Трудно переоценить значение художественных открытий авангарда в развитии модернистской архитектуры первой половины ХХ в., экспериментальных поисках новейшей архитектуры и рождении идей, имеющих выход в век ХХІ. При общих концептуальных основах, ориентированных на разрыв с прошлым и кардинальное обновление формального языка, существует значительное разнообразие в трактовке авангардными архитекторами формальных, функциональных, конструктивных и социальных задач, во взаимодействии авангардных направлений с проявлениями традиционализма, неоклассики, ар деко. Значительный интерес представляют региональные особенности магистрального направления архитектуры ХХ в.
Уникальность архитектуры белорусского авангарда обусловлена ее местом на границе между российским и западноевропейским и заключается в существовании двух разных его вариантов – восточного и западного. Авангардная архитектура Западной Белоруссии, достаточно хорошо сохранившаяся, на сегодняшний день остается малоисследованной. В Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Лиде, Щучине, Барановичах, Кобрине и других городах сохранились особняки, многоквартирные дома, общественные постройки, демонстрирующие распространенное в 1920–1930-е гг. соединение авангарда и ар деко.
Диапазон стилевых черт ар деко многолик. Он варьируется от модернистских форм до слияния с неоклассикой, проявляется в многообразных соединениях этнических и декоративных мотивов. Близко авангардной архитектуре одно из проявлений ар деко – направление стримлайн, отличающееся от неоклассической версии стиля (термин “стримлайн” применяется американскими и российскими исследователями П. Байером, Е. Овсянниковой, М. Тукановым, В. Хайтом). Оно выражается в распространении закругленных форм, создающих эффект обтекаемости, близкий эстетике пароходов и автомобилей. Характерные приемы – цилиндрические объемы, закругленные углы, круглые “пароходные” окна, металлические “палубные” поручни, горизонтальные, часто прерванные пояса, заменяющая карниз плита-тяга, имитация горизонтального остекления. В стримлайне также присутствует историческая нота – в акцентировании фризов, цоколей, применении упрощенных элементов ордера и карниза. В динамичных композициях ар деко, его закругленных формах читается близость экспрессионизму. В постройках этого направления распространены ярусные композиции, декоративные элементы – скульптурные рельефы, геометрический орнамент, сопоставление фактур в отделке фасадов.
В отличие от пространственной функциональности конструктивизма присущие ар деко композиции, решенные соотношением лаконичных геометрических объемов, рассчитаны в большей мере на создание художественного эффекта функциональности, конструктивности, что ярко представлено в объектах французского архитектора Р. Малле-Стевенса. Для стримлайна характерно членение фасадов широкими простенками – горизонтальными и вертикальными. Как подчеркивает Г. Ревзин, ритм соотношения элементов в постройках ар деко основан не на тектонике, а на принципах построения орнамента.
Авангардное направление с элементами ар деко развивается в архитектуре Западной Белоруссии с середины 1920-х гг. на протяжении всего довоенного периода. Яркий пример тому в общественной архитектуре – здание, построенное для военизированной организации в Гродно (ныне Дом офицеров, архит. А. Дубанович, 1935 г.) (фото 1). В ярусной композиции выражена экспрессия приемов формообразования, в ней доминирует закругленный объем лестничной клетки с вертикальным ленточным остеклением, декорированный ребристой вставкой. Идея пространственной открытости реализована устройством террас и сильно выступающего балкона с металлическим ограждением, образующего над входом козырек. Фасады завершены распространенной в постройках ар деко выносной плитой-тягой, заменяющей карниз. Приближенный к авангардной архитектуре вариант ар деко воплощен в здании городского суда в Бресте (1920–1930-е гг.) (фото 2), что прослеживается в членении фасадов сдвоенными лопатками, введении закругленных углов, декоративных вставок из горизонтальных ребристых поясов. Стилевые черты ар деко, преобладавшие на выставке 1929 г. в Познани, проявились в решении павильонов Полесской выставки в Пинске в 1938 г.
Пропорции и закругленные завершения утонченных пилонов портика стрелкового тира в Бресте (1930-е гг.) (фото 3), выделенный горизонтальными поясами цоколь, стилизованный вогнутый карниз, переходящий в выносную плиту, демонстрируют вариант, в котором элементы стримлайна сочетаются с исторической темой.
Авангардные черты имеет здание школы по ул. Ленина, 66 в Бресте (1920-е гг.), на лаконичном фасаде которого выделяются ризалиты, ступенчатый аттик входного тамбура. Прерванным горизонтальным поясом подчеркнут высокий аттик с чердачными проемами на фасаде учебного здания по ул. Леваневского в Бресте (1930-е гг.). Прослеживаются они в пристройке к зданию гимназии в Щучине (1936–1938 гг.) –
в полуцилиндрическом объеме, объединяющем старый и новый корпуса, балконе с простой металлической оградой, опирающемся на колонны и выполняющем роль козырька.
Присущая стримлайну экспрессия форм ярко выражена в решении 3-этажного протяженного жилого дома по ул. Ленина, 16 в Бресте (1939 г.) – закругленные формы создают эффект обтекаемости. Фасад построен на сопоставлении вертикали лестничного ризалита с ленточным остеклением и горизонталей глухих ограждений балконов с полуциркульным завершением в угловой части, в исполнении которых заметны параллели с Торговым домом Петерсдорфа во Вроцлаве (архит. Э. Мендельсон, 1927 г.). В доме по ул. Ленина, 14 в Бресте (1930 г.) (фото 4) эффект обтекаемости создан закругленным углом и объединяющими оконные проемы поясами, которые имитируют горизонтальное остекление. Выразительность угла подчеркнута повторяющими его очертания проемами. Закругленный балкон вторит очертанию угла 3-этажного дома по ул. Советской в Бресте (1929 г.), фасады которого завершены высоким аттиком с проемами. Закругленный угол, выступающий объем лестничной клетки с вертикальным остеклением введены в композицию 3-этажного дома с индивидуально решенными фасадами по
ул. Кооперативной в Бресте (1936 г.).
Тема ярусной композиции выражена в асимметричной композиции дома по ул. Мицкевича в Новогрудке (фото 7). Здесь сочетаются разные объемы – 3- и
2-этажный закругленный с террасой на кровле, объединенные повышенным лестничным блоком. Черты ар деко проявляются в использовании плоской плиты-тяги, завершающей фасады, декорировании вертикального остекления. Жилой дом по ул. Островского в Гродно (1920–1930-е гг.) отличается ярусной композицией с повышенной центральной частью и асимметрично размещенным лестничным блоком. Фасады завершены плоским выносным карнизом, маскирующим скатную крышу.
В многоквартирных домах Бреста часто встречается прием включения одноэтажных цилиндрических или полуцилиндрических объемов с террасой на кровле – в 3-этажных домах по улицам К. Маркса (1925 г.) (фото 5), Крупской – Гоголя (1936 г.). В оформлении цоколя дома по ул. К. Маркса применены горизонтальные пояса. Асимметричная композиция дома по ул. Крупской – Гоголя решена с применением закругленного угла, горизонтальных тяг, объединяющих оконные проемы. Лестничный марш акцентирован вертикальным остеклением.
Повышенная пластичность отличает жилой дом на пл. Свободы в Бресте (фото 9), сформированный из разных по высоте 2-этажных объемов с включением в композицию одноэтажного полуцилиндрического объема с террасой, выступающего над входом балкона, закругленного лестничного объема на дворовом фасаде (1936 г.). Фасады декорированы распространенными в постройках ар деко фризами из горизонтальных поясов. Горизонтальные пояса применены на фасаде жилого дома по ул. Маяковского (1929 г.), в оформлении нижнего яруса 4-этажного дома по ул. Красногвардейской в Бресте (1930-е гг.). Протяженный корпус авангардного по стилю дома по ул. Коммунистической в Бресте (1930 г.) состоит из блокированных 2-этажных секций.
Асимметричными композициями на сочетании разных по высоте объемов решены два 3-этажных дома по ул. Советской в Лиде (1920–1930-е гг.). Геометризм форм подчеркнут протяженными угловыми балконами, высокими аттиками, маскирующими скатные кровли, лестничные марши выделены вертикальным остеклением.
Авангардные приемы в ряде домов сочетаются с симметричными композиционными схемами. В доме по ул. Мицкевича, 10 (фото 6) в Новогрудке центральный повышенный ризалит, акцентированный широкими горизонтальными простенками, фланкирован закругленными балконами. Характерные для модернистского направления приемы – большие квадратные проемы и узкие проемы аттика, вертикальное остекление лестничного марша – сочетаются с применяемым в постройках ар деко прерванным горизонтальным поясом, отделяющим аттик (жилой дом по ул. Красноармейской в Новогрудке, 1940 г.) Ось симметрии в 3-этажном доме по ул. Горького в Пинске акцентирована плоским ризалитом с проемами в аттике, фланкированном балконами.
Наибольшую популярность авангардное направление получает в архитектуре частных особняков. Разрабатывается новый тип индивидуального дома, характерной чертой которого является трактовка интерьера как гибкой среды, формируемой в соответствии с функциональной структурой и связанной с внешним окружением. Архитектурные решения строятся на основе пластичных композиций разных по высоте и конфигурации лаконичных объемов, художественного осмысления новых конструктивных технологий. В реальной практике это выражается в имитациях железобетонных конструкций, плоских кровель в особняках из кирпича и дерева. Многие постройки демонстрируют эффектную в своей простоте выразительность рационалистичной эстетики, образцом которой стали продемонстрированные на выставке “Немецкого Веркбунда” в Штутгарте в 1927 г. проекты индивидуальных домов. В асимметричных пластичных композициях особняков прочитывается ориентация на концепцию взаимопроникновения пространства – введением открытых террас, протяженных и угловых балконов, больших проемов. Одноэтажные полуцилиндрические объемы с террасами входят в асимметричные композиции домов по улицам Крупской – Гоголя, Крупской – Чкалова, Леваневского в Бресте. Асимметричные композиции особняков по ул. Осипенко, 17 сентября, Кирпичной в Гродно сформированы из 1–2-этажных объемов с большими открытыми террасами. На соотношении разных по высоте объемов построены композиции особняков по ул. Мицкевича в Новогрудке, ул. Чкалова, Медовой, пер. Кирпичному в Гродно (фото 8). В снесенном в прошлом году особняке по ул. Горького в Гродно (1930-е гг.) такие объемы были объединены угловым 1-этажным скошенным объемом с террасой на кровле.
Закругленные углы и объемы вносят в композиции зданий элементы экспрессии, пластичности и акцентируются повторяющими их очертания балконами или проемами. Отличительная особенность асимметричных зданий – сочетание оконных проемов разной конфигурации, используемых как средство моделировки поверхности стены. Применение угловых окон (впервые осуществлено в постройках Ф.Л. Райта) является одним из проявлений тенденции раскрытия внутреннего пространства в окружение. Повышенной пластичностью характеризуется особняк по ул. Коммунистической в Бресте (1938 г.), в решении которого использованы закругленный угол, угловой балкон-козырек, угловые, круглые проемы, вертикальное ленточное остекление. Выразительным элементом особняка по ул. Буденного в Бресте (1936 г.) является закругленный угол с повторяющими его очертание оконными проемами. Акцентом композиции стал повышенный объем с входом и вертикальным ленточным остеклением. Закругленные угловые окна встречаются в особняках на пл. Свободы в Бресте, ул. Горького в Пинске (фото 10), имитация угловых окон – в домах по ул. Интернациональной в Лиде, Гоголя в Бресте. Круглые “пароходные” окна применены в особняках по ул. Ленина в Щучине, ул. Суворова в Кобрине, ул. Коммунистической в Бресте.
Вариант ар деко, объединяющий неоклассические и модернистские приемы, демонстрирует 2-этажный дом по ул. Советской в Пинске (1928 г.) (фото 11). Модернистские черты: высокий аттик, вертикальное ленточное остекление, протяженные балконы – совмещены с характерными для ар деко каннелированными пилястрами без капителей, закругленным углом, отделяющим аттик прерванным поясом, выносной плитой-тягой, заменяющей карниз, ступенчатым аттиком. Черты ар деко проявляются в использовании оконной решетки в виде геометрического орнамента. Синтез авангардных, классицистических элементов и приемов ар деко присутствует в деревянном особняке по ул. Словацкого в Гродно (1930-е гг.). Ярусная композиция построена на сочетании боковых ризалитов с полуколоннами и повышенного центрального аттика с проемами и выносным карнизом, имитирующим плоскую кровлю. Симметрия композиционного построения подчеркнута в 2-этажном деревянном доме по ул. Дзержинского в Пинске – боковыми ризалитами с балконами и повышенной центральной частью. Характерные для ар деко приемы – орнаментальный композиционный ритм, фактурные вставки встречаются в особняке по ул. Гоголя в Бресте (1928 г.).
Авангардная архитектура Западной Белоруссии, соединившаяся со стилем ар деко, – уникальный пласт нашего наследия, в котором запечатлелась сложность стилевой картины довоенного периода. В сопоставлении авангардных построек восточных и западных областей раскрывается многообразие путей развития модернистских процессов в белорусском зодчестве, его место в мировом архитектурном наследии ХХ в. Правда, современное состояние этих построек и способы их реконструкции вызывают серьезные опасения: мы можем утратить это яркое явление в истории белорусской архитектуры.
Литература
Малинина, Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т.Г. Малинина. – М.: Пинакотека, 2005. – 304 с.
Овсянникова, Е.Б., Туканов, М.А. Влияние экспрессионизма на архитектуру 1930-х годов /
Е.Б. Овсянникова, М.А. Туканов // Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема экспрессионизма / Гос. ин-т искусствознания; отв. ред. Г.Ф. Кова-
ленко. – М.: Наука, 2003. – С. 387–406.
Ревзин, Г. Памяти дома на Карповке / Г. Ревзин // Проект Классика. – 2003. – № 4. – С. 139–143.
Хайт, В.Л., Нащокина, М.В. Взаимодействие авангарда и ар-деко в мировом процессе развития стиля / В.Л. Хайт, М.В. Нащокина // Русский авангард 1910–1920-х годов в европейском контексте / Рос. Академия наук. Гос. ин-т искусствознания; отв. ред. Г.Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2000. – С. 195–204.