Вы здесь

Одиннадцать веков в истории Беларуси

28.12.2005 07:53
Просмотров: 10 769
Версия для печати

На Минском международном конкурсе молодых архитекторов “Леонардо-2005" 1-й премии в номинации “Скульптура” был удостоен авторский коллектив творческого объединения “Блок”. Как сказал его руководитель Максим Петруль, проект возник в результате взаимодействия с Клубом молодых архитекторов, прежде всего с Вадимом Дражиным и Алексеем Полищуком, и знакомства с Лидией Георгиевной Зайцевой из Минскградо. Шел разговор о реконструкции исторической части Минска, и скульптор предложил в ее контексте осуществить привязку своего проекта. Идея показалась интересной не только архитектору Л.Г. Зайцевой, но и 11 молодым скульпторам, которые и осуществили сей замысел.

XI век — Основание, зарождение
XII век — Формирование
XIII век — Влияние
XIV век — Утверждение, развитие
XV век — Противостояние
XVI век — Процветание
XVII век — Разделение
XVIII век — Давление
XIX век — Восстановление
XX век — Объединение
XXI век — Вверх устремление

Авторский коллектив:
Автор идеи и руководитель проекта — член Белорусского союза дизайнеров, дипломант Специального фонда Президента РБ, скульптор Максим Петруль
Скульпторы:
Виктор Копач, Вадим Мацкевич, Валентин Борздый, Константин Костюченко, Павел Леонов, Андрей Воробьев, Александр Шаппо, Константин Мужев, Павел Войницкий, Максим Петруль, Константин Селиханов

Скульптура 1-я: 12 МЕСЯЦЕВ

Автор: Виктор Копач
Материал: камень

ХІ век. 12 камней в чаше — символ смешения двух культур и религиозных традиций. Это — двенадцать языческих месяцев года и двенадцать христианских апостолов, на которых молились наши предки. Беларусь начала свое становление на фоне христианства, но на мощной основе язычества. Обряды и культура Беларуси являют собою симбиоз христианства и язычества, где до сих пор праздники Воскресения (]]>Пасха]]>) и Рождества Христова соседствуют с праздниками Солнца (Купалье) и зимними Калядами. В том и другом случае прослеживается параллельность обрядности и традиций этих разных религиозных течений.
Композиция является отражением сохранившегося до наших дней синтеза культур как базы, на которой основана духовность и идеология Беларуси.

Скульптура 2-я: ФОРМИРОВАНИЕ

Автор: Вадим Мацкевич
Материал: камень

XII век в нашей истории — формирование белорусских городов, в частности Минска, и придание им атрибутов власти и законного управления. Век развития — базовый век, основа дальнейшего роста. Это символизируют четыре монолитных объекта, сложенные в один, — модули, в рамках которых начинают формироваться системы “цивилизованного” восприятия государства. Этот объект — символ-фундамент первых белорусских городов, начавших свое дальнейшее развитие благодаря тому, что было сделано в направлении становления управления, государственности, культуры. Это — прочная база, на которой построена сегодняшняя Беларусь.

Скульптура 3-я: СЛАВЯНСКИЙ ИДОЛ
Автор: Валентин Борздый
Материал: дерево, железо

XIII век отмечен влиянием Запада и Востока на формирование и развитие Беларуси. За основу взят образ славянского идола, в пластической трактовке которого переплетены художественные элементы, характерные для народов Западной Европы и Татаро-Монгольского ханства.

Скульптура 4-я: РАЗВИТИЕ

Автор: Константин Костюченко
Материал: камень, железо

XIV век. 1385 год. Кревская уния явилась логическим завершением оформления белорусской народности в рамках ныне существующего государства, языка и культуры. Отсюда — идея автора показать процесс формирования и развития. Из глубины земли возникает лицо человека. В его чертах есть определенная условность, это — намек на будущее: в любом начале всегда бывает продолжение.

Скульптура 5-я: ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА

Автор: Павел Леонов
Материал: камень, металл

Противостояние — так можно охарактеризовать XV век. Событие, повлиявшее на дальнейшее развитие Беларуси, — Грюнвальдская битва.
Если перевести данное историческое событие на язык скульптуры, то возникают два объема. Это два антагониста, два разных по пластике и состоянию материала. Один — природный камень, валун — символ Беларуси. Он уверенно стоит на своей земле, величественный и спокойный. Второй — металл, полная ему противоположность. Сопоставление двух материалов создает эффект напряжения, битвы и противостояния.

Скульптура 6-я: ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Автор: Андрей Воробьев
Материал: бронза

XVI век остался в памяти потомков как высшая вершина гуманизма. Развитие науки, изобразительного искусства, литературы, в частности поэзии, свидетельствует о высоком духовном уровне Беларуси того времени. Поэзия этой эпохи — лирика, повествование автора про себя, про свою жизнь, размышление о любви. Любовь — наивысший идеал гуманизма, что-то похожее на вечный символ времени — песочные часы, только вместо песка в них человеческая жизнь, человеческая судьба. Это — превращения, мужчины в женщину и наоборот, и так до бесконечности...

Скульптура 7-я: РАЗДЕЛЕНИЕ

Автор: Александр Шаппо
Материал: дерево

XVII век запомнился как век усиления на территории Беларуси религиозных разногласий. Начало польской экспансии явилось фактором разделения на тех, кто поддерживал польское, и на тех, кто тяготел к России. Это — век разделения внутри Беларуси. Идея выражена пластическим объемом в виде человеческого лица, внутри которого происходит борьба формы, подчиненная природной сути вещей. Напряжение усилено разрывом объема внутри объекта.
Несмотря на внутренние противоречия, объект остается цельным внутри и воспринимается единым и гармоничным снаружи.

Скульптура 8-я: АБСОЛЮТНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Автор: Константин Мужев
Материал: сталь

XVIII век. Речь Посполитая разделена между Австрией, Пруссией и Россией. На территории современной Беларуси особенно напряжено религиозное противостояние. На этом фоне обострилась борьба между прозападными и провосточными настроениями.
Усилилось давление как извне, так и внутри страны. Наступило абсолютное давление. Эта напряженность вылилась в восстание Я. Ясинского и Т. Костюшко, жестоко подавленное войсками Екатерины II под командованием А. Суворова. В 1975 году произошел окончательный раздел Речи Посполитой, при котором большая часть ее территории отошла к России.

Скульптура 9-я: ECCE HOMO!

Автор: Павел Войницкий
Материал: бронза, железо

XIX век — век прогресса. Люди, создавая напряжение в малых пространствах, получают выигрыш в скорости (во времени). Первая паровая машина, водопровод, пневмопочта. Трубы, в которых под давлением мчатся пар, вода, воздух.
Возникает соблазн представить человеческое тело как традиционный в искусстве символ цивилизации, в виде системы со скрытым движением внутри. Антропоморфный объект из теперь уже старых, ржавых труб иллюстрирует сомнительное переплетение идеи гуманизма (человек — мера всех вещей) с идеей прогресса. Здесь пилатовское “ Ecce Homo!” звучит скорее иронично, слишком патетично.
XIX век — век странных, забытых сейчас механизмов и изобретений, которые вряд ли могут быть “очеловечены”.
Композиция посвящается первому минскому водопроводу, открытому в 1873 году.

Скульптура 10-я: В (ОБЪЕДИНЕНИЕ)

Автор: Максим Петруль
Материал: дерево, сталь

Ситуация “В” в русском алфавите или “Ў” в белорусском раскрывает суть процесса объединения внутри самого объекта, где “Ў” плавно перетекает в “В”. В данном случае этим объектом является страна, государство, нация. Предмет абстрактный и в то же время очень конкретный. Буква как символ, с которого начинается слово или история. ХХ век в нашей истории — это объединение в единое и самодостаточное целое изнутри. В этой скульптуре, напоминающей буквы “В”-"Ў", организуется связь внутри условного пространства, которое в данном контексте и есть Беларусь. Намек на “Ў” — особенность нашего алфавита — указывает именно на то, что эта сугубо белорусская ситуация и помогает раскрыть в полном объеме темы процесса объединения Беларуси.
В основу проекта заложено естественное стремление и направление “всех вещей” к гармоничному процессу объединения.
Темой ХХ века в истории Беларуси является воссоединение территории и придание статуса государства со всеми атрибутами — процесс созидательный и естественный. Именно тогда Республика Беларусь завершила свое формирование и началось ее дальнейшее самодостаточное развитие.
Основу пластического объекта составляют две направляющие (горизонтальная и вертикальная). В результате их слияния организуется гармоничная природная форма, напоминающая яйцо. Яйцо символизирует собою начало. В данном случае начало бесконечного, неразрывного процесса взаимодействия между Севером и Югом (вертикаль) и между Западом и Востоком (горизонталь). Пластически композиция выражает “ленту Мёбиуса” в объеме и завершается в закрытую самодостаточную форму.

Скульптура 11-я: ВВЕРХ

Автор: Константин Селиханов
Материал: силумин, бронза

Человек, идущий по лестнице вверх, символизирует XXI век. В его движении есть стремление к познанию, совершенству, прогрессу. Ступень за ступенью...
Композиция является естественным продолжением исторического процесса развития города, страны и всего человечества, мысли и надежды которого устремлены в будущее.

 

В целом все одиннадцать композиций, организуясь в единый проект, образуют визуальный и концептуальный ряд, начинающийся от земли и заканчивающийся в небе, что раскрывает тему, объединяет работы и придает законную, гармоничную завершенность скульптурному проекту и исторической ситуации.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 20 765
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: 15 806
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 12 018
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...