Именно такие вопросы возникают, глядя на проект Концертного зала на 1500 мест в Бресте.
Прежде всего, в проекте бросается в глаза: на небольшой речке огромное количество бесполезных громадных, мешающих людям, запутывающих пути, устаревших провинциальных выкрутасов – наворотов – нагромождений их бетона, гранита, металла.
По которым люди вынуждены лазить, пытаясь преодолеть их, пытаясь сориентироваться, найти проходы, входы, выходы.
То есть, имеем опять наше обычное привычное неудобное громоздкое типовое.
Еще хуже то, что все это устаревшее громоздкое примитивное типовое, примененное здесь, взято из разных старых стилей и форм, взаимно перебивающих одно другим.
Перебивающих, подавляющих, уничтожающих, как саму небольшую речку, так и природу. Перебивающих и сам Концертный зал, который, являясь немалым сооружением, затерялся в огромном количестве громадных, крикливых бесполезных типовых провинциальных наворотов.
Слово «провинциальный» здесь применено в смысле места, где нет профессионалов-архитекторов, а тех, которые есть, давно прикипевших намертво к типовому проектированию, не учит ни сама жизнь, ни собственные, постоянно повторяющиеся типовые ляпы, ни достижения мировой архитектуры.
Вот давно набивший оскомину пример такого ляпа.
В 70-х годах в центре Бреста закрыли реку бетонной стеной с пятнами мха, плесени – т.к. северная сторона ее, никогда не просыхающая, обращена в сторону города, - с пятнами постоянного соскрябывания и закрашивания следов этих пятен. Причем, стена эта на фоне встречного солнца выгляди еще и черной.
Отчего эта набережная, бывшая до появления этой стены любимым местом отдых горожан, - гуляющие по городу раньше обязательно сюда заворачивали, - стала совершенно непривлекательной и запущенной.
А когда реку загородили мрачной стеной, то получилось, что реки и природы уже как бы и нет - получился обычный мрачный тупик с мрачной стеной, пригодный, по мнению архитекторов, разве что, для устройства здесь стоянки автомашин, площадки для выгула собак, для постаноки на берегу у воды огромного мусорного контейнера с запахами – что сделало набережную с глухой грязной стеной еще хуже.
А чтобы окончательно добить набережную, нашлись архитекторы, которые недавно упорно пытались закрыть эту безобразную стену домом, поставив его на берегу, и одновременно – по центру главной пешеходной улицы города, упирающейся в этот дом, со стеной и рекой за ним.
Только вмешательство возмущенной общественности, предотвратившей строительство на берегу многоэтажного дома, и смогла спасти набережную в центре города от окончательного ее уничтожения.
Спасти набережную, вернуть ей привлекательность сегодня еще можно, если раскрыть вид на реку - разобрать мрачную грязную с пятнами и отваливающейся штукатуркой бетонную стену и выполнить новое, только прозрачное ограждение из горизонтальной трубы на редких стойках (в Париже опоры под цилиндрическими перилами сделаны с шагом 8 метров – поражает как это можно было технически выполнить. Оказывается можно, если очень захотеть раскрыть водную гладь реки).
Но наших архитекторов в Бресте так ничему и не научила эта печальная архитектурная история в центре города с мрачной стеной, закрывающей реку.
Казалось бы уже до предела напозорились, намучились, натерпелись с мрачной стеной на берегу в центре города, убедились, что из-за этого потеряли замечательное место отдыха.
И вот опять сегодня пытаются соорудить точно такую же глухую мрачную стену на берегу уже и перед Концертным залом, но с еще более громоздкими и с еще более неудобными запутанными наворотами.
Мало того, набережную хотя сделать еще и с изломами, в западаниях которых будет скапливаться плывущий по реке мусор.
К тому же здесь архитекторам показалось, что для дальнейшего обезображивания города этого мало.
Продолжение следует.