Неотъемлемой частью силуэта Гомельского парка вот уже более полутора веков является 45-метровая башня, возвышающаяся над высоким берегом реки Сож. Она находится в южной части парка, где довольно большую площадь занимают аттракционы — качели, карусели, колесо обозрения.
Когда-то на этом месте стоял небольшой сахарный заводик князя Паскевича. Он был построен в 1841 году и просуществовал до 1889 года, а затем перевезен в Добруш. В трубе бывшего завода устроили винтовую лестницу и переоборудовали ее в башню обзора. В этом качестве она функционирует до сих пор.
Башня выложена из кирпича, внутри расположена винтовая лестница, наверху — обзорная площадка. Являясь частью дворцово-паркового ансамбля и памятником архитектуры, она активно используется в качестве аттракциона. За умеренную плату посетитель может подняться на обзорную площадку и насладиться видом центральной части Гомеля, а также парка и прилегающей к нему акватории реки Сож. Вид открывается действительно чудесный.
Посещение башни оставляет незабываемые впечатления, особенно у гостей города. Это и процесс подъема-спуска, и, конечно, изумительный вид, открывающийся с обзорной площадки. У гомельчан она также является излюбленным и посещаемым местом. Таким образом, достоинства данного объекта не вызывают сомнений.
Однако далеко не каждый осмеливается подниматься по металлической винтовой лестнице с крутыми (и находящимися не в лучшем состоянии) ступенями. При этом внутреннее пространство башни-трубы практически не освещается, и подъем происходит в полной темноте. Верхняя площадка, сооруженная из листового металла, пестрит рисунками и надписями — “произведениями” народного творчества. К тому же старая постройка нуждается в инженерном обследовании и укреплении.
При реконструкции необходимо решить следующие проблемы:
— укрепление самой башни, устройство новой лестницы;
— освещение внутреннего пространства башни и обзорной площадки;
— защита обзорной площадки от осадков;
— “облагораживание” объекта с целью сделать его посещение приятным, придание объекту некоего запоминающегося образа.
Представленный на конкурс проект реконструкции башни предполагает комплексное решение всех перечисленных проблем. Территория вокруг башни благоустраивается, подход оформляется с помощью билетных киосков из легких конструкций. Внутри трубы, помимо замены винтовой лестницы, предусматриваются ниши с подсветкой, имитирующие окошки-бойницы (существующих 2–3 маленьких окошек крайне недостаточно для освещения всего пространства). Снаружи устраивается декоративная подсветка, акцентирующая вход и позволяющая подчеркнуть форму сооружения.
Основная роль в формировании выразительного запоминающегося образа отводится оформлению верхней обзорной площадки.
В процессе поисков образа возникло несколько вариантов:
— “маяк” (близость реки, башня, свет, позволяющий и осветить площадку, и создать акцент в вечернем силуэте береговой линии);
— “воздушный шарик” (можно было бы представить, что сама площадка не стоит на трубе, а парит в воздухе, удерживаемая огромным воздушным шаром);
— различные варианты островерхих башенок по типу “замковых”.
Окончательный вариант несет в себе черты предыдущих и скорее напоминает “одуванчик”. Идея воздушного шара была трансформирована в шарообразный каркас из металлических труб (с целью свести до минимума ветровую нагрузку). Чтобы “материализовать” его, т.е. сделать заметным, видимым, на нем помещены точечные светильники и “бегающие огни”. Одновременно решилось освещение площадки и воплотился образ “маяка”, стоящего на берегу и видимого издалека.
Над самой площадкой устраивается легкий светопрозрачный навес для защиты от осадков.
Таким образом, реализация данного предложения позволит минимальными средствами создать подлинную достопримечательность города, выразительный объект, привлекающий внимание посетителей неординарностью образного решения.