УДК 727.11
В статье рассмотрены факторы, влияющие на архитектуру детских учреждений дополнительного образования на территории Беларуси. Определены основные принципы формирования подходов к проектированию такого типа учреждений; приведены направления педагогического процесса дополнительного образования.
In article the factors influencing architecture of child care facilities of additional education on the territory of Belarus are considered. The basic principles of formation of approaches to design of establishments of this kind are defined; the directions ofpedagogical process of additional education are given.
ВведениеСовременные тенденции в развитии образования привели к необходимости формирования новых условий для дополнительного образования детей. Основной тенденцией развития является переход к инновационной деятельности, позволяющей незамедлительно отвечать социальным требованиям, потребностям детей и реализовываться в системе дополнительного образования. Музыкальное, творческое, эстетическое, хореографическое, профессиональное воспитание нового поколения определяет уровень культуры общества и его экономическое и социальное развитие. Обучение детей в учебном заведении дополнительного образования должно являться питательной культурной средой, стимулирующей к высвобождению творчества, нестандартности, индивидуальности и таланта детей. Образовательный процесс постоянно развивается - инновационные разработки в области осуществления образовательно-воспитательного процесса педагогики ведет к формированию новой архитектуры.
Основная частьЕсли говорить о том, как архитектура влияет на развитие личности, Л.С. Выготский пришел к выводу, что среда определяет развитие личности через переживание ребенком воздействия среды. Он отмечает, что в зависимости от возраста, от развития сознания ребенка, изменяется отношение к ней [2,с.285]. Основной задачей учреждения до - полнительного образования (далее УчДО) является воспитание ребенка как разносторонней творческой личности, духовно богатой, имеющий высокий нравственно-патриотический принцип.
Существуют следующая видовая классификация УчДО (рис.1.):
- станции:
- юных натуралистов;
- детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
- детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
- детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
- дома:
- детского творчества;
- детства и юношества;
- учащейся молодежи, пионеров и школьников;
- юных натуралистов,
- детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
- детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
- художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- школы:
- искусств;
- детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и т.д;
- центры:
- дополнительного образования детей;
- развития творчества детей и юношества;
- творческого развития и гуманитарного образования;
- внешкольной работы;
- детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
- эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
- детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
- детский оздоровительно-образовательный (профильный);
- дворцы:
- детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
- пионеров и школьников;
- юных натуралистов;
- спорта для детей и юношества;
- художественного творчества детей, детской культуры (искусств). [1].
Рис. 1. Классификация дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей может быть всеохватывающим. Для этого необходимо проектировать и строить новые центры внешкольного образования, а также проводить необходимую реконструкцию существующего фонда учреждений дополнительного образования. К методам реконструкции, которые могут быть использованы в учреждения образования, можно отнести следующие:
- пристройка;
- надстройка;
- вставка;
- “окутывание”;
- отдельно стоящий блок с переходом (рис.2)
Рис. 2. Методы реконструкции
а - пристройка; б - надстройка; в - вставка; г - “окутывание”; д - отдельно стоящий блок с переходом.
Реконструкция позволит использовать существующие УчДО, но с развитым набором функций, необходимых для реализации инновационных педагогических программ. Инновационные методики образовательных учреждений способствуют созданию творческой атмосферы развития ребенка, тем самым реализуя функцию креативности, которая способствует выявлению индивидуальных творческих интересов личности. Функция компенсации позволяет ребенку изучать новые направления, дополняя и углубляя базовую образовательную программу. Новые площади, которые появятся после проведения реконструкции позволят организовать рекреационную функцию, которая так необходима детям для восстановления психофизических сил.
Система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности ребенка.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений:
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- экономико-правовое.
Этот список обновляется и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ [3, c.187]. Согласно опросу школьников с первого по одиннадцатый классы основными направлениями обучения в УчДО являются: художественно-эстетическое направление(47%) и физкультурно-оздоровительное^0/»), что составило 72% от всего количества учащихся (рис. 3).
Рис. 3. Основные направления работы учреждений дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде многофункциональных комплексов со сложной разноплановой, многоуровневой структурой, которая требует изучения для выявления принципов закономерностей, влияющих на их функционирование. Модель учреждения дополнительного образования должна отображать функциональную структуру. Функциональные структура зданий УчДО включает следующие основные группы помещений:
- учебно-воспитательная;
- рекреационная;
- коммуникативная;
- информационная;
административно-хозяйственная; Учебно-воспитательные помещения УчДО предназначены для проведения учебных занятий - классы, аудитории, лекционные залы, кроме того, специализированная библиотека-медиацентр, кружковые помещения, помещения для массовых занятий и другие помещения познавательного профиля. Учебно-исследовательские помещения предназначены для организации и размещения мастерских, лабораторий, компьютерных помещений для решения исследовательских задач.
В зависимости от направления деятельности помещения учебно-воспитательной работы подразделяются на группы помещений:
Помещения художественной деятельности предназначены для работы музыкальной, хореографической, литературно-драматической, изобразительного искусства студий, студий скульптуры и кукольного театра, видеофотостудии, мастерской рукоделия и художественной обработки материалов.
Помещения научно-технического творчества образуют лаборатории технического моделирования, радио- и электротехническая лаборатория, компьютерные классы.
Помещения для эколого-биологического направления деятельности включают: зимний сад, комнаты для занятий юных натуралистов и содержания животных.
В составе помещений для туристско-краеведческой деятельности предусматриваются: туристско-краеведческий кабинет, комната для работы детских общественных организаций и склад для туристского снаряжения.
Общегуманитарное направление деятельности реализуется в помещениях социально-психологической лаборатории и предназначенных для занятий в области социального творчества, помещениях изучения иностранных языков и др.
В группу помещений для спортивной деятельности в полном составе или в различных комбинациях могут входить: залы для спортивных игр, спортивный и детский бассейны, тренажерные залы с сопутствующими помещениями, а также входные и обслуживающие помещения [4].
Современные УчДО предоставляют широкий спектр образовательных услуг, реализуемы в объединениях по интересам различных профилей. Сегодня практически каждый третий школьник страны посещает учреждения дополнительного образования детей и молодежи. На базе таких учреждений реализуются социально значимые, культурно-досуговые, спортивно-массовые мероприятия, детские инициативы, экологические и экономические проекты, информационно-пропагандистские акции, работают детские площадки и профильные лагеря. Занимающиеся в них дети активно участвуют в республиканской акции «Жыву у Беларуш i тым ганаруся», мероприятиях Союзного государства (туристский слет учащихся Союзного государства, слет «Экология без границ», конкурс научнотехнического творчества учащихся «Таланты XXI века»), а также в различных республиканских и международных мероприятиях. Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих регионов и широко взаимодействуют с учреждениями культуры, спорта, другими учреждениями образования, родителями и общественностью.
Для каждого вида учреждения образования разрабатываются педагогические программы развития. Формы реализации программы подбираются с учетом целей и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания образовательной программы и возраста учащихся:
- организационные формы - лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, тренинг, коллективно-творческое дело (рис.4,а);
- активные формы - дискуссия, экскурсия, учебная конференция, защита творческих заданий (рис.4,б);
- игровые формы - деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг (рис.4,в);
- индивидуальная форма - самостоятельные практические и теоретические работы по переработке полученной информации (рис.4,г). Индивидуальные рабочие места могут быть размещены в коммуникативной и информационной группе помещений. Тут должны находиться различные информационные материалы, аудиовизуальные средства, компьютерная и множительная техника с подключением к сети Интернет и т.д. Размещение наглядной информации открыто демонстрируется и доступно для всеобщего использования. Коммуникативные помещения являются центральным пространством. Могут быть представлены в виде “форума” (по определению В.И. Степанова) для организации внеучебной деятельности детей; атриума, “зимнего сада” или большого “кармана” в рекреации и иметь универсальное использование. Инновационные педагогические программы требуют открытых больших площадей для обеспечения гибкости при обучении детей разных возрастных групп.
а - организационная форма;
б - активная форма;
в - игровая форма;
г - индивидуальная форма.
Рис. 4. Формы проведения занятий
Информационные помещения представлены единым информационным образовательным пространством. В основе структуры единого информационного образовательного пространства:
«Не-электронное» информационное образовательное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебное телевидение, студия видеозаписи, радиостудия, внешкольное издательство, компьютерный зал, школьный театр, кабинет психолога, помещения для кружковой и факультативной работы и др.
Интранет: наличие в УчДО внутренней локальной сети, охватывающей все помещения.
Интернет: предоставление бесплатного доступа по модему из дома учителей, учащихся и родителей к информации, размещенной в Интранете.
Рекреационные помещения представлены помещениями для восстановления сил, здоровья, отдыха в перерывах между занятиями. Организация зон релаксации, как восстанавливающая функция психофизических сил ребенка, будет только способствовать улучшению здоровья, восстановлением организма, повышением трудоспособности. Особенно важно наличие возможности подобного отдыха для детей, обучающихся в УчДО, при постоянно увеличивающейся нагрузке, вопрос обустройства рекреаций с каждым годом становится все более актуальным. Зоны отдыха могут быть активными - то есть включать в себя игровые зоны; пассивными - помогать детям переключать внимание, обеспечивая психоэмоциональную разгрузку, активировать двигательные и нервные центры, а также формировать у детей понятие о целенаправленном отдыхе и потребности в нем.
ЗаключениеАнализ основных направлений деятельности УчДО стал основой для выявления функциональных групп помещений по видам деятельности. Состав помещений УчДО должен обеспечивать: оптимальный набор помещений, рассчитанный на создание комфортной среды; трансформируемое пространство для проведения мобильных видов и форм деятельности детей; организацию дополнительных функций образовательной деятельности. И вся эта деятельность направлена на реализацию главной задачи - развитие, обучение и воспитание детей.
Поэтому УчДО, использующие инновационные педагогические программы требуют использования различных средств архитектуры. Но чтобы такие учреждения были актуальны необходимо тесное сотрудничество педагогов, психологов дополнительного образования со специалистами архитектуры для принятия научно-обоснованных решений.
- Литература
- Учреждения дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://
- станции дома школы центры
- ги^1ире^а.о^^1и/Учреждения_дополнителъно- гообразованиядетей. - Дата доступа: 2.05.2014.
- Марцинковская, Т.Д. История возрастной психологии: учеб. пособ. для вузов / Т. Д. Марцинковская. -М.: Академический Проект; Трикста,2010. - 312 с.
- Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
- Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы. Выпуск 2. [Электронныйресурс]/. ]]>http://www.rmnt.ru/docs/cat_]]> recomendations/25961.htm. - Дата доступа: 19.05.2014.
Kniga E.N.
THE FACTORS INFLUENCING ARCHITECTURE OF ESTABLISHMENTS OF
ADDITIONAL EDUCATION
In article the factors influencing architecture of child care facilities of additional education on the territory of Belarus are considered. The basic principles of formation of approaches to design of establishments of this kind are defined; the directions of pedagogical process of additional education are given.
Поступила в редакцию 10 сентября 2014 г.