Вы здесь

Искусство, рожденное огнем

Версия для печати

Когда я перебрал все, что покоряется изобретательности духа, творчески преобразующего природу, я с удивлением прихожу к мысли, что почти ничего нельзя получить без огня.

Гай Плиний Старший

Рожденный огнем металл, как двуликий Янус, используется и для решения утилитарных задач, и для создания произведений искусства. В своем исходном виде – лист, уголок, тавр, прут – он воспринимается как холодный, отстраненный и лишь технически совершенный материал. Прикосновение рук мастера очеловечивает его. Это происходит в процессе холодной обработки (чеканка, дифовка, резание, сборка и сварка металлических конструкций) и термической обработки (ковка, литье).

 

 

Гнездо ночных движений,
Железной кровью мытое,
Из черных теней свитое,
Склонившись к углям падшим,
Как колокольчик бьется железных пений плачем.
Велимир Хлебников

Разнообразие приемов обработки металла обусловливает широту его художественных возможностей.
Художественная выразительность металла определяется и широкой палитрой цветов — от серебристо-серого цвета алюминия до теплых тонов латуни и меди. Многообразие оттенков может быть получено химической обработкой и одного материала. Так, медь приобретает цвета: черный, красно-бурый, каштановый, медной зелени (от насыщенного зелено-голубого до светло-голубого и серовато-белого).
Металлические эмали вообще обладают всем многообразием спектра цветов.

Использование металла в архитектуре придает объектам неповторимое своеобразие. В градостроительстве он способен обеспечить многоуровневые транспортные и пешеходные развязки, органически включая архитектурный объект в ткань города. На уровне архитектурного объекта металл позволяет создать любое по размерам и геометрии пространство, с помощью опорных стоек свободно структурировать внутреннее пространство, в сочетании со стеклом обеспечить перетекание пространства во внешнюю среду, возвести любые по форме пространственные покрытия.

Металлические декоративные композиции способны не только внести в среду композиционные акценты, но и придать пространству философское звучание. Линкольн-центр в Нью-Йорке – сочетание трех театральных зданий – легко доказывает справедливость этого утверждения и показывает возможности вариантного использования металла для решения художественных задач. Этот материал применяется в каждом из трех объемов парадной части комплекса. Но поскольку авторы задавались неодинаковыми пространственными установками, они использовали по-разному обработанный металл, чтобы выявить и подчеркнуть различные свойства пространственной структуры. Для интерьеров драматического театра (Ф. Джонсон) основой пространственной композиции была огромность внутреннего пространства, протяженность фойе, его значительность, распластанность; для Метрополитен-оперы (У. Гарисон) пространственная концепция – это выявление динамичности внутреннего пространства, определенной энергичным разворотом лестницы; для концертного зала первичной становится правильная геометрия и четкость пространства, его легкое восприятие и понятность, структурная однозначность.

Отсюда и различная трактовка темы “металл” в каждом из названных интерьеров, различный подход к использованию его пластических и цветовых возможностей.

Для Фрэнка О'Гери металл стал материалом, практически не ограничивающим свободу формотворчества, обеспечивающим своеобразие и узнаваемость внешних объемов и внутренних пространств его построек.
Мастера архитектуры охотно шли на использование конструктивных и художественных возможностей этого уникального материала, причем каждый из них воплощал с его помощью свою творческую идею. Для Отто Вагнера – это материал, способный решать любые технические задачи и обеспечивать стилевое своеобразие: “Какое-то время со сталью …связывалось представление только об утилитарности. Но зато когда искусство сумело обработать этот материал, возникли совершенно новые формы, и они дали мощный толчок к созданию нового стиля”.

Анри Ван де Вельде: “Промышленность приобщила металлические конструкции и даже индустриальное строительство к искусству”.

Эрих Мендельсон: “…сталь теряет свое второстепенное и чисто техническое значение; стало возможным создавать сплошные поверхности, придавать объемность; наконец появилась возможность решать проблемы новых форм”.

Джо Понти: “Все материалы современны. Современность содержится в том, как мы их отбираем и используем, чтобы выразить нашу концепцию”.

Эро Сааринен: “Я не считаю, что развитие строительной техники обязательно должно идти только в направлении стали, алюминия и тому подобного”.


comments powered by HyperComments
Читайте также
27.10.2003 / просмотров: 6 424
К XIX в. складывается по сути современная система средств проектного моделирования, основные компоненты которой — многочисленные разновидности...
20.10.2005 / просмотров: 4 731
Из моря засохшего, Ставшего камнем, бревном, Из мертвого ныне поля для бурь Напилены доски Умной пилой человека. Велимир Хлебников Если...
27.12.2005 / просмотров: 13 468
В настоящее время Минск утвердил себя как столичный город европейского уровня. Являясь современным мегаполисом, столица Беларуси должна иметь...