Вы здесь

Постконвейерная зрелищность: концепция формообразования многоквартирного жилого дома

27.10.2003 22:00
Просмотров: 6 031
Версия для печати

Бытие человека и общества неотделимо от жилища. Каков идеал жилища нашего времени? Фундаментальный вопрос остается открытым в теории, на практике же он возникает ежедневно. Ряд примеров, безусловно, являются достойным ответом, но в целом наше жилище продвигается по пути проб и ошибок. Зачастую исправление последних если и возможно, то весьма дорогостояще. В этой связи представилось целесообразным вынести на суд коллег авторскую концепцию формообразования современного жилища.
Сегодня в архитектуре жилища сосуществуют, по нашему мнению, две противоположные тенденции. Первая — поляризация элитного и массового. Элитное представляет собой усадьбы и эксклюзивные многоквартирные дома с авторской композицией фасада и размещением в престижном районе. Массовое жилище ненамного отличается от аналогов 1980-х: это все те же крупнопанельные или объемно-блочные дома, усовершенствованные лишь по части теплотехники. Вторая тенденция — нивелирование архитектуры как результат хаотического воздействия на фасады домов, причем и массовых, и элитных. Подразумевается фрагментарная замена заполнения светопроемов, установка дополнительного оборудования и защитных компонентов, преобразование приквартирных элементов фасада, случайное или осознанное уничтожение “ненужного” декора, самовольный захват придомовой земли под огороды, пристройки. Обе тенденции, особенно вторая, отрицательно сказываются на состоянии белорусской архитектуры. Их необходимо переломить.

Одна из важнейших задач общества — создание полноценного массового жилища, гарантирующего личности определенный уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Если по количеству жилищ Беларусь благополучна (число жилищных единиц превышает число домохозяйств), то про качество архитектуры этого не скажешь. Облик полносборной застройки конца 1960-х последовательно отторгается большинством горожан. Отказ от услуг домостроительных комбинатов позволил создать броские элитные дома, контраст которых с полносборной застройкой все более ощутим. Охудожествление всех вновь строящихся многоквартирных домов не только украсит жизнь — исчезнет архитектурная подоплека социальной напряженности (“хижины” против “дворцов”).
Смысл массового жилища — целесообразность, получение возможного максимума благ при минимуме вовлеченных ресурсов. Функциональная целесообразность заключается в обеспечении свободного плана — беспрепятственной трансформации планировки квартир и этажей, сообразуясь с потребностями потребителя. Малый шаг несущих стен, выступающие балки и ортогональная горизонтальная пластика фасада затрудняют или делают невозможным свободный план. Устройство открытых приквартирных элементов фасада (ПЭФ — балконов, лоджий, террас) в климате Беларуси также функционально не оправданно. Технически целесообразно здание, имеющее минимальную площадь ограждений при заданном объеме, минимальный расход материалов, минимальную стоимость эксплуатации. Безригельный каркас, объявленный приоритетным в жилищном строительстве Беларуси, отвечает этим требованиям. А главное — он возвращает архитекторам утраченную свободу формообразования: поэтажная кладка из эффективных материалов, помимо высоких теплотехнических показателей, допускает любые вариации фасада. Соответственно открытые ПЭФ на консольно вынесенных плитах, прерывающие эффективное ограждение, в каркасных зданиях следует свести к минимуму. Удлинение периметра вследствие расчленения фасада уступами и встроенными ПЭФ, организация веранд перед светопроемами жилых помещений, выход открытых ПЭФ на шумные или загазованные улицы экологически нецелесообразны. Фасадный декор поддерживает разнообразие зрительных впечатлений от искусственной городской среды (видеоэкология).
Лаконичный безуступный или обтекаемый объем, широкий корпус, максимальная величина пролета и шага колонн, отказ от раскреповки фасада и открытых ПЭФ — таков оптимум, непротиворечивая сумма объективных факторов формообразования каркасного жилого здания.
Умиротворенная природа и выразительные города формируют национальное самосознание и культуру, позитивное отношение к жизни. Сегодня не вызывает сомнений девальвация минимализма полносборных зданий, созданных под лозунгом борьбы с излишествами. Зритель симпатизирует разнообразию форм, в оппозиции “дворец — хижина” отдает предпочтение дворцам, стимулирует возврат ордера и парадоксы постмодернистской тектоники. Зрелищность идеологически своевременна, она возвышает постройку и воспитывает личность, но не должна сопровождаться утилитарными несуразицами. Отход от банальной коробки, пластическая игра бездекорными массами вызывала интерес лет двадцать тому назад. Сегодня этот прием наскучил, кроме того, он затратен материально. Достижение художественной выразительности компактного объема логично возложить на декоративное убранство фасадов. Здесь показателен опыт предшественников.
В контексте упрочения государственности особую значимость приобретает наследие, доконвейерные принципы формообразования, и шире — традиционные ценности архитектуры. Применительно к многоквартирному дому на роль художественного прототипа обоснованно претендуют доходные дома начала ХХ в. и роскошные ансамбли первой половины 1950-х годов. “Разоблачение” зрелищности этих эпох — надуманная псевдоэтическая софистика.
Применение крупноформатных ограждений, порабощающих композицию, устройство открытых ПЭФ, сумбурное остекление которых разрушает художественный замысел, чрезмерное увлечение верандами, чуждыми белорусскому многоквартирному дому, эстетически нецелесообразны. Фасадная поверхность должна освободиться от недавних догм техноаскетизма, стать самодостаточным зрелищем, а не пассивным отображением скучных функций посредством совокупности конвейерных изделий. Актуально свободное творчество.
Владельцы конвейера — за сколь угодно долгое его функционирование. Общество против затянувшейся безысходности Новых Черемушек. Белорусское жилище предстоит вырвать из серости техноаскетизма. Его время вышло с крахом исходной социальной утопии. Необходима государственная воля — не декларации, но создание действенных предпосылок возрождения зодчества в доступном жилище. Творя архитектуру — это недвижимое обрамление бытия — зрелищной, мы внесем достойную лепту в преображение Беларуси. Красота побуждает современников и потомков гордиться своим домом, поселением и страной, а по большому счету — “людзьмі звацца”…

Печатается по рекомендации президента БААрх д-ра архитектуры В.Н. Аладова. В статье представлены результаты исследований автора по проекту Г00М-087 (БРФФИ), темам ГБ 02-58 и ГБ 03-05 (БНТУ) и договору 49/ИФ-02 (БелНИИС).


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 716
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 12 016
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 443
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...