Вы здесь

Факторы, влияющие на архитектуру учреждений дополнительного образования

УДК 727.11

В статье рассмотрены факторы, влияющие на архитектуру детских учреждений дополнительного образова­ния на территории Беларуси. Определены основные принципы формирования подходов к проектированию такого типа учреждений; приведены направления педагогического процесса дополнительного образования.

In article the factors influencing architecture of child care facilities of additional education on the territory of Belarus are considered. The basic principles of formation of approaches to design of establishments of this kind are defined; the directions ofpedagogical process of additional education are given.

Введение

Современные тенденции в развитии образования при­вели к необходимости формирования новых условий для дополнительного образования детей. Основной тенденци­ей развития является переход к инновационной деятель­ности, позволяющей незамедлительно отвечать социаль­ным требованиям, потребностям детей и реализовываться в системе дополнительного образования. Музыкальное, творческое, эстетическое, хореографическое, профессио­нальное воспитание нового поколения определяет уровень культуры общества и его экономическое и социальное развитие. Обучение детей в учебном заведении дополни­тельного образования должно являться питательной куль­турной средой, стимулирующей к высвобождению твор­чества, нестандартности, индивидуальности и таланта детей. Образовательный процесс постоянно развивается - инновационные разработки в области осуществления об­разовательно-воспитательного процесса педагогики ведет к формированию новой архитектуры.

Основная часть

Если говорить о том, как архитектура влияет на разви­тие личности, Л.С. Выготский пришел к выводу, что среда определяет развитие личности через переживание ребен­ком воздействия среды. Он отмечает, что в зависимости от возраста, от развития сознания ребенка, изменяется от­ношение к ней [2,с.285]. Основной задачей учреждения до - полнительного образования (далее УчДО) является воспи­тание ребенка как разносторонней творческой личности, духовно богатой, имеющий высокий нравственно-патрио­тический принцип.

Существуют следующая видовая классификация УчДО (рис.1.):

  • станции:
    • юных натуралистов;
    • детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
    • детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
    • детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • дома:
    • детского творчества;
    • детства и юношества;
    • учащейся молодежи, пионеров и школьников;
    • юных натуралистов,
    • детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
    • детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
    • художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • школы:
    • искусств;
    • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и т.д;
  • центры:
    • дополнительного образования детей;
    • развития творчества детей и юношества;
    • творческого развития и гуманитарного образова­ния;
    • внешкольной работы;
    • детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
    • эстетического воспитания детей (культуры, ис­кусств или по видам искусств);
    • детский экологический (оздоровительно-экологи­ческий, эколого-биологический);
    • детский оздоровительно-образовательный (про­фильный);
  • дворцы:
    • детского (юношеского) творчества, творчества де­тей и молодежи;
    • пионеров и школьников;
    • юных натуралистов;
    • спорта для детей и юношества;
    • художественного творчества детей, детской культу­ры (искусств). [1].


 

Рис. 1. Классификация до­полнительного образования

По своему содержанию дополнительное образование детей может быть всеохватывающим. Для этого необходи­мо проектировать и строить новые центры внешкольного образования, а также проводить необходимую реконструк­цию существующего фонда учреждений дополнительного образования. К методам реконструкции, которые могут быть использованы в учреждения образования, можно от­нести следующие:

  • пристройка;
  • надстройка;
  • вставка;
  • “окутывание”;
  • отдельно стоящий блок с переходом (рис.2)


 

Рис. 2. Методы реконструкции
а - пристройка; б - надстройка; в - вставка; г - “окутывание”; д - отдельно стоящий блок с переходом.

Реконструкция позволит использовать существующие УчДО, но с развитым набором функций, необходимых для реализации инновационных педагогических программ. Инновационные методики образовательных учреждений способствуют созданию творческой атмосферы развития ребенка, тем самым реализуя функцию креативности, ко­торая способствует выявлению индивидуальных творче­ских интересов личности. Функция компенсации позволяет ребенку изучать новые направления, дополняя и углубляя базовую образовательную программу. Новые площади, ко­торые появятся после проведения реконструкции позволят организовать рекреационную функцию, которая так необ­ходима детям для восстановления психофизических сил.

Система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом до­полнительного образования. Именно поэтому оно в со­стоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности ребенка.

В настоящее время дополнительное образование де­тей представлено целым рядом направлений:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Этот список обновляется и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А орга­низация дела зависит, в конечном счете, от самих педа­гогов и администрации школ [3, c.187]. Согласно опросу школьников с первого по одиннадцатый классы основ­ными направлениями обучения в УчДО являются: худо­жественно-эстетическое направление(47%) и физкуль­турно-оздоровительное^0/»), что составило 72% от всего количества учащихся (рис. 3).


 

Рис. 3. Основные направления работы учреждений допол­нительного образования

Учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде многофункциональных ком­плексов со сложной разноплановой, многоуровневой структурой, которая требует изучения для выявления принципов закономерностей, влияющих на их функцио­нирование. Модель учреждения дополнительного обра­зования должна отображать функциональную структуру. Функциональные структура зданий УчДО включает сле­дующие основные группы помещений:

  • учебно-воспитательная;
  • рекреационная;
  • коммуникативная;
  • информационная;

административно-хозяйственная; Учебно-воспитательные помещения УчДО пред­назначены для проведения учебных занятий - классы, аудитории, лекционные залы, кроме того, специализиро­ванная библиотека-медиацентр, кружковые помещения, помещения для массовых занятий и другие помещения познавательного профиля. Учебно-исследовательские по­мещения предназначены для организации и размещения мастерских, лабораторий, компьютерных помещений для решения исследовательских задач.

В зависимости от направления деятельности помеще­ния учебно-воспитательной работы подразделяются на группы помещений:

Помещения художественной деятельности предназна­чены для работы музыкальной, хореографической, ли­тературно-драматической, изобразительного искусства студий, студий скульптуры и кукольного театра, виде­офотостудии, мастерской рукоделия и художественной обработки материалов.

Помещения научно-технического творчества образуют лаборатории технического моделирования, радио- и элек­тротехническая лаборатория, компьютерные классы.

Помещения для эколого-биологического направления деятельности включают: зимний сад, комнаты для за­нятий юных натуралистов и содержания животных.

В составе помещений для туристско-краеведческой де­ятельности предусматриваются: туристско-краеведче­ский кабинет, комната для работы детских обществен­ных организаций и склад для туристского снаряжения.

Общегуманитарное направление деятельности реали­зуется в помещениях социально-психологической ла­боратории и предназначенных для занятий в области социального творчества, помещениях изучения ино­странных языков и др.

В группу помещений для спортивной деятельности в полном составе или в различных комбинациях могут входить: залы для спортивных игр, спортивный и дет­ский бассейны, тренажерные залы с сопутствующими помещениями, а также входные и обслуживающие по­мещения [4].

Современные УчДО предоставляют широкий спектр образовательных услуг, реализуемы в объединениях по интересам различных профилей. Сегодня практически каждый третий школьник страны посещает учреждения дополнительного образования детей и молодежи. На базе таких учреждений реализуются социально значимые, культурно-досуговые, спортивно-массовые мероприятия, детские инициативы, экологические и экономические про­екты, информационно-пропагандистские акции, работают детские площадки и профильные лагеря. Занимающиеся в них дети активно участвуют в республиканской акции «Жыву у Беларуш i тым ганаруся», мероприятиях Союз­ного государства (туристский слет учащихся Союзного государства, слет «Экология без границ», конкурс научно­технического творчества учащихся «Таланты XXI века»), а также в различных республиканских и международных мероприятиях. Современные учреждения дополнитель­ного образования детей и молодежи функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих регионов и широко взаимодействуют с учреждениями культуры, спорта, другими учреждения­ми образования, родителями и общественностью.

Для каждого вида учреждения образования разраба­тываются педагогические программы развития. Формы реализации программы подбираются с учетом целей и задач, познавательных интересов и индивидуальных воз­можностей учащихся, специфики содержания образова­тельной программы и возраста учащихся:

  • организационные формы - лекция (лекция-диалог, лек­ция-конференция и т.д.), конкурс, тренинг, коллектив­но-творческое дело (рис.4,а);
  • активные формы - дискуссия, экскурсия, учебная кон­ференция, защита творческих заданий (рис.4,б);
  • игровые формы - деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игро­вое проектирование (конструирование), профессио­нальные игры, социально-психологический тренинг (рис.4,в);
  • индивидуальная форма - самостоятельные практиче­ские и теоретические работы по переработке получен­ной информации (рис.4,г). Индивидуальные рабочие места могут быть размещены в коммуникативной и ин­формационной группе помещений. Тут должны нахо­диться различные информационные материалы, ауди­овизуальные средства, компьютерная и множительная техника с подключением к сети Интернет и т.д. Разме­щение наглядной информации открыто демонстрирует­ся и доступно для всеобщего использования. Коммуникативные помещения являются централь­ным пространством. Могут быть представлены в виде “форума” (по определению В.И. Степанова) для организа­ции внеучебной деятельности детей; атриума, “зимнего сада” или большого “кармана” в рекреации и иметь уни­версальное использование. Инновационные педагогиче­ские программы требуют открытых больших площадей для обеспечения гибкости при обучении детей разных возрастных групп.

 

а - организационная форма;

б - активная форма;

в - игровая форма;

г - индивидуальная форма.

Рис. 4. Формы проведения занятий

Информационные помещения представлены единым информационным образовательным пространством. В ос­нове структуры единого информационного образователь­ного пространства:

«Не-электронное» информационное образователь­ное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебное телевидение, студия видеозаписи, радиостудия, внешкольное издательство, компьютерный зал, школьный театр, кабинет психолога, помещения для кружковой и фа­культативной работы и др.

Интранет: наличие в УчДО внутренней локальной сети, охватывающей все помещения.

Интернет: предоставление бесплатного доступа по модему из дома учителей, учащихся и родителей к инфор­мации, размещенной в Интранете.

Рекреационные помещения представлены помеще­ниями для восстановления сил, здоровья, отдыха в пере­рывах между занятиями. Организация зон релаксации, как восстанавливающая функция психофизических сил ре­бенка, будет только способствовать улучшению здоровья, восстановлением организма, повышением трудоспособно­сти. Особенно важно наличие возможности подобного отдыха для детей, обучающихся в УчДО, при постоянно уве­личивающейся нагрузке, вопрос обустройства рекреаций с каждым годом становится все более актуальным. Зоны отдыха могут быть активными - то есть включать в себя игровые зоны; пассивными - помогать детям переключать внимание, обеспечивая психоэмоциональную разгрузку, активировать двигательные и нервные центры, а также формировать у детей понятие о целенаправленном отдыхе и потребности в нем.

Заключение

Анализ основных направлений деятельности УчДО стал основой для выявления функциональных групп по­мещений по видам деятельности. Состав помещений УчДО должен обеспечивать: оптимальный набор помеще­ний, рассчитанный на создание комфортной среды; транс­формируемое пространство для проведения мобильных видов и форм деятельности детей; организацию дополни­тельных функций образовательной деятельности. И вся эта деятельность направлена на реализацию главной зада­чи - развитие, обучение и воспитание детей.

Поэтому УчДО, использующие инновационные педа­гогические программы требуют использования различных средств архитектуры. Но чтобы такие учреждения были актуальны необходимо тесное сотрудничество педагогов, психологов дополнительного образования со специалистами архитектуры для принятия научно-обоснованных решений.

  1. Литература
  2. Учреждения дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://
  3. станции дома школы центры
  4. ги^1ире^а.о^^1и/Учреждения_дополнителъно- гообразованиядетей. - Дата доступа: 2.05.2014.
  5. Марцинковская, Т.Д. История возрастной психологии: учеб. пособ. для вузов / Т. Д. Марцинковская. -М.: Ака­демический Проект; Трикста,2010. - 312 с.
  6. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
  7. Рекомендации по проектированию сети и зданий дет­ских внешкольных учреждений для г. Москвы. Выпуск 2. [Электронныйресурс]/. ]]>http://www.rmnt.ru/docs/cat_]]> recomendations/25961.htm. - Дата доступа: 19.05.2014.

Kniga E.N.

THE FACTORS INFLUENCING ARCHITECTURE OF ESTABLISHMENTS OF

ADDITIONAL EDUCATION

In article the factors influencing architecture of child care facilities of additional education on the territory of Belarus are considered. The basic principles of formation of approaches to design of establishments of this kind are defined; the directions of pedagogical process of additional education are given.

Поступила в редакцию 10 сентября 2014 г.

 

 

 

 

Читайте также
24.12.2003 / просмотров: [totalcount]
Успешная деятельность любого предприятия напрямую зависит от того, насколько востребована его продукция на рынке. Поэтому важнейшим элементом...
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
Туризм “зеленеет” В последние десятилетия XX века наблюдались две феноменальные по своим масштабам тенденции. Первая — невероятно...
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
Недавно в Минске прошла конференция “Устойчивые ценности архитектуры малых городов”, проведенная в рамках плановых мероприятий...