Вы здесь

Парад-фестиваль молодых архитекторов

21.10.2005 09:40
Просмотров: 70
Версия для печати

 

С 28 сентября по 1 октября Минск пребывал в новом для себя статусе — архитектурной молодежной столицы. В эти дни здесь проходил 1-й Минский международный конкурс молодых архитекторов “Леонардо-2005”.

Два года минуло с тех пор, как проведением подобной акции, хотя и в более скромных, республиканских, масштабах, заявила о себе инициативная группа талантливых и перспективных начинающих зодчих — созданный при БСА Клуб молодых архитекторов. Год спустя на традиционном совете МАСА в Бишкеке было единодушно решено дело молодых продолжить и провести в Минске на базе “Леонардо-2003” международный конкурс. Предложение КМА организовать его – это своего рода экзамен на получение аттестата зрелости. И надо отметить, что он его выдержал. Стремление молодых заявить о себе, раскрыть свои силы, возможности встретило понимание и поддержку в БСА, Международной ассоциации союзов архитекторов, Архитектурном совете стран Центральной и Восточной Европы, Министерстве архитектуры и строительства Беларуси, Минском городском исполнительном комитете, которые оказали большую помощь в организации конкурса. Программа была насыщена рабочими и развлекательными мероприятиями. Так, в один из конкурсных дней прошла конференция “Новые пути в архитектуре”, где вместе с заместителем директора УП “БелНИИПградостроительства” по науке Дмитрием Семенкевичем молодежь имела возможность поразмышлять над проблемами современной урбанизации планеты и ее будущим. Познавательно-информативная часть программы изобиловала экскурсиями. Но, безусловно, настоящим подарком для архитектурной общественности, и не только студенческой, стало проведение четырех мастер-классов с участием признанных мэтров архитектуры. Где еще представится такая возможность пообщаться и узнать о творческих планах Марека Будзинского, Бориса Школьникова, Сергея Киселева, Андрея Чернихова?!

География участников “Леонардо-2005” обширна. Наряду с белорусскими молодыми архитекторами в мастерстве состязались зодчие из Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Сербии, Словении, Македонии, России и Украины. Всего 130 человек. Но ограничиваться рамками показа достижений только одной творческой профессии организаторы конкурса не стали. Предложить свое видение организации и наполнения пространственной среды малыми архитектурными формами, монументальной и декоративной скульптурой пригласили также молодых скульпторов. Для них была утверждена отдельная номинация “Скульптура”. Примечательно, что свои силы на конкурсе пробовали не только выпускники и студенты архитектурных вузов, но и самое юное поколение будущих зодчих — ученики 11-х классов архитектурно-художественной гимназии № 75 г. Минска.

В день торжественного открытия, 29 сентября, выставочный зал Дворца искусств, где состоялся “Леонардо-2005”, казалось, был переполнен до предела — так много желающих пришло посмотреть экспозицию. Весь вечер в павильоне не смолкала мелодичная музыка в исполнении трио из консерватории. Атмосферу настоящего праздника привнесло участие в церемонии открытия победителей фестиваля-конкурса “Мельница моды-2005”: воспитанники модельного агентства Саши Варламова выступили с показом своих коллекций. Разделить радость с Клубом молодых архитекторов пришла и театральная группа “Калі б мой чалавек”, в течение часа своими репризами и пантонимами вызывавшая у публики безудержный смех.

Поздравить архитектурную молодежь прибыли высокие гости — первые лица руководства республики. Вице-премьер правительства Беларуси Владимир Дражин, приветствуя собравшихся, хорошее знамение увидел в том, что среди конкурсантов присутствует много зарубежных представителей: “Первый Минский международный конкурс молодых архитекторов — это дорога в будущее, которая открывается сегодня для всех стран-участниц”.

В состав международного жюри конкурса вошли люди, чьи имена в особом представлении не нуждаются: Серго Сутягин (председатель жюри, Узбекистан), Петер Арсич (Сербия), Гаджимурад Шугаев (Россия), Томаш Канцлер (Словения), Марек Будзинский (Польша), Галина Полянская и Виктор Карака из Беларуси, а также представитель оргкомитета КМА Татьяна Лепешкина.

Отличительной особенностью “Леонардо-2005” стало, по их мнению, появление большого количества авторских работ. В этом просматривается качественный рост нынешней выставки по сравнению с экспозицией 2003 года. Отметили судьи и разнообразие представленных тем, хотя концептуальных проектов могло бы быть больше. Сейчас в стране много внимания уделяется жилищному строительству, и в этой связи членам жюри было интересно, какие у молодежи наметились тенденции в проектировании малоэтажного и многоэтажного жилья. Но конкурсных проектов жилых домов, равно как и хорошо проработанных тем по градостроительству, к их огорчению, оказалось мало. “Мы старались внимательно посмотреть каждую работу, найти в ней корни прошлого, нацеленность на будущее, поэзию, романтику”, — подчеркнул в своем выступлении председатель жюри Серго Сутягин. — Но главное, что поощрялось, — напористость, рабочая целеустремленность, ибо это конкурс молодых”. Практически все выделенные судьями проекты стали лауреатами “Леонардо-2005” в соответствующей номинации. А достойное участие каждой из конкурсных работ было отмечено дипломами МАСА и БСА. Среди проектов-конкурсантов встречались и такие, по отношению к которым члены жюри высказали редкостное единодушие еще на первых порах обсуждения. Рейтинг номинантов определился сразу в последовательности: лучший реализованный объект — “Городской зал в г. Горишница” (Словения), лучший проект — “Мемориальный комплекс “Тростенец” (Беларусь) и замыкала тройку лидеров своеобразная интерпретация Дефанса в Париже — “Новый алфавит Белграда” (Сербия). Четвертым в этом списке шел проект белорусского архитектора Андрея Хворика “Пешеходный мост в парке городского значения в районе пр. Ф. Скорины — ул. Филимонова — Староборисовский тракт в г. Минске”.

Член жюри и идейный вдохновитель Клуба молодых архитекторов Галина Полянская объяснила, почему мнения судейской коллегии сошлись на том, что словенский проект достоин победы в конкурсе:

— Таун-холл – это пристройка городского холла, притом в условиях реконструкции. В проекте присутствует определенный философский момент: закрепляется угол, и непонятно, какая форма должна быть. Полная абстракция форм да еще яркий цвет делают этот проект вживаемым в абсолютно любую среду. Стоит отметить, насколько высок уровень понимания архитектуры в Словении, если такие объекты там уже построены.
С решением жюри перекликалась точка зрения лидера молодых архитекторов Вадима Дражина:

— Проведенный конкурс позволил молодым не только раскрыть свое творчество, свое видение архитектуры и ее будущего, сравнить себя с коллегами из зарубежных стан, но и натолкнул на ряд выводов: на каком мы уровне, какими позициями и критериями оперируем при проектировании зданий, насколько мы широко используем зарекомендовавшие себя в Европе инновации, новые технологии в архитектуре. Благодаря участию на конкурсе зарубежных проектов наша архитектурная молодежь получила хороший пример относительно того, что происходит в проектировании на Западе. Скажем прямо, победившая архитектура намного впереди предложенной нами.

Но ведь фестиваль “Леонардо-2005”, по определению, — творческое молодежное мероприятие. А это значит, что преобладающей здесь должна быть не гонка за призовыми местами, хотя, разумеется дух соперничества присутствовал, а возможность в дружеской неформальной обстановке молодежи из разных стран, представляющей различные области архитектуры, ближе познакомиться друг с другом, поделиться опытом, волнующими проблемами, планами на будущее, определить подходы, которые наметились у зарубежных коллег, сопоставить их с существующими у нас.

Так, например, для победительницы “Леонардо-2005” Матеи Поцайт участие в конкурсе позволило увидеть стиль, способы проектирования, которых нет в Словении: “Я увидела не просто много нового — все было новое”.

Для других же обладателей Гран-при Глеба Наседкина и Андрея Зайцева “конкурс — это непременно поиск новых идей, направлений, общение, разные мнения, их совокупность, полярность, одинаковость. В конечном счете это хорошая здоровая конкуренция, соревнование, где каждый пытается сделать лучше, чем другой, и что в целом способствует нормальному росту человека и как архитектора, и как личности”. “Нельзя недооценивать социальную значимость таких мероприятий, — говорит Андрей Зайцев. — Они необходимы для масштабности восприятия окружающего мира, создания более целостной картины о том, что происходит вокруг нас здесь и сейчас”.

P.S. Молодежи необходимо проявлять свою творческую индивидуальность. Эту непреложную истину прекрасно понимают и организаторы, и городские власти. Поэтому на торжественном закрытии архитектурного фестиваля прозвучала твердая убежденность в том, что “Леонардо-2006” быть. Однозначно о целесообразности и перспективности такой акции высказалась Галина Полянская:

— После того как ребята покидают стены учебных заведений, они зачастую оседают в мастерских или проектных организациях. Никто не знает их имен, их проектов. А они должны уметь презентовать и себя, и свою работу! И происходит это за счет таких конкурсов, как этот. И не важно, что молодой зодчий не занял почетное призовое место. Но он посмотрел, какие проекты есть, что ему еще надо делать в выбранном направлении для того, чтобы качественно повысить свой уровень. А для выигравших, представляете, какой стимул для рывка вперед?! Кто знает, быть может, среди тех, кто сегодня отмечен первыми местами или грамотами, будущая архитектурная элита Беларуси?

Елена Садовская


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 092
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 27 622
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: 14 936
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...