Вы здесь

Историческая практика строительства торговых и развлекательных объектов в Казахстане

УДК 725.8(574)

Введение

Социально-экономические изменения в обществе, име­ющие место в последние десятилетия в постсоветских странах, в том числе и суверенном Казахстане, вызвали по­явление и строительство новых, ранее не существовавших объектов архитектуры. Одним из таких объектов стал торгово-развлекательный центр (ТРЦ).

Основная часть

Формирование любого нового объекта архитектуры, в том числе и торгово-развлекательного центра, не происходит на пу­стом месте и всегда подготовлено всем предыдущим развитием типологического ряда, в рамках которого складывается дан­ный объект. Поэтому необходимым составляющим исследова­ния становится изучение исторического опыта строительства торговых объектов в географических пределах Казахстанско­го региона. Учитывая многофункциональный характер ТРЦ, в историческом дискурсе рассматривались объекты, аккумули­рующие в себе, прежде всего, функцию торговли, и далее, воз­можную и связанную с ней функцию развлечения.

В результате анализа исторической практики были укрупнено выделены четыре временных этапа, в пределах которых шло формирование архитектуры объектов исследу­емого типологического ряда. Это следующие этапы: первый этап с Х до 1864 г, отметивший вхождение казахских земель в Российскую империю, второй этап с 1864 до 1917г. - суще­ствование Казахстана в составе Российской империи, третий этап 1920-1980-е гг. объединение казахских земель в социа­листическую республику в составе СССР, четвертый этап с 1991 г. и до настоящего времени - существование Казахстана как суверенного государства в новейшей мировой истории. Этапы рассматривались последовательно с точки зрения раз­вития архитектуры торговых и развлекательных объектов. При этом учитывалось, что данное развитие непосредственно было связано с политическими и экономическими условиями, характеризующими каждый исторический период.

На первом этапе (до 1864 г.), важнейшим фактором, опре­делявшим формирование архитектуры торговых и развлека­тельных объектов, был кочевой образ жизни Казахского народа, распространенный на большей части территории и не способ­ствовавший типологическому разнообразию торговых объек­тов. Население Казахстана имело торговые связи, определяемые Восточным регионом, а именно - с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью [1]. Территорию страны пересекали караванные пути, опреде­лявшие узловые точки-поселения: Таразу, Отрару, Сыгнаку, Кой- лыку. Эти поселения были предназначены для обслуживания не проживающих здесь людей, как это имело место в истории евро­пейских поселений, а для обслуживания людей, следующих по торговым путям. На это были ориентированы и торговые объ­екты, представленные практически одним типом - рынком-ба­заром. Территория базара представляла собой достаточно боль­шую площадь, примерно 42*45 м, по краям которой находились торговые ряды и места для ремесленников [1]. В середине площа­ди располагались весы, где купцы и торговцы договаривались о цене, рядом находились гостиничные дворы, чайханы. Не редко на базарных площадях проводились праздники, проходили на­родные гуляния, однако специальных развлекательных соору­жений не имелось. Таким образом, базар представлял собой по­лифункциональный объект, основной функцией которого была торговая, дополняющаяся производственной (ремесленное про­изводство) и общественной - питание, проживание. Например: караван-сарай Кас-Кудук, в северо-западном Устюрте, XIII в. [1], караван-сарай, XIV в. (рис.1,2) [2].

Начало второго исторического этапа (1864 до 1917 г.) было подготовлено масштабными событиями, охватившими мон­гольское завоевание, вторжение Тимура, распад Золотой Орды, создание Казахского ханства, и повернувшими вектор торгово­экономических и политических отношений в северном и северозападном направлении. Вначале XIX в. междоусобицы внутри ханства, нападения джунгарских войск инициировали начало присоединения северной части Казахских земель к России. По мере развития этого процесса шло устранение экономической замкнутости казахского края и, как следствие, рост торгово­экономических связей, увеличение роста населения, в основ­ном за счет переселенцев из российских губерний. Кочевой образ жизни сменился оседлой формой хозяйствования. Стали формироваться населенные пункты постоянного прожива­ния, в их числе города: Уральск — 1613г., Семипалатинск — 1656 г., Петропавловск — 1752 г., Павлодар — 1756 г., Акмола (ныне Астана) — 1830 г., Казалинск — 1853 г., Верный (ныне Ал­маты) — 1854 г., Актюбинск — 1869 г„ и др, [3].

Рис.1. Развалины караван-сарая Кас-Кудук, расположенные у северо-западного Устюрта, XIII в.

Рис. 2. Караван-сарай в Белеули. Портал. Первая половина XIV в.

Изменение политической ситуации вызвало подъем эко­номики и как результат, широкомасштабное строительство, в том числе объектов торговли. Закономерное изменение типо­логического ряда этих объектов шло путем наращивания и диверсификации. Можно выделить два направления этого процесса - развитие традиционного объекта торговли и заимствование, привнесение абсолютно новых объектов.

Традиционные объекты торговли базары, служившие раньше практически единственными центрами торговли, сохранялись, их развитие отражалось незначительным уве­личением количественных параметров: общей площади и числа составляющих элементов, в планировочной же и про­странственной организации изменений практически не про­исходило. Появилась новая практика устройства времен­ных, больших базаров-ярмарок, наиболее крупными были Уральская, Оренбургская, Орская, Троицкая, Атбасарская, Акмолинская, Семипалатинская и Куяндинская.

Появление абсолютно новых объектов торговли шло за счет привнесения из практики строительства Российских регионов. Одними из первых стали строить гостиничные дво­ры, как здания для обеспечения торговой функции в закры­том объеме: Гостиный дом в Акмоле, 1881 г [4], пассаж купцов Якушевых в Кустанае, 1902 г. (рис. 3, 4). Первоначально гости­ные дворы возводили на территории базаров, как бы соеди­няя традиционный способ и средства организации торговли с новыми. В дальнейшем практика размещения таких объектов полностью повторяла общероссийскую гостиные дворы раз­мещались в городской среде, на городских площадях, являясь одним из красивейших и значимых зданий поселений.

Рис. 3. Гостиный дом, Акмоле, 1881 г.

Рис.4. Пассаж купцов Якушевъгх, Кустанай, 1902 г.

Третий этап (1920-1980-е гг.) строительства торговых объектов был связан с существованием Казахстана как со­циалистической республики в составе СССР. Этот период можно назвать самым плодотворным в практике строитель­ства торговых учреждений, как по масштабу развернув­шегося строительства, так и по разнообразию возводимых объектов. Важной особенностью периода стало оформление всех торговых объектов в систему, позволяющую увязать формы торговли и торгового обслуживания населения с градостроительной политикой застройки населенных мест.

Эта система окончательно сложилась к 1970-м гг. и на ее формировании, безусловно, сказались условия социа­листической системы хозяйствования и плановая эконо­мическая модель. По сравнению с предыдущими этапами развития торговых объектов, когда были возможны разные виды собственности, в социалистическое время владель­цем всех торговых объектов было государство, которое могло само осуществлять торговые операции посредством специальных структур, либо сдавать торговые площади отдельным арендаторам.

Последняя форма торговли была преимущественно представлена колхозными рынками и базарами, которые наиболее полно сохраняли традиционное пространствен­ное построение и принципы размещения в структуре на­селенных мест. Новым в пространственной организации рынков стало усложнение их планировочной структуры, связанное с постоянным наращиванием линейных раз­меров и привнесением некоторого опыта из зарубежной практики строительства. Так, базары могли состоять из не­сколько открытых дворов. Как и пассажи, они встраивались в окружающую застройку, имели несколько выходов на различ­ные улицы и играли роль транзитного пространства.

Новыми объектами торговли, причем массово представ­лявшими эту функцию, стали магазины. Они подразделялись на три ступени - с товарами повседневного, периодического и эпизодического спроса.

С 1965 г. в городах Казахстана стали возводиться микро­районы и это оформило сеть торговых учреждений для данной градостроительной единицы [5]. Главным объектом здесь стал универсам, обеспечивающий торговлю продовольственными товарами. Именно в этом объекте впервые была объединена на одной площади широкомасштабная торговля разными про­довольственными товарами. Кроме того, столь разнообраз­ный набор продуктов предусматривал и новую форму прода­жи - самообслуживание. Универсамы стали своеобразными центрами микрорайонов и как следствие, начали притягивать и некоторые дополнительные, неторговые функции - аптеку, пункт проката, буфет, кулинарию и пр. Например, универса­мы «Орбита», «Юбилейный», «Ак-жайык» в Астане.

Пространственно универсамы представляли собой от­дельно стоящие одно-, двухэтажные здания, в среднем пло­щадью 400-650 кв.м, строящиеся преимущественно по типо­вым проектам. Проекты разрабатывались централизованно в крупных центрах СССР (Москва, Ленинград, Киев), а также проектными институтами КазССР, в частности Алма-Атин­ским Научно-исследовательским проектным институтом общественных и жилых зданий. Показательно, что типовые проекты часто сопровождались и одинаковыми названиями для универсамов в разных городах.

Сохранялись и предприятия торговли, обеспечивающие продажу узкого ассортимента продовольственных товаров, 80% из них представляли магазины повседневного спроса - хлебные, овощные и пр., и 20% были специализированные магазины так называемой «фирменной» торговли - кондитерские, винно-во­дочные и пр. В магазинах данной группы, привнесение нетор­говых функций не имело место, и сами они практически в 93% случаев были встроенными в первые этажи жилых домов.

Объекты продажи непродовольственных товаров (пром­товарные магазины) также формировали свою сеть, первый уровень которой представляли магазины узкого ассортимен­та - трикотажные, готового платья и пр., в том числе специа­лизированные магазины - хозяйственных товаров, мебельные и пр. Как и в магазинах продовольственных товаров в таких учреждениях была представлена только торговая функция. В отличие от продовольственных магазинов, значительно боль­ший процент (28%) магазинов непродовольственных товаров размещался в отдельных зданиях, однако подавляющая их часть, 72% представляли собой встроенные объекты.

Второй уровень формировали универмаги, которые раз­личались в зависимости от административного подчинения — районный, межрайонный, городской (ЦУМ) и высший уро­вень - государственный (ГУМ). Например, ЦУМ появился во всех крупных городах — Алма-Аты, Целинограде (Астана), Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Кустанай (рис. 5), в то же время ГУМ был представлен только в столице - Алма- Ате. Размещение этих объектов предусматривалось централь­ное, на основных городских площадях.

Рис. 5. «ЦУМ» в Целинограде (Астана), Кустанай, Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорске и торговый центр «Орбита» в Алма-Аты.

Сформировалась практика строительства и специализи­рованных универмагов, где широкий ассортимент товаров был ориентирован на определенную социальную группу на­селения, например детей «Детский мир» (рис.6). Специали­зированные и неспециализированные универмаги при обе­спечении торговой функции как основной стали примерами привлечения смежных, неторговых функций обслуживания населения (кафе, буфеты, комнаты для детей, медицинские пункты и пр.), среди которых, тем не менее, развлекательной функции не было.

Следует отметить, что все предприятия торговли форми­ровали общую сеть, строго следуя иерархии ступенчатой си­стемы обслуживания населения, принятой градостроителями в рамках концепции функционально разделенного города, сформулированной Афинской Хартией 1933 г. Сеть рознич­ной торговли строилась по схеме, разработанной научными организациями.

Общая сеть торговых объектов в 1970-х гг. стала допол­няться новым объектом - торгово-бытовым комплексом. Они строились в микрорайонах и с точки зрения административ­ного подчинения выше этого уровня не поднимались. Эти здания были отдельно стоящими и несколько крупнее по раз­мерам по сравнению с универсамами. Основной функцией здесь была не торговая, а функция бытового обслуживания населения, в отдельных случаях здесь имело место проведе­ние выставок, ярмарок прикладного искусства и т.д. Несмотря на достаточно скромно представленную торговую функцию (в основном бытовые товары первой необходимости) такие объекты можно рассматривать как попытки создания много­функциональных комплексов.

Таким образом, объекты торговли в период существова­ния КазССР формировались в русле общей политики государ­ства (СССР) и казахстанская практика не отличалась от обще­союзной.

Рис.6. «Детский мир» в Целинограде.

Рис. 7. Торговый павильон в Таразе.

Четвертый этап (с 1991 г.) в развитии типологического ряда торговых объектов обуславливается следующими двумя факторами. Первый, политический фактор — это формирова­ние суверенного государства, Республики Казахстан. И второй фактор, экономический, — переход к рыночным условиям хо­зяйствования. С 1991 г. начался процесс приватизации торго­вых учреждений, который продолжается и по настоящее время.

Переход к рынку, сложный и подчас достаточно проти­воречивый, серьезно изменил существующую систему тор­говых учреждений, создав свои новые формы и трансфор­мировав существующие. Так, новым объектом стал киоск, возникновение которого отразило отсутствие у предприни­мателей больших денежных средств. Киоск - это отдельная торговая точка, всю площадь которой занимает единственный розничный продавец. Киоски, как правило, отличаются невы­соким уровнем обслуживания и неудовлетворительным сани­тарным состоянием. Отдельно-стоящие киоски не считаются капитальными сооружениями, что объясняет часто имеющее место отсутствие профессионального архитектурного подхо­да при решении их внешнего облика.

Торговый павильон стал следующим новым объектом, возникшим позднее по мере накопления предпринимателями капитала (рис.7). Торговый павильон предполагает размеще­ние нескольких продавцов. Ассортимент предлагаемых това­ров здесь практически не отличается от ассортимента киоска, но объемы его значительно больше. Торговые павильоны размещают в наиболее оживленных местах, однако степень их капитальности как архитектурных сооружений, остается так­же невысокой. Тем не менее, к их решению чаще привлекается архитектор, хотя это в большей степени касается фасадного аспекта проектирования.

Третьим, новым типом торговых объектов стал супер­маркет (рис.8) и его разновидность гипермаркет [6]. Оба эти объекта представляют заимствование, с одной стороны, аме­риканской и французской практики (страны возникновения данного типа), а, с другой стороны, явились естественным продолжением имеющей место в советское время практики строительства универсамов. Данный тип представляет собой развитый комплекс, всегда представляющий отдельный объ­ем, где можно видеть привнесение разных функций, сопут­ствующих торговле, в том числе в небольшом объеме и раз­влекательных функций.

Рис. 8. Супермаркеты в Астане, Алма-Аты.

Четвертым типом стал торговый центр, развившийся на базе крупных универмагов (рис.9), [6]. Его планировочная ор­ганизация строится на предоставлении площадей не только от­дельным торговым арендаторам разной формы собственности, в том числе и государственной, но и площадей для осущест­вления другой, неторговой деятельности. Именно в таких объ­ектах стала активно реализовываться функция развлечения. И если в супермаркетах эта функция является подчиненной ос­новной торговой, то в торговых центрах она стала приобретать собственную значимость и таким образом становится вровень с функцией торговли. Большая часть этих торговых комплек­сов имеет, кроме торговых помещений, большие складские и парковочные площади. В зданиях этого типа архитектуре и дизайну интерьеров уделяется достаточно большое внимание. Так же можно заметить уход частных фирм - владельцев мага­зинов от типизации торговых сооружений.

Рис.8. Торговые центры в Астане, Алма-Аты, Шымкенте.

Заключение

Анализ исторической практики показал, что формиро­вание архитектуры объектов исследуемого типологического ряда шло в пределах четырех временных этапов.

На первом этапе (Х в. до 1864 г.), важнейшим фактором, определявшим формирование архитектуры торговых и раз­влекательных объектов, был кочевой образ жизни Казахского народа, не способствовавший типологическому разнообразию торговых объектов и обусловивший практически один тип - рынок-базар.

Во втором этапе (1864 до 1917 г.), в связи с началом присо­единения Казахских земель к России и сменой кочевого обра­за жизни оседлым, изменения типологического ряда торго­вых объектов шло путем наращивания и диверсификации. Существовали два направления этого процесса - развитие традиционного объекта торговли (базары, ярмарки) и за­имствование, привнесение абсолютно новых объектов тор­говли (гостиничные дворы, магазины, пассажи).

Третий этап (1920 до 1980-е г.) строительства торговых объектов был связан с существованием Казахстана как со­циалистической республики в составе СССР. Важной осо­бенностью периода стало оформление всех торговых объ­ектов в систему, позволяющую увязать формы торговли и торгового обслуживания населения с градостроительной политикой застройки населенных мест. Объекты торговой функции стали включать: магазины (специализированные и широкого профиля), универсамы, универмаги, торгово-быто­вые комплексы.

Четвертый этап (1991 г. до настоящего времени) в раз­витии типологического ряда торговых объектов обуславли­вается двумя факторами: формированием суверенного го­сударства Республики Казахстан и переходом к рыночным отношениям. Это трансформирует существующие объекты торговли и приводит к созданию новых форм, среди которых: киоск, торговый павильон, супермаркет, гипермаркет и тор­гово-развлекательный центр.

Литература

1. Мендикулов, М.М. Памятники народного зодчества За­падного Казахстана / М.М. Мендикулов - Алма-Ата.: Онер, 1987. - 156 с.

2. Архитектура республик Средней Азии / под ред. Б.В. Вей- марн. - М.: Гос. изд. арх. и градостр., 1951. - 304 с.

3. Новые поселения в Казахстане / под ред. Д.К. Чудинова. - Кзыл-Орда: Изд. Госплана КАЗССР, 1929. - 234 с

4. Агубаев Н., Чекаева Р. История возникновения и разви­тия Астаны в XIX веке /Н. Агубаев, РО. Чекаева, - Алма- Аты: Кумбез № 4, 2001. 20-21 с.

5. История советской архитектуры (1920-1960) [Элек­тронный ресурс] / под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Ря- бушина - Режим доступа: ]]>http://arx.novosibdom.ru/]]> node/2357

6. Беддингтон Н. Строительство торговых центров / Н. Беддингтон /перевод с англ. Хомутова С.А.; под. ред. Фе- досевой И.Р. - М.: Стройиздат. 1986. - 11-20 с.

Поступила в редакцию 05.03.2013 г.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...