УДК 725.8(574)
ВведениеСоциально-экономические изменения в обществе, имеющие место в последние десятилетия в постсоветских странах, в том числе и суверенном Казахстане, вызвали появление и строительство новых, ранее не существовавших объектов архитектуры. Одним из таких объектов стал торгово-развлекательный центр (ТРЦ).
Основная частьФормирование любого нового объекта архитектуры, в том числе и торгово-развлекательного центра, не происходит на пустом месте и всегда подготовлено всем предыдущим развитием типологического ряда, в рамках которого складывается данный объект. Поэтому необходимым составляющим исследования становится изучение исторического опыта строительства торговых объектов в географических пределах Казахстанского региона. Учитывая многофункциональный характер ТРЦ, в историческом дискурсе рассматривались объекты, аккумулирующие в себе, прежде всего, функцию торговли, и далее, возможную и связанную с ней функцию развлечения.
В результате анализа исторической практики были укрупнено выделены четыре временных этапа, в пределах которых шло формирование архитектуры объектов исследуемого типологического ряда. Это следующие этапы: первый этап с Х до 1864 г, отметивший вхождение казахских земель в Российскую империю, второй этап с 1864 до 1917г. - существование Казахстана в составе Российской империи, третий этап 1920-1980-е гг. объединение казахских земель в социалистическую республику в составе СССР, четвертый этап с 1991 г. и до настоящего времени - существование Казахстана как суверенного государства в новейшей мировой истории. Этапы рассматривались последовательно с точки зрения развития архитектуры торговых и развлекательных объектов. При этом учитывалось, что данное развитие непосредственно было связано с политическими и экономическими условиями, характеризующими каждый исторический период.
На первом этапе (до 1864 г.), важнейшим фактором, определявшим формирование архитектуры торговых и развлекательных объектов, был кочевой образ жизни Казахского народа, распространенный на большей части территории и не способствовавший типологическому разнообразию торговых объектов. Население Казахстана имело торговые связи, определяемые Восточным регионом, а именно - с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью [1]. Территорию страны пересекали караванные пути, определявшие узловые точки-поселения: Таразу, Отрару, Сыгнаку, Кой- лыку. Эти поселения были предназначены для обслуживания не проживающих здесь людей, как это имело место в истории европейских поселений, а для обслуживания людей, следующих по торговым путям. На это были ориентированы и торговые объекты, представленные практически одним типом - рынком-базаром. Территория базара представляла собой достаточно большую площадь, примерно 42*45 м, по краям которой находились торговые ряды и места для ремесленников [1]. В середине площади располагались весы, где купцы и торговцы договаривались о цене, рядом находились гостиничные дворы, чайханы. Не редко на базарных площадях проводились праздники, проходили народные гуляния, однако специальных развлекательных сооружений не имелось. Таким образом, базар представлял собой полифункциональный объект, основной функцией которого была торговая, дополняющаяся производственной (ремесленное производство) и общественной - питание, проживание. Например: караван-сарай Кас-Кудук, в северо-западном Устюрте, XIII в. [1], караван-сарай, XIV в. (рис.1,2) [2].
Начало второго исторического этапа (1864 до 1917 г.) было подготовлено масштабными событиями, охватившими монгольское завоевание, вторжение Тимура, распад Золотой Орды, создание Казахского ханства, и повернувшими вектор торговоэкономических и политических отношений в северном и северозападном направлении. Вначале XIX в. междоусобицы внутри ханства, нападения джунгарских войск инициировали начало присоединения северной части Казахских земель к России. По мере развития этого процесса шло устранение экономической замкнутости казахского края и, как следствие, рост торговоэкономических связей, увеличение роста населения, в основном за счет переселенцев из российских губерний. Кочевой образ жизни сменился оседлой формой хозяйствования. Стали формироваться населенные пункты постоянного проживания, в их числе города: Уральск — 1613г., Семипалатинск — 1656 г., Петропавловск — 1752 г., Павлодар — 1756 г., Акмола (ныне Астана) — 1830 г., Казалинск — 1853 г., Верный (ныне Алматы) — 1854 г., Актюбинск — 1869 г„ и др, [3].
Рис.1. Развалины караван-сарая Кас-Кудук, расположенные у северо-западного Устюрта, XIII в.
Рис. 2. Караван-сарай в Белеули. Портал. Первая половина XIV в.
Изменение политической ситуации вызвало подъем экономики и как результат, широкомасштабное строительство, в том числе объектов торговли. Закономерное изменение типологического ряда этих объектов шло путем наращивания и диверсификации. Можно выделить два направления этого процесса - развитие традиционного объекта торговли и заимствование, привнесение абсолютно новых объектов.
Традиционные объекты торговли базары, служившие раньше практически единственными центрами торговли, сохранялись, их развитие отражалось незначительным увеличением количественных параметров: общей площади и числа составляющих элементов, в планировочной же и пространственной организации изменений практически не происходило. Появилась новая практика устройства временных, больших базаров-ярмарок, наиболее крупными были Уральская, Оренбургская, Орская, Троицкая, Атбасарская, Акмолинская, Семипалатинская и Куяндинская.
Появление абсолютно новых объектов торговли шло за счет привнесения из практики строительства Российских регионов. Одними из первых стали строить гостиничные дворы, как здания для обеспечения торговой функции в закрытом объеме: Гостиный дом в Акмоле, 1881 г [4], пассаж купцов Якушевых в Кустанае, 1902 г. (рис. 3, 4). Первоначально гостиные дворы возводили на территории базаров, как бы соединяя традиционный способ и средства организации торговли с новыми. В дальнейшем практика размещения таких объектов полностью повторяла общероссийскую гостиные дворы размещались в городской среде, на городских площадях, являясь одним из красивейших и значимых зданий поселений.
Рис. 3. Гостиный дом, Акмоле, 1881 г.
Рис.4. Пассаж купцов Якушевъгх, Кустанай, 1902 г.
Третий этап (1920-1980-е гг.) строительства торговых объектов был связан с существованием Казахстана как социалистической республики в составе СССР. Этот период можно назвать самым плодотворным в практике строительства торговых учреждений, как по масштабу развернувшегося строительства, так и по разнообразию возводимых объектов. Важной особенностью периода стало оформление всех торговых объектов в систему, позволяющую увязать формы торговли и торгового обслуживания населения с градостроительной политикой застройки населенных мест.
Эта система окончательно сложилась к 1970-м гг. и на ее формировании, безусловно, сказались условия социалистической системы хозяйствования и плановая экономическая модель. По сравнению с предыдущими этапами развития торговых объектов, когда были возможны разные виды собственности, в социалистическое время владельцем всех торговых объектов было государство, которое могло само осуществлять торговые операции посредством специальных структур, либо сдавать торговые площади отдельным арендаторам.
Последняя форма торговли была преимущественно представлена колхозными рынками и базарами, которые наиболее полно сохраняли традиционное пространственное построение и принципы размещения в структуре населенных мест. Новым в пространственной организации рынков стало усложнение их планировочной структуры, связанное с постоянным наращиванием линейных размеров и привнесением некоторого опыта из зарубежной практики строительства. Так, базары могли состоять из несколько открытых дворов. Как и пассажи, они встраивались в окружающую застройку, имели несколько выходов на различные улицы и играли роль транзитного пространства.
Новыми объектами торговли, причем массово представлявшими эту функцию, стали магазины. Они подразделялись на три ступени - с товарами повседневного, периодического и эпизодического спроса.
С 1965 г. в городах Казахстана стали возводиться микрорайоны и это оформило сеть торговых учреждений для данной градостроительной единицы [5]. Главным объектом здесь стал универсам, обеспечивающий торговлю продовольственными товарами. Именно в этом объекте впервые была объединена на одной площади широкомасштабная торговля разными продовольственными товарами. Кроме того, столь разнообразный набор продуктов предусматривал и новую форму продажи - самообслуживание. Универсамы стали своеобразными центрами микрорайонов и как следствие, начали притягивать и некоторые дополнительные, неторговые функции - аптеку, пункт проката, буфет, кулинарию и пр. Например, универсамы «Орбита», «Юбилейный», «Ак-жайык» в Астане.
Пространственно универсамы представляли собой отдельно стоящие одно-, двухэтажные здания, в среднем площадью 400-650 кв.м, строящиеся преимущественно по типовым проектам. Проекты разрабатывались централизованно в крупных центрах СССР (Москва, Ленинград, Киев), а также проектными институтами КазССР, в частности Алма-Атинским Научно-исследовательским проектным институтом общественных и жилых зданий. Показательно, что типовые проекты часто сопровождались и одинаковыми названиями для универсамов в разных городах.
Сохранялись и предприятия торговли, обеспечивающие продажу узкого ассортимента продовольственных товаров, 80% из них представляли магазины повседневного спроса - хлебные, овощные и пр., и 20% были специализированные магазины так называемой «фирменной» торговли - кондитерские, винно-водочные и пр. В магазинах данной группы, привнесение неторговых функций не имело место, и сами они практически в 93% случаев были встроенными в первые этажи жилых домов.
Объекты продажи непродовольственных товаров (промтоварные магазины) также формировали свою сеть, первый уровень которой представляли магазины узкого ассортимента - трикотажные, готового платья и пр., в том числе специализированные магазины - хозяйственных товаров, мебельные и пр. Как и в магазинах продовольственных товаров в таких учреждениях была представлена только торговая функция. В отличие от продовольственных магазинов, значительно больший процент (28%) магазинов непродовольственных товаров размещался в отдельных зданиях, однако подавляющая их часть, 72% представляли собой встроенные объекты.
Второй уровень формировали универмаги, которые различались в зависимости от административного подчинения — районный, межрайонный, городской (ЦУМ) и высший уровень - государственный (ГУМ). Например, ЦУМ появился во всех крупных городах — Алма-Аты, Целинограде (Астана), Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Кустанай (рис. 5), в то же время ГУМ был представлен только в столице - Алма- Ате. Размещение этих объектов предусматривалось центральное, на основных городских площадях.
Рис. 5. «ЦУМ» в Целинограде (Астана), Кустанай, Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорске и торговый центр «Орбита» в Алма-Аты.
Сформировалась практика строительства и специализированных универмагов, где широкий ассортимент товаров был ориентирован на определенную социальную группу населения, например детей «Детский мир» (рис.6). Специализированные и неспециализированные универмаги при обеспечении торговой функции как основной стали примерами привлечения смежных, неторговых функций обслуживания населения (кафе, буфеты, комнаты для детей, медицинские пункты и пр.), среди которых, тем не менее, развлекательной функции не было.
Следует отметить, что все предприятия торговли формировали общую сеть, строго следуя иерархии ступенчатой системы обслуживания населения, принятой градостроителями в рамках концепции функционально разделенного города, сформулированной Афинской Хартией 1933 г. Сеть розничной торговли строилась по схеме, разработанной научными организациями.
Общая сеть торговых объектов в 1970-х гг. стала дополняться новым объектом - торгово-бытовым комплексом. Они строились в микрорайонах и с точки зрения административного подчинения выше этого уровня не поднимались. Эти здания были отдельно стоящими и несколько крупнее по размерам по сравнению с универсамами. Основной функцией здесь была не торговая, а функция бытового обслуживания населения, в отдельных случаях здесь имело место проведение выставок, ярмарок прикладного искусства и т.д. Несмотря на достаточно скромно представленную торговую функцию (в основном бытовые товары первой необходимости) такие объекты можно рассматривать как попытки создания многофункциональных комплексов.
Таким образом, объекты торговли в период существования КазССР формировались в русле общей политики государства (СССР) и казахстанская практика не отличалась от общесоюзной.
Рис.6. «Детский мир» в Целинограде.
Рис. 7. Торговый павильон в Таразе.
Четвертый этап (с 1991 г.) в развитии типологического ряда торговых объектов обуславливается следующими двумя факторами. Первый, политический фактор — это формирование суверенного государства, Республики Казахстан. И второй фактор, экономический, — переход к рыночным условиям хозяйствования. С 1991 г. начался процесс приватизации торговых учреждений, который продолжается и по настоящее время.
Переход к рынку, сложный и подчас достаточно противоречивый, серьезно изменил существующую систему торговых учреждений, создав свои новые формы и трансформировав существующие. Так, новым объектом стал киоск, возникновение которого отразило отсутствие у предпринимателей больших денежных средств. Киоск - это отдельная торговая точка, всю площадь которой занимает единственный розничный продавец. Киоски, как правило, отличаются невысоким уровнем обслуживания и неудовлетворительным санитарным состоянием. Отдельно-стоящие киоски не считаются капитальными сооружениями, что объясняет часто имеющее место отсутствие профессионального архитектурного подхода при решении их внешнего облика.
Торговый павильон стал следующим новым объектом, возникшим позднее по мере накопления предпринимателями капитала (рис.7). Торговый павильон предполагает размещение нескольких продавцов. Ассортимент предлагаемых товаров здесь практически не отличается от ассортимента киоска, но объемы его значительно больше. Торговые павильоны размещают в наиболее оживленных местах, однако степень их капитальности как архитектурных сооружений, остается также невысокой. Тем не менее, к их решению чаще привлекается архитектор, хотя это в большей степени касается фасадного аспекта проектирования.
Третьим, новым типом торговых объектов стал супермаркет (рис.8) и его разновидность гипермаркет [6]. Оба эти объекта представляют заимствование, с одной стороны, американской и французской практики (страны возникновения данного типа), а, с другой стороны, явились естественным продолжением имеющей место в советское время практики строительства универсамов. Данный тип представляет собой развитый комплекс, всегда представляющий отдельный объем, где можно видеть привнесение разных функций, сопутствующих торговле, в том числе в небольшом объеме и развлекательных функций.
Рис. 8. Супермаркеты в Астане, Алма-Аты.
Четвертым типом стал торговый центр, развившийся на базе крупных универмагов (рис.9), [6]. Его планировочная организация строится на предоставлении площадей не только отдельным торговым арендаторам разной формы собственности, в том числе и государственной, но и площадей для осуществления другой, неторговой деятельности. Именно в таких объектах стала активно реализовываться функция развлечения. И если в супермаркетах эта функция является подчиненной основной торговой, то в торговых центрах она стала приобретать собственную значимость и таким образом становится вровень с функцией торговли. Большая часть этих торговых комплексов имеет, кроме торговых помещений, большие складские и парковочные площади. В зданиях этого типа архитектуре и дизайну интерьеров уделяется достаточно большое внимание. Так же можно заметить уход частных фирм - владельцев магазинов от типизации торговых сооружений.
Рис.8. Торговые центры в Астане, Алма-Аты, Шымкенте.
ЗаключениеАнализ исторической практики показал, что формирование архитектуры объектов исследуемого типологического ряда шло в пределах четырех временных этапов.
На первом этапе (Х в. до 1864 г.), важнейшим фактором, определявшим формирование архитектуры торговых и развлекательных объектов, был кочевой образ жизни Казахского народа, не способствовавший типологическому разнообразию торговых объектов и обусловивший практически один тип - рынок-базар.
Во втором этапе (1864 до 1917 г.), в связи с началом присоединения Казахских земель к России и сменой кочевого образа жизни оседлым, изменения типологического ряда торговых объектов шло путем наращивания и диверсификации. Существовали два направления этого процесса - развитие традиционного объекта торговли (базары, ярмарки) и заимствование, привнесение абсолютно новых объектов торговли (гостиничные дворы, магазины, пассажи).
Третий этап (1920 до 1980-е г.) строительства торговых объектов был связан с существованием Казахстана как социалистической республики в составе СССР. Важной особенностью периода стало оформление всех торговых объектов в систему, позволяющую увязать формы торговли и торгового обслуживания населения с градостроительной политикой застройки населенных мест. Объекты торговой функции стали включать: магазины (специализированные и широкого профиля), универсамы, универмаги, торгово-бытовые комплексы.
Четвертый этап (1991 г. до настоящего времени) в развитии типологического ряда торговых объектов обуславливается двумя факторами: формированием суверенного государства Республики Казахстан и переходом к рыночным отношениям. Это трансформирует существующие объекты торговли и приводит к созданию новых форм, среди которых: киоск, торговый павильон, супермаркет, гипермаркет и торгово-развлекательный центр.
Литература
1. Мендикулов, М.М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана / М.М. Мендикулов - Алма-Ата.: Онер, 1987. - 156 с.
2. Архитектура республик Средней Азии / под ред. Б.В. Вей- марн. - М.: Гос. изд. арх. и градостр., 1951. - 304 с.
3. Новые поселения в Казахстане / под ред. Д.К. Чудинова. - Кзыл-Орда: Изд. Госплана КАЗССР, 1929. - 234 с
4. Агубаев Н., Чекаева Р. История возникновения и развития Астаны в XIX веке /Н. Агубаев, РО. Чекаева, - Алма- Аты: Кумбез № 4, 2001. 20-21 с.
5. История советской архитектуры (1920-1960) [Электронный ресурс] / под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Ря- бушина - Режим доступа: ]]>http://arx.novosibdom.ru/]]> node/2357
6. Беддингтон Н. Строительство торговых центров / Н. Беддингтон /перевод с англ. Хомутова С.А.; под. ред. Фе- досевой И.Р. - М.: Стройиздат. 1986. - 11-20 с.
Поступила в редакцию 05.03.2013 г.