Надежда на будущее народов и государств всегда основана на мечте о здоровом, образованном подрастающем поколении. Поэтому среда воспитания и образования формировалась во все столетия. Проследить характер эволюции объектов системы образования можно, рассмотрев комплексно:
- развитие типов зданий;
- изменение функционально-планировочной структуры зданий, состава их помещений;
- изменение планировочной организации отдельных помещений зданий.
Типологически обозначенная государственная, светская общеобразовательная система появилась на территории бывшей России уже в XVIII в. и предполагала обучение детей в малых и главных народных училищах. В XIX в. система образования была развита и дифференцирована: общедоступное образование давалось приходскими и уездными училищами, для дальнейшего обучения в гимназии требовались сдача вступительного экзамена и внесение платы. Появились прогимназии – прообраз неполной средней школы, создавались реальные училища, в которых углубленно изучались естественные науки, математика. Не претерпев существенных изменений, система образования из XIX в. перешла в XX, сочетая в себе типологическую ограниченность общедоступной школы и достаточную развитость школы специальной.
Этапы формирования представления о школе как о самостоятельном виде общественного строительства закреплялись разработкой проектов зданий. Еще в XVIII в. были созданы первые “образцовые” проекты училищ, а в XIX – начале XX в. строительное нормирование, получив педагогическое и санитарно-гигиеническое обоснование, легло в основу типовых проектов.
Предлагалась предпочтительная схема зонирования школьных зданий, были выработаны специфические приемы их функциональной организации, сначала упрощенные, позже – расширенные, получившие форму нормативных требований. Например, в проектах гимназий изначально состав помещений ограничивался классами, расположенными на втором этаже, вестибюлем и квартирами учителей на первом этаже, но уже к концу XIX в. в состав помещений вводились гимнастические залы, кабинеты физики, естественной истории, рисунка. В реальных училищах создавались кабинеты черчения, химии, прикладной математики, коммерческой географии. В начале XX в. наряду с названными в учебных зданиях проектировались классы пения, актовые залы, библиотеки, медицинские пункты по наблюдению за здоровьем учащихся. Но это не имело отношения к учреждениям системы общедоступного образования: дети бедных слоев населения занимались в плохо приспособленных зданиях.
Что касается основных учебных помещений – классов, то путь их развития прослеживается от класса приходского училища площадью до 120 м2 – единственного и многофункционального помещения, в котором проходило обучение детей разных возрастов. Но уже в XIX в. возникла отечественная наука об охране здоровья учащихся – школьная гигиена, сформулировавшая требования учета возрастных особенностей детей, определившая оптимальную наполняемость классов – 30 учащихся – и их площадь – 60–72 м2. Рекомендовались южная и юго-восточная ориентация окон учебных помещений, ограничение глубины комнат до 6–7,2 м. Теоретические разработки позволяли уже в ту далекую пору формировать учебные помещения, вполне соотносимые с современными понятиями комфортной среды. Но реализация подобных решений потребовала долгого экономического развития страны.
Первые декреты советской власти по вопросам образования были направлены на ликвидацию царской школьной системы. Создавались школы крестьянской молодежи, фабрично-заводские школы. В 1920-е гг. было введено всеобщее начальное обучение, массовой стала 4-летняя школа.
Широкомасштабная борьба с неграмотностью требовала переоборудования существующих зданий под школы. Новое строительство практически не велось, экономические предпосылки и нормативное обоснование для него появились только на рубеже 1920–1930-х гг. Тогда и начал складываться новый тип советской школы, а с ним и общесоюзные подходы к нормативному обеспечению ее объемно-планировочного формирования. Одновременно в республиках проводились свои конкурсы, отрабатывались нормативы и проекты. Так, в БССР создавались 4-, 7- и 9-летние школы. Программой республиканского конкурса 1928 г. на “составление типовых проектов школьных зданий для БССР” предлагалось проектирование школ на 40 учащихся, на 80 учащихся с последующим расширением до 160 и на 160 учащихся. В 1–2-этажных зданиях предлагалось размещать кроме классных помещений лаборатории, мастерскую, гимнастический зал, библиотеку-музей, учительскую, канцелярию, а также общежитие для учащихся и квартиры учителей.
Несмотря на отсутствие системного характера планировочного формирования школ в послереволюционный период, уже тогда начал проявляться комплексный учет важных педагогических и гигиенических положений: возрастной дифференциации учащихся, трудового воспитания, организации внеурочной деятельности детей.
В 1930-е гг. произошла унификация школ в границах СССР. В 1932–1934 гг. вышли постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б), которыми устанавливались единая система общедоступной общеобразовательной школы и педагогические требования к учебному процессу. Это послужило основанием для централизованного упорядочения нормативной базы, формирования и развития метода типового проектирования школ, унификации проектов школьных зданий (рис. 1). Были разработаны программы проектирования школьных зданий на 280, 400, 800 мест.
Определение единых педагогических требований к учебному процессу в 1930-х гг. упорядочило и в значительной мере нивелировало планировочную структуру школ. Типовые здания строились высотой 2–4 этажа, при их проектировании устанавливался необходимый состав помещений с нормируемым соотношением учебных (60–65%) и вспомогательных (40–35%) площадей, ограничивалась удельная площадь помещений на учащегося в здании. Существенным изменением планировочной структуры школ было сокращение набора учебных и общешкольных помещений, что определялось соображениями экономии средств. Внеурочная деятельность из школы переместилась во внешкольные учреждения.
Классно-урочная система с закрепленным за классом помещением являлась основополагающей. При нормировании учебных помещений их удельная площадь принималась 1,25–1,5 м2 на учащегося при наполняемости классов 40 человек, а иногда и более.
В послевоенный период кроме восстановительных задач решались вопросы развития системы образования и, как следствие, развития типологии школьных зданий. В 1940-х гг. на планировочное формирование школ в некоторой мере повлияли появление нового учебного предмета – начальной военной подготовки – и введение раздельного обучения мальчиков и девочек.
В 1950–1960-х гг. возводятся новые жилые районы, где и сосредоточивается основное строительство школ. Это время интенсивного развития типового проектирования крупных школ с группами продленного дня и школ-интернатов (рис. 2).
Состав помещений типовых зданий школ изменился. Школа расширила свою воспитательную функцию. Потребовалось обновление типовых проектов с увеличением нормируемой площади зданий на 30–40%, в структуру которых входили актовые, спортивные залы, кабинеты и лаборатории, столовые, помещения для групп продленного дня. По-прежнему сохранялась классно-урочная система обучения при большой наполняемости класса. Поворот в школьном строительстве в 1960-х гг. произошел в связи с политехнизацией обучения. Типовое школьное строительство еще более расширилось, здания школ укрупнились до 1568 учащихся и более, в их структуру вводились блоки мастерских.
В 1970–1980-х гг. метод типового проектирования школ достиг наивысшего уровня развития (рис. 3). В БССР создаются типовые проекты общеобразовательных школ, получившие признание и распространение во многих республиках Союза. Школы функционировали совместно с системами учреждений внешкольного воспитания и ПТУ, а их проектирование основывалось на требованиях общесоюзных строительных норм и правил.
С введением в СССР в 1980-х гг. 11-летней продолжительности обязательного обучения и активизацией направления на повышение связи школы с жизнью произошло дальнейшее функционально-планировочное развитие зданий за счет расширения состава помещений для трудового воспитания. Помимо мастерских по обработке дерева и металла проектировались кабинеты машиноведения, домоводства, профориентации. Но такое увеличение площадей потребовало поиска путей экономии средств при создании школ.
В этих целях повсеместно использовалась кабинетная система обучения, сокращавшая число учебных помещений. Наряду с экономическими преимуществами она имела явные недостатки, связанные с нарушением в кабинетах принципа возрастного оборудования мебелью, потерей времени на отдых и утомляемостью детей при переходе из кабинета в кабинет на переменах. Площадь кабинетов нормировалась аналогично площади классов.
Таким образом, к началу 1990-х гг. школой был пройден путь типологического развития от фабрично-заводских школ до системы крупных типовых общеобразовательных школ, возводимых на основе единой нормативно-технической базы.
События начала 1990-х гг. привели к изменениям в системе образования на всем постсоветском пространстве и были связаны, в частности, с ограничением обязательного уровня общего образования 9 классами, деформацией сложившейся структуры школьной сети и вычленением из единой трудовой политехнической школы лицеев, гимназий, школ с авторскими программами и т.д. Это породило необходимость соответствующих преобразований типологии зданий (рис. 4). Несмотря на действие прежней нормативно-технической базы проектирования, потребовались новые нормативы, обеспечивающие архитектурно-планировочное формирование зданий.
Беларусь была также вовлечена в эти процессы. Новый подход к созданию школ в 1990-х гг. связывался с отказом от типового проектирования зданий с жестко регламентированной планировочной структурой и переходом к формированию многообразных учреждений, функциональная и архитектурная организация которых учитывала бы социально-экономические, демографические, градостроительные условия мест строительства. В концентрированном виде эти положения были предложены проектировщикам в НШ-93 “Номенклатура (состав и площади помещений) общеобразовательных школ, школ-центров, школ-детских садов для городов и сельских населенных пунктов Республики Беларусь”.
Данный документ использовался в проектной практике в качестве норматива на протяжении десятилетия, после чего на его основе был подготовлен ТКП 45–3.02–1-2004 (02250) “Состав и площади помещений общеобразовательных школ, учебно-педагогических комплексов, детских садов-школ”. В нем при сохранении возможности вариантного проектирования выделены наиболее характерные для республики типы школ, оптимизированы состав и площади их помещений.
Для повышения “гибкости” и увеличения многообразия планировочных решений зданий было предложено выделить функциональные блоки помещений, из которых формируются “закрытая”, обеспечивающая протекание учебного процесса, и “открытая”, доступная в урочное и внеурочное время, зоны школы. Этот принцип оправдал себя при экспериментальной проверке и стал основой для ныне действующих нормативов.
Принятие Закона Республики Беларусь от 3 июля 2006 г. № 141–3 “Об общем среднем образовании” послужило основанием для дальнейшего развития типологии общеобразовательных учреждений и потребовало разработки Изменения № 1 ТКП 45–3.02–2004 (далее – технический кодекс). При корректировке норматива сохранена возможность вариантного проектирования широкого спектра школ, школ-детских садов, школ с дополнительной функцией внешкольных учреждений.
Изменение номенклатуры проектируемых школьных зданий явилось следствием предусмотренного Законом уменьшения числа учащихся в начальных классах до 20, в средних и старших – до 25 человек. Соответственно уменьшена общая вместимость включенных в номенклатуру школ: при одной параллели классов – с 360 до 280 учащихся, при двух параллелях – с 720 до 560, при трех параллелях классов – с 1080 до 840 учащихся. Кроме того, техническим кодексом предусмотрена возможность создания (при обосновании) в городах, жилых районах с высокой плотностью населения школ с четырьмя параллелями классов (1120 учащихся, что фактически соответствует прежней вместимости школ с тремя параллелями классов).
Уточнен состав функциональных групп помещений. Сегодня при определении функциональной структуры зданий за основу принимается необходимость обеспечения условий для изучения предметов на базовом, т.е. обязательном для усвоения всеми учащимися, уровне. Исходя из этого, технический кодекс включил в себя две группы норм: обязательные для обеспечения базового уровня образования и рекомендуемые, предназначенные для использования при составлении заданий на проектирование общеобразовательных учреждений с учетом местных условий.
Формирование “закрытой”, учебной зоны школ предусмотрено на базе принятой в республике классно-лабораторной системы организации занятий, при которой за каждым классом закрепляется собственное учебное помещение, оборудованное мебелью в соответствии с возрастными особенностями детей, и дополнительно создаются специально оборудованные кабинеты и лаборатории. Для реализации современных учебных программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов, потребовалось кроме сохранения подобных условий расширение состава помещений, связанных с компьютеризацией, внедрением информационных технологий.
Что касается планировочной организации отдельных учебных помещений, то снижение наполняемости классов до 20 и 25 учащихся позволяет определить планировочные параметры классов и кабинетов, обеспечивающие широкие возможности вариантной расстановки мебели, организации, при необходимости, ученических мест для детей-инвалидов, улучшения санитарно-гигиенических характеристик пространства (рис. 5).
Большое внимание при разработке технического кодекса было уделено помещениям “открытой” зоны общеобразовательных учреждений, в частности развитию функциональной группы учебно-спортивных залов. В соответствии с новыми учебными программами в состав помещений включены как малые физкультурные и тренажерные залы, так и большие игровые (рис. 6). Это обеспечивает проведение не только учебных, тренировочных занятий, но и соревнований. Подобный подход позволяет говорить о повышении роли школы в оздоровлении и физическом развитии учащихся, а также в организации их эффективной внеурочной деятельности. Нашли отражение вопросы формирования актовых залов, библиотек школьных столовых, медицинских кабинетов, помещений для педагогических работников.
Следует отметить, что принятые в Беларуси подходы к нормированию состава помещений школ корреспондируются с международной практикой. Сегодня для многих государств характерны снижение наполняемости классов, усиление преемственности между ступенями образования, включая дошкольную подготовку, что влечет за собой возведение зданий новых типов и модернизацию существующего строительного фонда. Развитие функционально-планировочной структуры зданий общеобразовательных учреждений актуально для России, многих постсоветских республик, дальнего зарубежья. Международной тенденцией являются расширение и совершенствование учебных помещений в связи с информатизацией и компьютеризацией образовательного процесса, внедрением новых форм и методов обучения, с организацией групп продленного дня, помещений учебно-спортивного назначения. Например, в Германии, где при формировании системы учреждений образования учитывается все лучшее, что было выработано школами Восточных и Западных земель, функционально-планировочная структура школ развивается в направлении, обеспечивающем выполнение национальных образовательных стандартов, взаимосвязь дошкольного и школьного образования, интеграцию учебной и внеурочной деятельности в школах.
Ступени типологического развития учебно-воспитательных зданий, пройденные на всех этапах развития системы образования, позволили архитекторам Беларуси сформировать нормативную базу проектирования, ориентированную на высокий стандарт воспитания и обучения, на достижение самой высокой стратегической цели Республики Беларусь – счастья и благоденствия детей.
Послевоенный период
- на первый план выдвигаются восстановительные задачи;
- объемно-планировочные решения школ в основном повторяют предвоенный период.
1950–1960-е годы
- повышается градостроительная значимость школ, становящихся центрами застройки микрорайонов;
- увеличивается вместимость школ, растет их роль как воспитательных центров;
- расширяется состав помещений за счет столовых, помещений продленного дня, трудового воспитания.
1930-е годы
- определяются типы общеобразовательных учреждений, формируется типологический ряд зданий школ;
- повышается градостроительная значимость школ, они становятся важными структурно-планировочными элементами селитьбы;
- унифицируется функционально-планировочная структура зданий, закладываются основы перехода на типовое проектирование школ.
1970–1980-е годы
- идет дальнейшее укрупнение школ в связи с переходом на обязательное 11-летнее обучение;
- школы возводятся преимущественно в структуре микрорайонов и жилых районов;
- получает максимальное развитие типовое проектирование зданий школ;
- укрепляются архитектурно-типологические черты школ.
1990-е годы – настоящее время
- снижение общей вместимости школ;
- переход от типового проектирования школ к формированию многообразных общеобразовательных учреждений на основе выделения “закрытой” и “открытой” функционально-планировочных зон;
- отказ от кабинетной системы обучения;
- снижение наполняемости классов и организация учебных помещений, обеспечивающих различные формы ведения урока.