Вы здесь

“Интеллектуальный” образ гостиницы “Европа”

27.12.2005 10:46
Просмотров: 14 231
Версия для печати

Строящаяся в Минске гостиница “Европа” станет не только единственным пятизвездочным отелем, но и первым в Беларуси интеллектуальным зданием. Ожидается, что система управления им будет соответствовать международным стандартам в отношении функциональности и принципов построения. Это значит, что все комплексы автоматизированных систем управления — гостиничным хозяйством, безопасности, информатизации, жизнеобеспечения здания — интегрируются и функционируют под руководством единого информационно-диспетчерского центра.

На стадии разработки проекта РУП “Белпромпроект” при участии главного инженера ОАО “Минотель” Дмитрия Григорьева проведена большая подготовительная работа по выбору автоматизированных систем управления гостиницей, изучены технические возможности и рынок поставщиков оборудования и программного обеспечения.

Как известно, родоначальниками автоматизации гостиниц в мире являются американцы. В 60-е годы прошлого столетия три крупнейшие гостиничные цепочки Hilton, InterContinental и Sheraton совместно с корпорацией IBM профинансировали создание первой системы управления гостиницей, назвав ее HIS (Hotel Information Sistem — по первым буквам “имен” вышеупомянутых гостиниц). До настоящего времени во многих отелях США и мира функционирует этот программный продукт.

Сегодня лидером рынка информационных технологий для индустрии гостеприимства является корпорация Micros-Fidelio (США). Ее системы, основанные на передовых современных информационных платформах и технических решениях, работают более чем в 16 000 гостиниц мира.

На рынках России, стран СНГ и Балтии первые позиции по продвижению новейших систем управления в гостиничный бизнес занимает компания HRS. Она предлагает наиболее полный комплекс решений в области информационных технологий для гостиниц и ресторанов: системы управления гостиницами, системы управления ресторанами, клубные системы, системы автоматических минибаров, которые интегрируются с различными бухгалтерскими системами.

За более чем 15-летний период успешной работы на постсоветском пространстве компанией установлены системы автоматизации в 200 гостиницах. Это и самая динамичная компания: в 2003 г. — 30 новых гостиниц, в 2004 г. — 33.

HRS признана в России лучшим партнером по автоматизации гостиничных предприятий в 2003 и 2004 гг. Компания — обладатель почетной премии ГАО “Москва” “Хрустальная Ладья”, а также удостоена дипломов РУП “Отель Минск” “За вклад по внедрению новых технологий” в 2003 г. и “За вклад в развитие передовых гостиничных технологий” в 2005 г.

Универсальность технологии, гибкие возможности настройки системы в соответствии с индивидуальными требованиями каждого отеля, решения на базе лучшей мировой технической платформы ORACIE — все это определило выбор возможного поставщика программного обеспечения и технологического оборудования автоматизированной системы управления гостиницей “Европа”.

В настоящее время НП РУП “Агат-Систем”, ЗАО НПП “Белсофт”, ОДО “Белпромтехнологии” ведут проектные работы по комплексной системе управления гостиницей.

В отеле “Европа” в единое информационное поле будут интегрированы автоматизированная система управления (АСУ) гостиничным бизнесом, комплексы систем безопасности, жизнеобеспечения, информатизации по технологии Клиент-сервер.

АСУ гостиничным бизнесом

В этот комплекс входят модули систем управления службой приема и размещения (АРМ-портье); управления качеством обслуживания; оптимизации прибыли; централизованного бронирования и централизованной информации по клиентам; управления продажами и мероприятиями; автоматизации рабочих мест (администратора номерного фонда, дежурных по этажу, службы горничных, информационно-справочной и других служб); интернет-решения.

АСУ гостиничным хозяйством согласованно работает с различными “смежными” программно-аппаратными комплексами — бухгалтерской системой и системой складского хозяйства, АСУ ресторана и минибаров, системой удаленного бронирования, управления группой гостиниц, системой контроля доступа и др. Все они объединяются в единую локальную компьютерную сеть.

Не менее важной составляющей интеллектуальной гостиницы является комплекс взаимоувязанных систем управления инженерным оборудованием здания, обеспечивающих комфортную и безопасную среду обитания, максимально отвечающую потребностям пользователей и владельцев при одновременной минимизации расходов на ее поддержание.

Современный отель — сложное инженерное сооружение, включающее в себя помимо строительных конструкций десятки инженерных подсистем. Требования к функционалу каждой из них становятся все более сложными, количество связей между ними растет как количественно, так и качественно. Соответственно повышается уровень сложности управления и эксплуатации здания, требующий значительных затрат, квалифицированного обслуживающего персонала.

Как правило, в здании имеется около 30 связанных между собой инженерных подсистем, стоимость которых может колебаться в диапазоне от 30 до 50% общей стоимости строительства.

Традиционные решения построения систем инженерного оборудования представляют собой совокупность отдельных, не взаимодействующих между собой (автономных) систем. Они не могут использовать общие данные, поэтому координировать их реакцию невозможно. Организация работ по эксплуатации здания основана на распределении обязанностей и полномочий между службами и отделами, в том числе техническими, которые ответственны за обслуживание и жизнеспособность разного оборудования и коммуникаций. При этом у технических специалистов, отвечающих за отдельные локальные участки, нет понимания инфраструктуры в целом, ее общего состояния.

В интеллектуальном здании в отличие от обычного управление всеми системами, в том числе и удаленными объектами, ведется из центрального диспетчерского пункта. Это обеспечивает получение оперативной информации о состоянии и параметрах функционирования оборудования инженерных систем, повышает уровень безопасности за счет оперативного реагирования при нештатных ситуациях и уменьшает риск чрезвычайных ситуаций из-за прогнозирования и заблаговременного предупреждения отказов подсистем, а также исключения “человеческого фактора” в момент ЧП. Благодаря оптимальному управлению и обслуживанию, автоматическому документированию принятых решений увеличивается срок службы оборудования, появляется возможность в кратчайшие сроки производить его замену или модификацию, ремонтные и регламентные работы.

Эффективная система управления исключает непроизводительную работу оборудования и сокращает тем самым энергопотребление. Поскольку количество обслуживающего персонала уменьшается за счет модульности всех систем, возможностей их электронной самодиагностики и автоматического анализа неисправностей, затраты на техническую эксплуатацию резко снижаются. Ведется автоматизированный коммерческий и технический учет энергоресурсов. Помимо этого, система имеет высокую наращиваемость.
В гостиничных комплексах, где множество помещений должны отвечать самым разным специфическим требованиям комфортности и престижности, использование принципов интеллектуального здания позволяет обеспечить максимально возможный набор функций инженерной инфраструктуры при экономичном режиме эксплуатации всего комплекса оборудования.

Объекты автоматизации и диспетчеризации систем отеля “Европа”

Система автоматизации и диспетчеризации здания обеспечивает автоматическое управление, регулирование, необходимые блокировки, защиты от аварийных режимов, а также централизованный автоматический контроль и дистанционное управление комплексами систем безопасности, инженерных систем, информатизации и телекоммуникаций.

Комплекс систем безопасности

Ключевая роль в интеллектуальной гостинице отводится безопасности — надежной защите жизни и здоровья посетителей и персонала, товарных, материальных и информационных ресурсов, находящихся в зданиях и на территории отеля, от различных видов внешних и внутренних угроз. Элементы комплексной системы безопасности (КСБ) выполняют профилактическую функцию. Например, система видеонаблюдения ведет непрерывный видеоконтроль за обстановкой в помещениях общего назначения, холлах, на входах-выходах, а также на подъездных путях, стоянках, при необходимости — по всему периметру здания. Она обеспечивает просмотр на мониторах изображения с видеокамер, запись, архивацию видеоинформации по событиям и тревогам, ее просмотр. В проекте предлагается использование системы цифровой записи информации, черно-белых и цветных видеокамер, тип которых выбирается в зависимости от места расположения и требований к качеству видеозаписи.

Система контроля и управления доступом (СКУД) регулирует доступ сотрудников и посетителей в жилые и служебные помещения в соответствии с уровнем доступа их личных карт; осуществляет автоматическую отмену прав доступа карты по заранее указанной дате или на время отсутствия владельца карты, а также автоматическое открытие дверей по заранее указанным временным промежуткам. Системой контроля доступа оснащаются все двери, через которые можно попасть в охраняемые помещения. Они оборудуются считывателем на вход, кнопкой на выход, электромагнитным (электромеханическим) замком, доводчиком и электромагнитным датчиком.

Для обеспечения удобства клиентов предусматривается интеграция СКУД с системой АСУ гостиничными процессами. При занесении клиента в базу АСУГП и оформлении личной карточки клиента СКУД примет сообщение из АСУГП о регистрации нового посетителя и присвоит ему уникальный идентификационный номер. Клиенту выдается брелок/карта, содержащий информацию об идентификационном номере, благодаря которому он сможет пользоваться всеми услугами гостиничного комплекса и своим номером — брелок заменит ключ от двери. При выезде брелок сдается сотруднику службы безопасности, после чего идентификационный номер клиента удаляется из систем контроля доступа и управления гостиницей.
СКУД будут оснащены и въездные ворота. Во всех подъездных зонах устанавливается оборудование для электромеханического управления воротами/шлагбаумами, на стоящем перед ними на расстоянии 1,5–2,0 м столбике монтируется считыватель, опознающий карты/брелки персонала и клиентов. Особая система идентификации автомобилей и ряд других функциональных удобств предполагаются для VIP-гостей и руководства.

Для наилучшей реализации предъявляемых к системе охранной сигнализации отеля требований целесообразно применение современной микропроцессорной адресной системы охранной сигнализации. Ее преимущества — в более высокой надежности. Система имеет большое количество охраняемых зон и адресов; большую допустимую длину линий связи; возможность раздельной постановки под охрану любого количества комнат; последовательный интерфейс и возможность управления с компьютера. В нашем проекте приняты следующие решения для системы охранной сигнализации: окна всех помещений оснащаются современными микропроцессорными датчиками разбития стекла; защита входных/выходных дверей помещений на открытие производится при помощи магнитоконтактных датчиков; в помещениях применяются пассивные инфракрасные датчики движения с горизонтальной и вертикальной зоной обнаружения.
Система пожарной сигнализации отеля своевременно обнаружит очаг возгорания и передаст сигнал о пожаре службе охраны, включит инженерные системы здания в режим работы “пожар”.

Комплекс инженерных систем

Способствует всестороннему обеспечению жизнедеятельности гостиницы, созданию оптимальных условий проживания и работы ее обитателей и персонала, сокращению эксплуатационных расходов и энергосбережению. Так, за микроклимат отвечает система вентиляции и кондиционирования воздуха. С помощью центральных или местных кондиционеров в помещениях отеля необходимо обеспечить по санитарным нормам кратность замены воздуха (приток-вытяжка) не менее 20 м3/час на человека; его фильтрацию и охлаждение в теплый период года; догрев рециркуляционного воздуха; фильтрацию, подогрев и увлажнение поступающего наружного воздуха в холодный период года и т.д.

Система управления отоплением интегрируется с системой управления освещением, что позволяет регулировать и температуру в комнатах, и свет с одного настенного пульта. Для каждого помещения может быть задано собственное, постоянно поддерживаемое значение температуры. При уходе людей температурный фон в комнатах для экономии энергоресурсов может понижаться, а также регулироваться в зависимости от времени суток. При случайном открытии окна система оповестит об угрозе замораживания. Возможна интеграция системы с системами кондиционирования и вентиляции воздуха.

Освещение в здании обеспечивается в соответствии с требованиями высочайшего уровня комфорта, пожеланиями обитателей, а также из соображений экономии электроэнергии. Система управления освещением строится на оборудовании стандарта EIB (European Installation Bus) или Lon Works, поддерживаемых более чем тысячей производителей автоматики в мире.

Данные стандарты являются полностью открытыми и позволяют использовать оборудование нескольких фирм, выбирая оптимальное по соотношению цена/качество или соответствующее дизайнерскому решению. Они интегрируются с остальными подсистемами здания/комплекса зданий и способны безболезненно расширять или модифицировать систему в дальнейшем в соответствии с изменяющимися потребностями владельца.

Система управления освещением строится по принципу децентрализованного распределенного управления. Все применяемые датчики и исполнительные устройства имеют встроенные микроконтроллеры, благодаря чему достигаются максимальная надежность системы в целом, высокая прогнозируемость и мгновенная скорость реакции.

Управление освещением осуществляется как автоматически, так и принудительно. Включение и выключение света в коридорах, на лестницах, где люди не находятся постоянно, возложено на автоматику (для реализации данной функции применены датчики присутствия); а в спальнях, например, управление лампами осуществляется с пульта дистанционного управления или с клавиши выключателя. Подобная комбинация обеспечивает комфорт и удобство пользования. По желанию заказчика в отдельных помещениях реализуется плавное включение света, что особенно удобно в темное время суток. В холлах, гостиницах, спальнях и других помещениях обеспечивается плавное регулирование освещенности с настенных и переносных пультов управления, управление светом из разных концов комнат.

Кроме гостиничных номеров, возможна установка системы управления светом в помещениях общего доступа — рецепция, рестораны, магазины, коридоры, лестничные пролеты и т.п. Это оправданно и с практической, и с эстетической точек зрения. С одной стороны, очень удобно: нет необходимости пользоваться несколькими выключателями в поисках оптимального варианта освещения комнаты, с другой — несколько групп светильников, подключаемых к подобной системе, помогут создать уютную обстановку в комнате для различных событий. Например, для просмотра фильмов, проведения приемов, ужина в романтической обстановке, уборки помещения и т.д. Отключение освещения спален и прилегающих к ним помещений возможно и с кнопок прикроватных пультов.

В отдельную группу выделяются светильники, принадлежащие системе аварийного освещения. Они включаются автоматически при получении сигнала от системы пожарной сигнализации. За счет эффективного управления освещением и микроклиматом комнат экономия электроэнергии может достигать от 10 до 30% и более.

Система электроснабжения состоит из выделенной электрической сети, обеспечивающей общее освещение, работу электробытовых приборов, прочего электрооборудования — всего того, что входит в понятие “бытовое электропитание”. Подсистема гарантированного электроснабжения (СГЭ) автономного объекта строится на основе трех составляющих: источника бесперебойного питания (ИБП), автомата ввода резерва (АВР) и дизель-генератора. К СГЭ подключаются все ответственные потребители: аварийное освещение, средства связи, комплекс систем безопасности и др.

Сервисная система VIP номеров

Сервисная система гостевых номеров разработана для отелей высокого класса. Она построена на базе микропроцессорной техники и обеспечивает полный контроль и управление гостиничным номером (освещение, кондиционирование, ТВ, радио, музыка). Модули системы имеют сетевой порт и позволяют осуществлять удаленный контроль и управление системой с компьютера. Управляющая панель этой системы располагается в номере в удобном месте (на стене, вблизи кровати или, например, встроена в столик) и выполняет, кроме названных, функции отображения времени и даты (включая время в различных поясах), будильника, информирования персонала (кнопки для сообщений “не беспокоить” и “убрать комнату”). Сервисная система отключает электропитание приборов в номере (за исключением холодильника) при выходе гостя из него и включает при входе.

Система визуализации

Информирует о состоянии всех систем, произошедших событиях, авариях и т.п. Для отображения, к примеру, информации о системах управления номером или помещениями общего доступа гостиницы, а также для управления ими может применяться встраиваемая цветная сенсорная панель. Она подключается к шине EIB или Lon, а значит, полностью интегрируется в систему управления дома/гостиницы. Выбрав на экране компьютера план любой комнаты, можно получить информацию о состоянии светильников, температуре воздуха, которую при необходимости можно изменить; управлять освещением, опускать/поднимать жалюзи или двигать шторы. Предлагаемая стационарная панель выгодно отличается от аналогичных переносных панелей управления, так как передача сигнала в переносных панелях осуществляется по радиоканалу, что чревато низкой скоростью реакции на изменения параметров системы. Стационарные панели требуют меньше внимания, не теряются, не требуют замены элементов питания, они имеют сенсорный экран и позволяют сделать управление красивым и удобным.

Комплекс систем информатизации и телекоммуникаций

Состоит из следующих функциональных компонент (подсистем): структурированной кабельной системы (СКС); локальной вычислительной сети (ЛВС); системы телефонной связи (СТС), включающей учрежденческую автоматическую телефонную станцию (УАТС), обеспечивающую потребности как внутренней офисной телефонной сети, так и внешних телекоммуникационных соединений; информационной системы.

Построение современных корпоративных компьютерных и телефонных сетей должно базироваться на совершенной кабельной системе, которая рассчитывается на долгую перспективу. В нее закладывается структурная избыточность, предусматривающая дополнительные рабочие места, возможности перемещения оборудования и персонала.

Автоматизация и диспетчеризация систем

Система мониторинга и диспетчеризации контролирует состояние инженерных систем здания/комплекса зданий, просматривает параметры технологического оборудования, получает информацию о сбоях в любом из элементов жизнеобеспечения зданий. Она строится по централизованно-распределительному принципу, который заключается в объединении датчиков и органов управления на наиболее низком иерархическом уровне системы в подсети, контролируемых с помощью устройства более высокого уровня — программируемого управляющего контроллера. Этот контроллер обеспечивает прием и декодирование информации от датчиков, выдачу управляющих воздействий на органы управления, а также организует взаимодействие с другими контроллерами и системами управления.

Установка системы диспетчеризации предполагается на объектах водо- и теплоснабжения, канализации, прачечных и санузлов, лифтового хозяйства, гаража.

 



comments powered by HyperComments
Читайте также
21.02.2006 / просмотров: 10 832
Сегодня мы становимся свидетелями проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности. И если совсем недавно интерес к...
09.01.2010 / просмотров: 5 954
Функционирование современных зданий невозможно без надежной и эффективной системы управления, которая должна обеспечивать комфорт и безопасность...