В минской галерее «Университет культуры» проходит выставка «Лiхтарт», организованная Белорусским союзом дизайнеров. В ней участвуют 60 дизайнеров и художников. Сотрудники галереи удивляются, откуда вдруг такой интерес, в то время как наполняемость залов многих художественных выставок незначительна. Похоже, что «Лiхтарт» стремится превзойти проходившую здесь же в 2012 году выставку «Постулат», которая была посвящена стулу как утилитарному предмету, арт-объекту и художественному образу в искусстве. Многие специалисты задаются вопросом: в чем причина успеха?
Обычные посетители выставки ни над чем таким голову не ломают, им просто интересно и нравится.
Название «Лiхтарт» можно прочесть двояко — как лiхтар в значении «фонарь» и как соединение лiхт+арт (искусство светильников). Выставка отвечает и тому, и другому.
Здесь есть несколько коллекций старинных, проржавелых фонарей и керосиновых ламп — так сказать, дедушек и прадедушек современных светильников. Это чтобы увидеть, какую дистанцию пробежал световой авангард за каких-то сто лет. И на выставке в самых причудливых сочетаниях представлены арт-работы.
Это вариации и фантазии художников на тему света и тьмы, импровизации со всевозможным материалами, потому что с приходом в наш быт светодиодов уже можно не бояться за пожарную безопасность. Ограничением фантазии является сама фантазия дизайнеров и стилистов.
Именно на такой, казалось бы, прикладной, утилитарной выставке дизайн цветет. Дизайн — это стиль. Искусство «одеть» свет — это искусство модельера-стилиста, одевающего тело. Зрителя таких попыток всегда интересует, как такое пришло в голову дизайнеру, почему это не пришло в голову ему самому, и как это сделано.
Светильники — благодатная лужайка, где резвятся дизайнерыЗдесь, как в моде, множество направлений: от эко-дизайна и трэш-инсталляций до этно и гламура. Вот брутальный, «обернутый» древесной корой настенный светильник, а вот воздушные крылья бабочки, которые могут вспорхнуть в любой момент. Вот концептуальный куб мэтра Льва Агибалова («Просто светильник» и «Светильник с чулком»). А вот рояль из спутанных светодиодных проводов Виктора Астера («Рояльность»). Или погруженная в терновник лампа Виктора Старухина («Рождение»). Сверлит взглядом Фантомаса «Граненый Ян» Льва Толбузина, который воспитал не одно поколение белорусских дизайнеров в Академии искусств.
Лев Агибалов «Просто светильник»
Лев Толбузин «Граненый Ян»
Павел Войницкий арт-объект «Октябрята»
Валентин Борздый «Светильник»
Андрей Капустников, Александр Трусов «Субмарина»
Виктор Астер «Рояльность»
Виктор Старухин «Рождение»
Катерина Бура «Яйца»
Лев Толбузин «Таинственная пирамида»
Студенты факультета дизайна и вообще новая генерация дизайнеров включают себя в мировой контекст лайтинг-дизайна. Это свежие, молодые идеи, когда любой предмет, любой материал может быть отправной точкой для дизайнера. У него развязаны руки, в то время как в традиционных жанрах — живописи, скульптуре или ремесленных искусствах — такой свободы нет.
На выставке есть и случайные поделки, которые говорят о плохой ориентации в современных европейских или, к примеру, восточных тенденциях. Но они не влияют на общий настрой, что и приводит сюда много молодежи и — внимание! — пенсионеров. Вот две фокус-группы, о которых неплохо бы помнить кураторам выставок.
Казалось бы, что может быть проще — пойти в массы и понять, чего хочет потребитель? Мы как всегда выбираем «сцiплы» вариант — залить рынок китайским ширпотребом.
Ничто так не говорит об отсталости экономики и технологий, как скудость рынка обычных потребительских вещей. Человеку нет дела до КамАЗа, но его очень интересует, какая лампочка освещает его быт. И тут — беда, магазины заполнены стереотипными китайско-российскими люстрами и ночниками, а найти что-то отвечающее индивидуальному вкусу почти невозможно…
Рынок светильников в Беларуси при всей его затоваренности удивительно уныл. В редких экземплярах местного производства нет ничего, что выделяло бы их из общей массы. Нет ничего брендового. Полет дизайнерской мысли их не коснулся.
В то же время лайтинг-дизайн — отличная площадка для дизайнерского поиска и творческого старта. Это возможность стать членом корпоративного сообщества — стилистом осветительных конструкций.
Есть такая симпатичная Международная ассоциация лайтинг-дизайнеров и лайтинг-консультантов (PLDA), которая объединяет, в основном, европейских дизайнеров, задействованных в архитектурных проектах. Она базируется в Германии, в местечке Гютерслох, с 1994 года. Это волонтерская организация. Ее цель — повысить репутацию профессии и защитить авторские права. PLDA сотрудничает с другими лайтинг-ассоциациями и разнообразными группами лайтинг-дизайнеров по всему миру. Дизайнеры имеют соглашение о партнерстве с Институтом лайтинг-инженеров, чтобы не возникало непонимания между профессионалами лайтинг-дизайна и инженерами-практиками.
В большом и разномастном мире лайтинг-дизайна место найдется всем. Однако вопрос, почему сама тема «Светильник» интересует людей как-то очень лично, остается открытым. У меня есть свой ответ. Люди устали от однообразия, для них свет — это что-то вроде домашнего питомца. Его воспитывают, приручают, украшают, любуются им. И такой «одомашненный» свет ждет хозяина-творца. Он посылает ему вызов, и этот вызов хочется принять и сделать из тоскливой «повесившейся» на шнуре лампочки что-то необыкновенное.
Ведь мы только сейчас начинаем понимать, что свет может взрывать воображение. Знаменитые фестивали света в Лионе, световые фонтаны на многих улицах итальянских городов… Тут не надо много слов, чтобы понять, что умное световое решение очень часто до неузнаваемости меняет наше существование в городе. Только смелее…
Настоящий тренд 2014 — создание световых мистерий. Таких, например, какие мы видели на шоу Олимпиады в Лондоне, а теперь — и в Сочи.
naviny.by