Вы здесь

Экспорт строительных услуг: реалии и возможности

Доля экспорта строительных услуг (далее ЭСУ) в структуре экспорта услуг нашей республики составляет 7,4%. Этот сектор строительной деятельности наиболее динамично развивался в 1997–1998 гг. За 1998 г. объем ЭСУ составил 51,264 млн долларов США. Затем наметилась тенденция его снижения, которая прослеживается и до настоящего времени: в 1999 г. – 20 млн долларов, 2000 г. – всего 14 млн долларов. В 2001 г. произошло некоторое увеличение – 19,264 млн долларов, в 2002 г. – 21,0031 млн долларов – за счет активного поиска нашими предприятиями заказов за рубежом.
Отечественный строительный экспорт в большей части ориентирован на Россию, и падение его говорит о том, что строительный комплекс этой страны набирает силу. Теперь находить работу белорусским предприятиям там будет все сложнее.
Национальная программа развития экспорта на 2000–2005 гг. предусматривает большой комплекс мероприятий для решения проблем во внешнеэкономической деятельности. Каждый год под эгидой Министерства иностранных дел разрабатываются мероприятия по созданию условий развития экспорта. Предусматриваются действия по реализации финансово-кредитной поддержки экспортеров, совершенствованию налогового законодательства, развитию товаропроводящей сети, совершенствованию информационного обеспечения внешне-     экономической деятельности.


Рассмотрим экспортные возможности строительной отрасли. Подрядные организации Минстройархитектуры могут предоставить следующие строительные услуги:
– выполнение общестроительных работ;
– производство сантехнических работ;
– производство теплоизоляционных работ;
– выполнение электромонтажных работ;
– выполнение монтажных услуг по установке различного оборудования, в том числе и уникального.
Высокое качество выполнения работ показали такие предприятия, как РУП "Витебский ДСК", ОАО "СМТ № 27" (г. Гомель), ОАО "Гродножилстрой", ОАО "Промтехмонтаж", ОАО "Белтеплоизоляция", ОАО "Белэлектромонтаж", ОАО "Трест Белсантехмонтаж-1".
Министерство архитектуры и строительства осуществляет работу по организации международного сотрудничества, оказывает содействие и методическую помощь подведомственным субъектам хозяйствования по вопросам привлечения в республику зарубежных инвестиций, защиты их интересов на внешнем и внутреннем рынке, расширению экспортных возможностей.
В настоящее время Минстройархитектуры – участник более 20 международных двухсторонних и многосторонних соглашений и договоров с органами государственного управления в строительстве и фирмами ближнего и дальнего зарубежья. К наиболее важным можно отнести соглашения и договоры о взаимопризнании лицензий на осуществление строительной деятельности с Россией, Молдовой, Украиной; многостороннее Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств-участников СНГ; договоры и соглашения о сотрудничестве в области архитектуры и строительства с Украиной, Молдовой, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Польшей, Словакией; соглашения и протоколы о сотрудничестве с администрациями Калининградской области, Санкт-Петербурга, Правительством Москвы и другими регионами Российской Федерации.
ЭСУ, как и строительная отрасль в целом, имеет ряд специфических особенностей, отличных от других отраслей и видов услуг. Если эти особенности не учитывать, то при выполнении строительных работ за рубежом возникают определенные сложности.
Первая из них – неконкурентоспособность белорусских строительных услуг по сравнению с российскими. Происходит это из-за того, что в доле наших затрат присутствуют командировочные расходы, оплата за проживание, транспортные затраты и многое другое. Для исполнения условий контракта за рубежом приходится приобретать более дешевые там материалы. Их приобретение затруднено из-за обязательной продажи государству 30% валюты из авансов заказчика, направленных на мобилизацию стройплощадки, создание фронта работ, содержание персонала, уплату местных налогов и других обязательных платежей, связанных с исполнением контракта и регистрацией как налогоплательщика по месту расположения объекта. В результате сумма валюты, подлежащая обязательной продаже, часто значительно превышает остаток средств после оплаты расходов на стройплощадке.
В настоящий момент наряду с тем, что существует межправительственное соглашение о взаимном признании лицензий, сертификатов на продукцию, остается нерешенной проблема, связанная со значительными финансовыми и временными затратами, идущими на их подтверждение и перерегистрацию, а также других разрешительных документов, полученных в Республике Беларусь для применения в России.
Остается неотрегулированным вопрос получения банковских гарантий на оплату выполненных работ. Выдача иностранным заказчикам банковских гарантий первоклассного банка на весь цикл работ и услуг подрядчика – непростая задача, которая усложняется на начальном этапе из-за отсутствия на территории республики надежного банка, который мог бы поручиться за подрядчика, а также из-за отсутствия финансовых возможностей у самого подрядчика. Работая за пределами республики, белорусские строители не могут обойтись без привлечения местных организаций для решения производственных задач.
В соответствии с постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.09.2002 г. № 88 нерезиденты Республики Беларусь, получающие доходы из источников Республики Беларусь, сформированных за ее пределами, уплачивают 15% налога на эти доходы. Российские партнеры разрывают все отношения при каждом удержании с них 15% налога на доходы. В такой ситуации бремя увеличения налогов ложится на резидентов Республики Беларусь, которые находятся в сложных экономических условиях.
Такая форма налогообложения снижает конкурентоспособность белорусских строителей на строительном рынке Российской Федерации и влечет за собой снижение ЭСУ.
До сих пор не решен вопрос о предоставлении равных условий для белорусских и российских строителей. Положением о порядке организации и проведения торгов на строительство объектов в Республике Беларусь предусмотрены преференции, призванные обеспечить защиту национальных интересов Республики Беларусь, которые в равной степени распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации. Согласно законодательству Российской Федерации, белорусские предприятия не имеют таких преференций и должны участвовать в конкурсах наравне с другими иностранными предприятиями.
Следующая проблема связана с оплатой части выполненных работ векселями на строительстве объектов, финансируемых в счет погашения задолженности Республики Беларусь за поставляемый из России природный газ. Из-за длительности сроков погашения векселей и потребности в денежных средствах для продолжения строительства объектов, уплаты налогов и неналоговых платежей и т.п. векселя обналичиваются путем продажи их ОАО "Белгазпромбанк" с оформлением договора купли-продажи и передаточной надписи (индоссамента), с дисконтом в размере 20–30%.
Согласно действующим нормативно-правовым документам и разъяснениям налоговых служб, облагаемая налогом прибыль подлежит увеличению на сумму убытка, полученного от реализации векселей по цене ниже номинальной, т.е. от суммы дисконта, что ведет к убытку. В результате отнесение суммы убытков от реализации векселей в размере дисконта на увеличение налогооблагаемой прибыли неприемлемо.
На снижение конкурентоспособности белорусских строителей влияет и налоговое бремя, которое несут наши организации, занимающиеся ЭСУ (35–40% от полученной выручки).
Анализ ситуации показывает, что необходимо принимать кардинальные меры, в том числе на уровне правительства, по изменению стратегии и тактики в области ЭСУ.
Министерство в свою очередь делает все возможное для облегчения выхода белорусских строителей на зарубежные рынки. С целью наращивания объемов ЭСУ Минстройархитектуры считает возможным осуществить следующие мероприятия.
Необходимо создание единой унифицированной налоговой системы с перечнем налогов и их ставок, одинаковых для обоих государств, а также уменьшения их объемности. Достаточно перспективными могли бы быть дополнительные льготы на снижение НДС на ЭСУ до 10%, приравненные к льготам для свободных экономических зон.
Опыт развитых стран, экспортирующих свои услуги, показывает, что увеличение количества и объемности налогов не способствует продвижению экспорта и пополнению государственного бюджета за счет указанной хозяйственной деятельности. Единственный налог, который существует, – это налог на прибыль, при этом действующая система контроля позволяет пополнять доходную часть бюджета строго в соответствии с существующим законодательством и в полном объеме. Например, в ФРГ ЭСУ облагается только 5-процентным налогом на прибыль.
Существенным моментом в наращивании экспорта могло бы стать использование предприятиями более гибких цен на экспортируемую продукцию в зависимости от сезонности, запасов готовой продукции на складах, требований рынка. С помощью таможенных органов необходимо взять под контроль "серый" экспорт, что повысит отчетные показатели Минстройархитектуры по экспорту.
В настоящее время сформировавшуюся модель ЭСУ можно отнести к разряду малоэффективной и малоперспективной. Российские заказчики, как правило, не проявляют желания использовать организованную рабочую силу предприятий Беларуси на договорной основе. Они отдают предпочтение свободному найму рабочих по индивидуальному договору, при котором наниматели не несут ответственности за нанятых рабочих и негативные социальные последствия. По всей вероятности, белорусским строителям имеет смысл ориентироваться на отдельные виды узкоспециализированных работ, выполнение которых другие государства не могут обеспечить собственными квалифицированными исполнителями.
Валютная выручка предприятий-экспортеров должна использоваться на реализацию наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих экспортоориентированных услуг, а также на обновление производственной базы  предприятий – экспортеров высокотехнологического оборудования, обеспечивающих выполнение этих услуг на должном уровне.
В сфере лицензирования необходима унификация российского и белорусского законодательства на выдачу лицензий на строительную деятельность и сертификатов на продукцию, а также законодательная и нормативно-правовая гармонизация документов по проведению подрядных торгов на строительство объектов, действующих в обеих странах.
Немаловажным фактором в продвижении СУ является информационное обеспечение экспорта. Для более широкого доступа предприятий-экспортеров к информации о торгах для участия в международной системе электронной торговли в Интернет необходимо создание национального центра развития торговли в рамках международной сети на базе НЦМКЦ, который предлагает постоянное информационное обеспечение белорусских предприятий о зарубежных тендерах в сети Интернет-ИС-тендер. Сайт тендеров на СУ ]]>www.trade.rusmarket.ru]]>. Для продвижения своих услуг нашим предприятиям необходимо воспользоваться услугами данного центра, тем более что обслуживание на год стоит 500 тысяч белорусских рублей. Пока его услугами пользуется только одно строительное предприятие – РУП "Витебский ДСК".
Можно воспользоваться услугами такой системы, как КОМРАSS. Это уникальный банк данных о более чем 1 млн 700 тыс. действующих предприятий – производителей товаров и услуг, основанный на едином подробнейшем классификаторе, который включает в себя более 50 тысяч наименований практически всех существующих продуктов и услуг. Все это позволяет быстро и качественно осуществить поиск партнеров по бизнесу и установить деловые связи.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...