Вы здесь

Почти забытая страничка из истории архитектуры

18.09.2008 12:25
Просмотров: 5 434
Версия для печати

В истории советского зодчества одним из ярких свидетельств парадоксальности архитектурно-социальных идей начала ХХ в. являются рабочие поселки, возведенные в 1920–1930-е гг. вблизи промышленных предприятий и удивительно цельно воплотившие дух времени, попытки решения архитектурой жизнестроительных задач. Они и сегодня транслируют современному человеку атмосферу революционной романтики социальных преобразований, которая придает их облику некоторую метафизичность и выделяет их в инфраструктуре современных городов.

В создании советских рабочих поселков, в том числе и в БССР, нашли воплощение концепции пролетарских городов-садов, активно разрабатываемые советскими архитекторами, экономистами, социологами (Л. Сабсовичем, М. Охитовичем, М. Гинзбургом) и продолжающие идеи Э. Говарда. В основе их решения – замысел децентрализации городов, создания комплексной архитектурно-пространственной среды, где жилые и общественные постройки располагаются равномерно среди зелени. Романтичные идеи формирования новой жизненной среды, общественных отношений, основанных на принципах коллективизма, которые архитекторы попытались реализовать в поселках и домах-коммунах, уже в первые годы их создания показали расхождение идеальных концептов и жизненных реалий. Противоречие между недооценкой удовлетворения индивидуальных нужд и ориентацией на коллективное проведение досуга, обобществление бытовых процессов привели к огромным неудобствам в эксплуатации домов, часть из них была вскоре перестроена, а часть – продолжает социальный эксперимент на людях уже ХХІ столетия. В застраиваемых на протяжении 1930-х гг. поселках отразилась смена стилистики и социальных идей в советской архитектуре в 1934 г.

Идеи рационального социального жилья были воплощены в архитектуре разных стран. В западноевропейских рабочих поселках с рациональными по планировочным характеристикам малогабаритными квартирами сохранялась неприкосновенность традиционной жилой ячейки – в Германии (архит.: Б. Таут, В. Гропиус, Э. Май), Финляндии (архит. А. Аалто), Чехословакии (архит. Ф. Гагура). В отличие от их практицизма и символичного аскетизма советские поселки отмечены широтой постановки социальных задач, созданием атмосферы, созвучной романтизму революционных преобразований. В Беларуси практически в первоначальном виде сохранилось до сегодняшнего дня несколько рабочих поселков, воссоздающих атмосферу наполненной историческими катаклизмами эпохи 1920–1930-х гг.

В планировке одного из первых в Беларуси поселков – Ореховска, возведенного при БелГРЭС (1927–1930-е гг.), выделяются три группы 3-этажных домов угловой композиции, формирующих застройку вдоль шоссе. Конструктивистские по стилистике дома акцентированы в панораме ризалитами лестничных клеток с вертикальным остеклением и аттиками. Двух- и трехэтажные дома прямоугольной конфигурации образуют прямоугольную сетку застройки с размещенными внутри кварталов зданиями клуба, школы, детского сада и др. Большие оконные проемы, протяженные и широкие балконы в домах реализуют идею слияния внутреннего и внешнего пространства. Близкие к конструктивистским приемы прослеживаются в решении 3-этажного дома специалистов (1937 г.), квартиры которого отличаются большей комфортабельностью. Со стороны дворового курдонера входы подчеркнуты лестничными ризалитами с аттиками. В сравнении с более ранними постройками поселка в здании уменьшены оконные проемы. В решении Дома культуры (2-я половина 1930-х гг.) вместо деревянного здания клуба выражена ориентация на классицистические образцы. Фасад решен портиком дорического ордера, завершенным аттиком с фронтоном и фланкированным арочными нишами.

При создании одного из самых крупных рабочих поселков в Беларуси – Костюковки при Гомельском стеклозаводе (1930-е гг.) – проявилась ориентация на конструктивистскую стилистику и декларативность в выявлении архитектурными средствами новых форм быта. Центральное место в поселке занимают два дома-коммуны – 4-этажные, сформированные из двух протяженных, размещенных со сдвигом и объединенных в центре корпусов с коридорной планировкой. В одном из них корпуса объединены цилиндрическим объемом с общественными помещениями и открытой террасой на кровле. В решении фасадов программно выявлена идея обобществленного быта – на фасадах читаются монотонные ряды больших проемов жилых помещений и маленьких проемов кухонь в торцах зданий. В группе размещенных параллельно 4-этажных домов, построенных по одному проекту, на фасадах выделяются ризалиты с вертикальным остеклением и лоджиями между ними, угловыми балконами, опирающимися на 1-м этаже на опоры. Выразительными акцентами конструктивистского 3-этажного дома специалистов являются полуцилиндрические эркеры над входами с вертикальными лентами остекления, протяженные балконы.

В поселке авторемонтного завода им. Кирова в Могилеве (1932–1941 гг.) наблюдается постепенное изменение стилистики в процессе застройки. В группе 3-этажных домов применены широкие оконные проемы, вертикальное ленточное остекление лестничных клеток,
протяженные и угловые балконы. Конструктивистские черты выражены в группе 2-этажных домов вдоль Витебского проспекта. В 1930-е гг. в застройке поселка принимает участие В. Вараксин, творчество которого связано с развитием неоклассической тенденции в довоенной архитектуре Беларуси. В группах 2-этажных домов, 3-этажном доме специалистов, зданиях Дома культуры и школы, возведенных во 2-й половине 1930-х гг., применена лаконичная архитектурная пластика. Фасад Дома культуры (1938 г.) акцентирован распространенным в довоенной архитектуре портиком из 4-гранных колонн, объединенных балконом, и завершенным аттиком. Крытая терраса на боковом фасаде подчеркивает близость конструктивистским решениям. Фасад школы (1937 г.) лаконичен. Вход в здание детского сада (1930-е гг.) выделен аркой с декоративным орнаментальным поясом и люнетой и фланкирован арочными окнами. На фасадах использованы пилястры, наличники. Ограда входной террасы декорирована вазами.

Разное соотношение стилевых черт характеризует постройки поселка железнодорожников в Кричеве, сформированном в 1920–1930-е гг. На протяженном фасаде 3-этажного дома по ул. Заслонова, 8 акцентированы плоские лестничные ризалиты с вертикальным ленточным остеклением, центральные – с высокими аттиками. Близость конструктивистским приемам подчеркивают угловые балконы. Тенденция к утяжелению массива стены наблюдается в построенных по одному проекту с разной пластикой фасадов жилых домах по ул. Заслонова, № 9 и 11 (2-я половина 1930-х гг.). В доме № 9 лестничные ризалиты с вертикальным ленточным остеклением завершены ступенчатым аттиком, декорированным филенками. Плоскости фасадов решены сочетанием лопаток и горизонтальных поясов. Ризалиты в доме № 11 имеют арочное вертикальное остекление, завершения в виде фронтонов.

Застройка поселков фабрики “КИМ”, коврового комбината, фабрики по производству очков в Витебске (1920–
1930-е гг.) сохранилась фрагментарно. Одним из самых ярких воплощений идеи социального жилья в белорусской архитектуре является дом-коммуна, возведенный в поселке фабрики “КИМ” по ул. Горького (архит. А. Вышелесский, 1927–1929 гг.), – с развитой в пространстве структурой, радикальным вариантом обобществления быта и присутствующей в образе революционной поэтикой. Брутальность мощных закругленных объемов лестничных клеток, фланкирующих центральную часть фасада, создает эффект напряженной динамики, “мускульной” энергии, транслирующих пафос социальных преобразований. Крупный масштаб здания, организованного вокруг глубокого дворового курдонера, позволяет рассматривать его как своего рода модель общественного устройства, в пределах которого реализуется социальная идея коллективизма. Проект клуба швейников фабрики “КИМ” (архит.: И. Володько, А.П. Воинов, М. Крылов, А. Гиляров, 1930-е гг., сохранился не полностью) демонстрирует яркий пример конструктивистской архитектуры в Беларуси, решенной с использованием динамичной архитектурно-пространственной композиции, построенной на сопоставлении разных по высоте и конфигурации объемов, усложнении приемов формообразования.

Лаконичная архитектурная пластика в сочетании с конструктивистскими приемами использована в домах по ул. Сметанина, Р. Люксембург, Революционной, Ильинского (1930-е гг.) – в поселках фабрики “КИМ” и фабрики по производству очков. Ряд зданий по ул. 1-й Пролетарской, являющейся главной осью поселка коврового комбината, сохраняет конструктивистскую стилистику. Утяжеление массива стены в двух домах ул. К. Маркса (1930-е гг.) достигается уменьшением оконных проемов, применением рустовки, филенок, наличников, поясов. Центральные ризалиты домов фланкированы трехчетвертными колоннами с упрощенными капителями и завершены декорированными аттиками.

В поселке бумажной фабрики в Шклове, сформированном преимущественно деревянной усадебной застройкой, выделяется 2-этажный дом с коридорной планировкой по ул. Фабричной (1929 г.). Центральный курдонер образован боковыми крыльями с открытыми террасами в торцах, акцентирован по оси симметрии портиком из четырехгранных колонн, поддерживающих балкон, и ступенчатым аттиком. Боковые входы выделены угловыми закругленными объемами.

Выразительная постконструктивистская пластика отличает 2-этажный дом по ул. Набережной (1930-е гг.) в поселке Антоновка бумажной фабрики в Добруше, представленном преимущественно деревянными усадебными домами. Акценты главного и боковых фасадов – ризалиты со ступенчатыми аттиками с проемами, фланкированные лопатками. На дворовом фасаде выступают ризалиты лестничных маршей с вертикальным ленточным остеклением. Функциональный подход к решению объемно-пространственной композиции, контраст лаконичных поверхностей стен с высокими глухими аттиками, прорезанных большими проемами, характеризует здание клуба бумажников (1920-е гг.). Претерпевшее современную реконструкцию, с пристроенным новым тамбуром, здание клуба в значительной степени утратило характер конструктивистской постройки.

Конструктивистские приемы использованы в решении 2-этажного жилого дома в поселке в районе Ново-Белица в Гомеле (1920–1930-е гг.). На широких боковых ризалитах главного фасада выступают ризалиты лестничных маршей с вертикальным остеклением и аттиками. Фасады прорезаны большими квадратными проемами. В 2-этажных домах, построенных в конце 1930-х гг., входы акцентированы сдвоенными рустованными лопатками и фронтонами, вертикальным проемом лестничного марша.

Самый масштабный из возведенных в Беларуси в довоенные годы рабочих поселков – при льнокомбинате в Орше. Созданный преимущественно во 2-й половине 1930-х гг. и воплотивший характерные времени стилевые приемы, он воспринимается не столько рабочим поселком, сколько монументальным и репрезентативным градостроительным ансамблем, в котором выражено развитие неоклассических тенденций. В ансамблевом построении выявлена главная градостроительная ось – проспект Текстильщиков, ориентированный на комплекс льнокомбината. Конструктивистские черты выражены в 4-этажном жилом доме по пр. Текстильщиков, 2 (1929 г.). Акцентами главного фасада, прорезанного большими квадратными окнами, являются ризалиты лестничных маршей с вертикальным ленточным остеклением и аттиками. Повышенная монументальность и брутальность конструктивизма, лаконичная обобщенность объемов и архитектурных деталей отличают застройку проспекта 1937–1938 гг. В композиции выделяется симметрично решенная группа домов, в центре которой – протяженный 5-этажный дом с 4-этажными боковыми крыльями (№ 10), организованный вокруг просторного курдонера со стороны проспекта. Дом фланкирован двумя угловыми 4–5-этажными домами (№ 6 и 12). Выразительной темой в решении фасадов являются мощные 4-гранные 3-уровневые колонны, поддерживающие выступающие объемы 4-го этажа на боковых крыльях центрального дома, лоджии в торцах угловых домов. В домах по пр. Текстильщиков, № 4 (1937 г.) и 7 (1938 г.) в обрамлении балконов применены полуколонны, поддерживающие антаблемент. В декорировке фасадов общежития льнокомбината (1937 г., в настоящее время детский сад) применены пилястры, лопатки, филенки, декоративные обрамления лестничных проемов. В оформлении экстерьеров Дома культуры льнокомбината (1930-е гг., в настоящее время школа искусств) использовано разнообразие декоративных мотивов: вход решен глубокой нишей с лоджиями, опирающимися на 4-гранные каннелированные колонны со стилизованными капителями, на 1-м этаже – на утолщенные круглые колонны. Фасад декорирован широкими лопатками, лепной пластикой. Крупным масштабом, характерным постройкам поселка льнокомбината, отличается и 4-этажное здание школы, возведенное в 1930-е гг.

Целостная архитектурно-пространственная среда рабочих поселков – одновременно аскетичная и романтичная, утилитарно-прагматичная и ирреально-метафизичная в преобладании идеалистических концепций над нуждами повседневной реальности воссоздает фрагмент нашей истории – парадоксальный по сложности пересечения социально-идеологических и художественных идей. Состояние многих домов в поселках предполагает ожидать их скорого разрушения, отсутствие в значительной их части элементарных удобств и аварийное состояние конструкций вызывает у жильцов желание ускорить этот процесс. Нужно ли нам сохранять это наследие и как его сохранять? Методы реставрации памятников конструктивизма сегодня активно обсуждаются, и единого мнения по этому вопросу пока не существует. Любая реконструкция с использованием новейших материалов убивает в конструктивистской архитектуре дух времени. Как сохранить в архитектуре неповторимую атмосферу межвоенной эпохи, обеспечив современные эксплуатационные качества застройки? Успеем ли мы найти ответ на этот вопрос?



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 718
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 12 016
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 444
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...