Вы здесь

Спецжелезобетон: стратегия развития вместо тактики выживания

Версия для печати

За более чем 20-летний период деятельности белорусское предприятие “Спецжелезобетон” (г.п. Микашевичи) изготовило немало труб для прокладки многих тысяч километров инженерных коммуникаций по территории Советского Союза. Названием cвоим оно обязано созданному в 1984 г. специализированному производству виброгидропрессованных железобетонных труб по технологии шведской компании Sentab, предназначенных для сооружения напорных водоводов, коллекторов, канализационных сетей. Изделия такого класса в северо-западной части бывшего СССР кроме микашевичского Спецжелезобетона никто не изготавливал. Высокопрочные, устойчивые к коррозии, почти в 4 раза долговечнее обычных стальных труб, они отлично зарекомендовали себя в эксплуатации. Продукцию Спецжелезобетона и в те времена, и сейчас хорошо знают от Мурманска и Сыктывкара — на севере до Баку, Еревана, Тбилиси — на юге; от Калининграда — на западе до Хабаровска — на востоке. Из микашевичских труб, например, построен 75-километровый водовод Каховка–Николаев (2 нитки) для снабжения портового города питьевой водой. Крупные водоводы сооружены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Минске, многих других городах Беларуси, стран Балтии и ближнего зарубежья. Ранее география поставок охватывала практически весь СССР, на внутренние потребности шла лишь треть выпускаемых труб.

Но в постсоветский период начались проблемы и у Спецжелезобетона, спрос на данный вид изделий резко пошел на убыль. Проще говоря, предприятие оказалось заложником узкой специализации, однако выстояло и продолжает развиваться.

Рыночные условия подтолкнули Спецжелезобетон к расширению производственной программы и полной перестройке большей части заводского потенциала. Вместо тактики выживания в рамках монопроизводства, чрезмерно зависимого от внешних факторов, была избрана стратегия развития, главным ориентиром которой стало удовлетворение реальных запросов рынка.

Особо не мудрствуя и не пытаясь изобретать велосипед, на Спецжелезобетоне решили “выжать” максимум возможного из действующего производственного потенциала, отреагировав спектром выпускаемых товаров. Так, на базе изначально освоенных способов изготовления напорных труб начали развивать технологию производства безнапорных изделий, расширив их ассортимент под нужды потребителя. Сигналом к выпуску элементов благоустройства (тротуарная плитка и камни бортовые), которые являются сегодня одной из основных товарных позиций, стала наметившаяся в стране тенденция к наведению порядка в городах и селах. Своевременно отреагировав на возникший спрос, предприятие получило существенную отдачу и подспорье для дальнейшего развития. Параллельно здесь расширяли и линейку обычных массовых изделий: стеновые кольца, плиты перекрытий и днищ колодцев, камни бетонные бортовые, фундаментные блоки типа ФБС всех модификаций и т.д. Организационно-экономические меры, принятые руководством, стали эффективной основой для повышения экономической устойчивости предприятия.

Едва ли не решающую роль в судьбе Спецжелезобетона сыграл реализованный в “проблемные” 1990-е годы совместно с Управлением Белорусской железной дороги крупный импортозамещающий проект по созданию производства железнодорожных шпал из предварительно напряженного бетона для магистральных скоростных путей и брусьев стрелочных переводов. Данная продукция в Беларуси не выпускалась, и возможность “закрыть” эту потребность стала для микашевичского предприятия своеобразным прорывом. Технологическая линия стоимостью в 2 млн долларов США, внушительная не только по тем временам, сконструирована и профинансирована с участием БелЖД. Оборудование изготовил могилевский завод “Строммашина”, монтаж и наладку выполнили микашевичские специалисты. Начиная с ввода линии в действие в 1996 г., произведено уже около 2 млн штук шпал. Они идут не только на нужды республиканского железнодорожного хозяйства, но и поставляются на экспорт.

Таким образом, сегодня на РУПП “Спецжелезобетон” четко определились три направления производственной программы. В первую очередь — это железнодорожные шпалы, для выпуска которых создана хорошая производственная база. Что касается двух других направлений — труб и элементов благоустройства, данная продукция и ее ассортимент обновлены на 99% благодаря внедрению современных технологий.

Шанс на безаварийное будущее

Сегодня Спецжелезобетон — постоянно обновляемый технологический комплекс, нацеленный на выпуск рыночных продуктов по международным стандартам качества. Производство бетонных и железобетонных изделий и конструкций сертифицировано в минувшем году на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001–2001. Трубы — напорные, безнапорные, дорожные под разные нагрузки и различную высоту насыпи — важная позиция в производственной программе предприятия, которое на сегодняшнем этапе занимает 75% рынка данных изделий в Беларуси. Мощность производства по трубам составляет 60 тыс. м3 в год, хотя в прошлом году их произведено 64,5, в нынешнем в связи с растущим спросом предполагается увеличить объемы до 67 тыс. м3. Около 12–13% от общего объема продукции поставляется за пределы страны.

Главное, что на смену старой технологии, по которой нынче выпускается менее 1% от прежних объемов труб, пришли новые. В настоящее время на предприятии действуют два поста технологической линии Variant (Германия): первый установлен в 2002 г., второй — в 2005-м. На данном оборудовании методом вибропрессования производятся принципиально новые бетонные и железобетонные безнапорные трубы длиной 2,5 м и диаметром от 300 до 2500 мм с утолщенной стенкой. Причем есть возможность формовать изделия не только круглого сечения, но и прямоугольного, эллипсовидного. Метод вибропрессования, обеспечивая высокую плотность бетона и сокращение расхода цемента и энергии, позволяет получать трубы с высокой водонепроницаемостью, гарантируя надежное герметичное стыковочное соединение с помощью резиновых уплотнительных колец.

С приходом оборудования Variant появилась возможность изготавливать каркасы труб из проволоки производства Белорусского металлургического завода взамен импортной высокопрочной арматуры. Впрочем, для данной технологии характерна не только минимальная металлоемкость. Производительность труда в зависимости от диаметра выпускаемых труб повышается в 2,5–4 раза при значительном сокращении операций, выполняемых вручную. Пост Variant, например, непосредственно обслуживают три рабочих и один крановщик, выполняя сменную норму, в то время как по старой технологии для этого требовалась бригада в количестве 15 человек и трех крановщиков. Важно, что по мере необходимости производство можно быстро перестраивать, сохраняя неизменно высокое качество изделий.

Однако на этом предприятие не остановилось и сегодня уже готово предложить рынку трубы нового поколения.

— Дело в том, что железобетонные конструкции предназначены для транспортировки жидкостей, не агрессивных к бетону, — подчеркивает директор Спецжелезобетона Василий Басевич. — На практике бытовые и промышленные стоки представляют сегодня гремучую смесь кислотных, щелочных и самых разных химических соединений, которые не щадят бетон. Поскольку безнапорный коллектор всегда работает неполным сечением, верхний свод его остается открытым и под воздействием оседающих на нем агрессивных химических соединений быстро разрушается. Что уж говорить о коллекторах, интенсивно строившихся в 1970–1980 гг. из труб, изготавливаемых не по самой совершенной технологии и не из самых лучших материалов. Сейчас эти сооружения повсеместно выходят из строя, и это проблема для страны. Для реконструкции канализационных сетей коммунальщики завозят дорогостоящие полимерные изделия из-за рубежа. Но кроме высокой цены у них есть большой недостаток — малая прочность. Ведь для того, чтобы обеспечить несущую способность труб больших диаметров, необходимо использовать конструкции с увеличенной толщиной стенок. А это влечет за собой повышение их стоимости, которая по сравнению с железобетонными изделиями порой в 5–10 раз выше. За рубежом давно изобрели другой, более экономичный способ. Для самотечных коллекторов изготавливают железобетонные трубы, внутренняя поверхность которых зафутерована пластиковым покрытием. Таким образом, от химической “агрессии” защищает полимер, а механические нагрузки берет на себя железобетон. В Беларуси мы первыми освоили эту технологию, используя оборудование Variant. И в ближайшее время, думаю, решим острую для страны проблему, связанную с долговечностью железобетонных трубопроводов для канализации. Пластик для изготовления композитных труб поставляется из Германии, производитель гарантирует его устойчивость к любым химическим воздействиям в течение 100 лет.

Спецжелезобетон уже выпустил опытную партию данных изделий. При формовании трубы пластмассовое покрытие, представляющее собой полотно с густо расположенными на нем шипами, одевается на внутренний формующий сердечник. Бетон и покрытие свариваются между собой с помощью специального оборудования. Технические решения, обеспечивающие герметичность прилегания полимерной “рубашки” к железобетонному основанию, отработаны с помощью немецких партнеров. Есть и оборудование, проверяющее каждый стык на герметичность. В ближайшее время, после утверждения разрабатываемой институтом БелНИИС необходимой нормативной документации, Спецжелезобетон готов приступить к серийному выпуску изделий.

Создание национального производства композитных труб дает шанс на безаварийную работу подземных коммуникаций. Устойчивость новых изделий к химически агрессивной среде повысит надежность и долговечность канализационных сетей. Это в свою очередь освободит коммунальные службы страны не только от постоянной “головной боли”, связанной с то и дело появляющейся необходимостью “латания дыр” в быстроизнашивающихся трубопроводах, но и от громадных материальных и трудовых затрат. Не говоря уже о неудобствах, которые частые ремонты подземных сетей причиняют городу и его жителям.

Тротуарная плитка по немецким стандартам

Изготовлением элементов благоустройства Спецжелезобетон занимается около 10 лет. Удельный вес данной продукции в общем объеме составил в прошлом году 13%. С завершением масштабной реконструкции производства тротуарной плитки и бордюрного камня этот показатель, несомненно, станет еще более весомым.

В начале строительного сезона на предприятии введена в строй высокопроизводительная немецкая линия, которая позволяет в 1,5 раза увеличить объемы выпуска, повысить качество и снизить себестоимость элементов благоустройства.

Справедливости ради надо отметить, что реконструкция проходила в два этапа. Первоначально был приобретен комплекс машин для формовки изделий, работающий уже третий сезон. В нынешнем году он дополнен пропарочной камерой и транспортной системой, замкнувшей линию в единую автоматическую систему. Все режимы ее работы задаются и регулируются компьютером. Смонтировали оборудование, приобретенное РУПП “Спецжелезобетон” в Германии по лизингу с рассрочкой платежа на 2 года, также немецкие специалисты. В результате увеличены скорость формовки (1 м2 за 15 сек.) и обращения поддонов, а суточная производительность достигает 1,5 тыс. м2 продукции при двухсменном режиме работы. И это не предел. Объемы предполагается увеличить, благо ресурс линии, по оценкам специалистов, это позволяет.

Продукция — плитка тротуарная разнообразной конфигурации, камни бортовые дорожные и тротуарные — уходит с колес, не задерживаясь на складе больше суток. Объясняется это не только сезонным спросом, но в первую очередь высокими качественными параметрами изделий, изготавливаемых по немецким стандартам.

Спецжелезобетон продолжает удерживать устойчивую долю на рынке элементов благоустройства и обеспечивает потребности не только Брестской области. Микашевичская плитка украшает Минск, Гомель, Могилев, Пинск, Мозырь и другие города страны.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 096
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 8 812
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: 17 555
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...