И отмахнуться от него, спрятаться как страус – хоть как-то думающей головой в песок очередного котлована, оставляя на видимой поверхности лишь ненасытный и неразборчивый желудок и иже с ним, я уверен, не имеем права.

Как станцию назовешь, так туда и попадешь

…Наконец, не могу, как и в прошлом блоговском метроматериале, не отозваться на объявленные названия перспективных станций в нашем единственном пока еще, столичном метро. Потому как топонимика вроде бы явление вполне метафизическое, неосязаемое, невидимое, тем не мене оказывающее влияние на образы поименованных мест, на качество их пространственно-временного, событийного взаимоотношения. (Например – «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! А. С Пушкин).

Поэтому радует и слух, и топологическую логику, и чувство краелюба такие уже состоявшиеся и еще только планируемы метронимы: «Немига», «Слуцкий гостинец», «Ковальская слобода». Словно, не в метро спускаешься, а историко-культурные слои. Впечатляет.

Тем не менее, откровенно, не знаю, где еще мы обнаружим столь парадоксальное именование станций метро мегаполиса, структура которого, по определению, сложна для ориентации.  Так, в Минске есть улица Могилевская, которая находится в диаметрально противоположном направлении от одноименной станции метро. То же - со станцией «Московская», что на другом конце города относительно свое уличной тезки. И на обеих улицах есть остановки автобусов, троллейбусов, всего общественного транспорта того же, понятно, названия…

Ну, да ладно. Дела прошлые, присоветские еще, когда без «Московской» нельзя было обойтись по определению. А сегодня… Нам обещают станцию «Смоленская». Ищу логику. Она находится от центра города по московскому направлению после станции «Московская». То есть по принципу удаленности-приближения не логично.  Историческая связь места станции с городом, который ныне находится в другом государстве, не прослеживается. Хотя, может, это намек на «старую смоленскую дорогу», памятную с 1812 года?  Также не логично, ибо от Минска в том направлении следовал Борисовский тракт, что и отмечено  в названии соответствующей станции. Остается предполагать, пожалуй, одно – метростанция «Смоленская» будет разительно далеко находиться от улицы «Смоленской». По этой же логике напрашиваются дальнеперспективные названия станций: «Волгоградская», «Уральская»…

А чем хуже планируемая станция «Аэродромная»? Когда она появиться, от внутриминского аэропорта останутся смутные воспоминания, как и о авиаремонтном заводе, а также, скорее всего, и о, мягко скажем, отнюдь не привлекательной  ныне улицы «Аэродромной».

Так что если не хватает фантазии и последовательности, есть своя «железная» логика, которую мы, столичные старожилы попросту должны учитывать и, не вдаваясь в подробности, доносить детям и приезжим. 

Удачливого всем пути!

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Развитие цивилизации происходит только при сохранении преемственности традиций и с постоянным общественным чувством «связи времен»....