Вы здесь

Естественный ход событий: возвращение дерева

Современное городское пространство — это сфера непрерывной коммуникации. Здесь люди находятся в бесконечном процессе осмысления и переосмысления окружающей действительности, трансформируя ее и одновременно изменяясь вместе с нею. Архитектурные памятники обретают новые смыслы, будучи окружены новостройками, преображаются под действием современных материалов, технологий и стилистик.
В этом семантическом круговороте дерево как один из традиционных строительных и оформительских материалов обретает новое дыхание. Благодаря своему неизменному чувству природности и естественности оно продолжает быть излюбленным элементом формирования самых различных интерьеров.
Сегодня дерево существует в белорусской архитектуре повсюду, хотя и кажется растворенным. Мебель, стенные и потолочные покрытия, перила и паркет преимущественно создаются из дерева. Оно настолько желанно жителями металлостеклянного мегаполиса, что его имитируют и керамическая плитка, и пластмассовая интерьерная фурнитура, и разнообразные тканевые покрытия.

Жажда окружить себя деревом зиждется на эмоциональных и стилистических ассоциациях, на символике материалов, отсылающих к богатому историческому наследию строительства. Дереву в этих культурных конструктах отведена определенная роль. Оно становится знаком обретения комфорта, уюта и умиротворения, приходящих с ощущением теплоты, естественности.

Если камень воспринимается жестким и даже агрессивным, неприступным, то дерево подчеркнуто открыто, органично и эмоционально доброжелательно, податливо. Потому так часто оно применяется для отделки интерьеров баров, кафе и клубов (“Копи Габана”, “Паляўнічы”, “Бригантина”, “Ледо”) – зон отдыха, мест закрытых и интимных, призванных успокоить утомленного бегом времени человека, дать ему возможность ощутить дыхание древности, прикоснуться к заповедной истории, которая, как и дерево, витиевата и шершава. Таким образом, естественная фактура дерева остается отражением подлинности и природности происхождения всего сущего. Поэтому дерево способно создать романтическую, средневековую, сказочную, охотничью или национально-деревенскую стилистику пространства в зависимости от программы сочетаний материалов, фактур, цветовой палитры и гаммы аксессуаров.

В интерьерах бутиков, антикварных и сувенирных магазинов дерево становится живой отсылкой к истории и традициям, для чего задействуется характерная семантика места. Примером этому может послужить магазин джинсовой одежды “Мустанг”, где деревянные перегородки имитируют ограду лошадиных загонов и соответственно апеллируют к ковбойской стилистике.

Не утрачивает популярность мебель из дерева и в офисных помещениях, поскольку этот благородный и спокойный материал не утомляет глаз, психологически расслабляет человека, делает его рабочее место тактильно приятным и комфортным, одновременно являясь показателем престижа, вкуса владельца и состоятельности самой конторы.

Тем более это относится к отделке домашнего интерьера – будь то городская квартира или дом коттеджного типа. Мебель, стеновые панели, половое покрытие, перила или целиком лестница, подоконники, окна и двери, перегородки и ширмы, разнообразные инкрустации и вставки – все это имеет деревянное исполнение или с разной степенью достоверности имитирует его с помощью пластика, металла, стекла или ткани.

Благодаря своим позитивным тактильным качествам дерево остается незаменимым в малых архитектурных формах — входах, беседках, павильонах, пристройках. Из него чаще всего выполняются элементы, с которыми человек вступает в непосредственный контакт, — балконные и террасные ограды, входные двери и ворота, навесы, открытые опорные конструкции и подзоры. Дерево остается традиционным материалом для строительства бани, крыльца, второго этажа дома или мансардной надстройки. Здесь оно интерпретируется сходно общему коду восприятия – теплым, тактильно притягательным и жизненно устойчивым.
Поэтому доля дерева или его имитаций увеличивается в частном коттеджном строительстве, где сложность плана, сочетание материалов и продуманность стилистики позволяют использовать этот материал нетрадиционно, избегая шаблонов восприятия.

Сегодня, в пору хай-тека, дерево как конструктивный материал также не уходит в небытие. Этому способствует развитие технологий обработки дерева и изготовления из него всевозможных элементов. Однако главное его достоинство – легкость и гармоничность сочетаний практически со всеми другими современными материалами, включая многообразные пластмассы. Причем в этих комбинациях дерево выступает донором, передавая все свои положительные качества, привнося характер психологической сомасштабности и толерантности.

Так, в ситуации нечеткости художественных стилистик и изобилия эклектичных сочетаний дерево предоставляет архитектору и дизайнеру возможность создания четкого и априори приемлемого образа, используя при этом неисчерпаемую натуральную палитру цветовых и фактурных вариаций.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...