Вы здесь

Социальные и функциональные основы проектирования мебели в Беларуси 1970-х годов

УДК 674.04

В статье рассматриваются особенности проектирования мебели в Беларуси периода массового освоения новых кон­струкционных материалов, взаимообусловленность предметного комплекса и пространственных параметров жилища. Дается характеристика секционно-комбинированной мебели и её группам.

In the article the features of designing offurniture in Belarus of the period of mass development of new constructional materials, interrelation of a subject complex and spatial parameters of dwelling are considered (examined). The characteristic of the sectionalcombined furniture and its groups is given.

Введение

Осмысление развития художественной культуры ушед­шего XX века еще долго будут интересовать различных спе­циалистов — историков, критиков, культурологов. Особенно это будет касаться тех областей, которые были порождены процессами ушедшего столетия. Дизайн относится к числу таких. Достижения этого вида художественной практики зна­чительны, соотносимы со многими ярчайшими событиями культуры.

Исторический анализ стилей мебели показывает, что во все времена ведущие тенденции формообразования отражали основные социальные проблемы, в той или иной мере учиты­вали функцию, конструкцию, материал, технологию произ­водства.

Важно понимать какие факторы способствуют возник­новению предпосылок к проектированию и производству тех или иных групп товаров и услуг (в нашем случае - мебели) в контексте определенной временной парадигмы. Одним из ос­новополагающих факторов является связь форм и конструк­ций мебели с жилищем и идеологией.

Типы жилища в существенной мере обусловливали собой формы бытовых процессов, способствуя или препятствуя их развитию. В то же время изменение бытовых потребностей вызывает к жизни новые типы жилищ, что в свою очередь стимулирует эволюцию форм мебели.

Основная часть

Взаимообусловленность предметного комплекса и про­странственных параметров жилища рассматриваемого пери­ода обусловила идею единства предметно-пространственной среды. Эта идея получила углубленное развитие, прежде все­го в социально-культурной плоскости. Была аргументирована недостаточность чисто внешнего, формально-эстетического

упорядочения предметного окружения, ибо понятие среды ох­ватывает не только сами по себе материальные предметы, вещи и их пространственные связи, но и осуществляемые с их помо­щью поведенческие акты, способы жизнедеятельности людей. Результатом стало введение понятия особого вида проектиро­вочной деятельности - интегрального проектирования. Прак­тика показывает, что в социальной действительности (вопреки внешней очевидности) взаимодействуют не сами по себе вещи и даже не люди с вещами, но люди с людьми посредством ве­щей. Особенностью нового подхода в проектировании был пе­ренос акцента с самих по себе предметных форм и формально­композиционных задач на социальное содержание, культурный смысл проектировочной деятельности, на задачи организации самой жизни в предметно-пространственной среде.

Выработанная в сфере интегрального проектирования общая стратегия развития предметно-пространственной сре­ды существенным образом повлияла на архитектуру и дизайн мебели, конкретизировалась в оперативных планах форми­рования фрагментов предметной среды, развития отдельных отраслей производства и строительства. В этом смысле ин­тегральное проектирование стало ключом к упорядочению и гармонизации среды, в частности мебели и оборудования. Глубинной социальной целью архитектурно дизайнерского творчества стали не сами по себе дома и вещи, в том числе мебель и оборудование, а та система отношений, которая осу­ществлялась посредством и через потребление этих вещей.

Исходя из того, что в квартире мебель и оборудование выступают в тесной связи с ее планировочным решением, возникла проблема комплексного устройства жилища, требу­ющая решения элементов обстановки и средств оформления интерьера во взаимосвязи. Мебель и оборудование стали рас­сматриваться не только в комплексе с квартирой, но и исходя из условий их массового производства из унифицированных конструктивных элементов, адаптации к существующим ак­туальным проблемам оборудования.

В процессе эксплуатации такого оборудования выясни­лось, что требования предъявляемые к мебели, которые счи­тались определяющими, и которые учитывались стандартами и нормами не являются достаточными для создания в жилище всех бытовых удобств. Характерной особенностью основных бытовых процессов являлось то, что они проходили в преде­лах одного помещения, поэтому удобство их выполнения полностью зависело от планировки помещения, пропорций, характера мебели и оборудования.

Обоснованность перспективной нормы в 15 м2 жилой пло­щади на одного человека было предложено исчислять, исхо­дя из таких показателей, как набор мебели, необходимой в то время человеку, и процент жилой площади, занимаемой этой мебелью в квартирах. Идеологически обоснованный переход к общественному удовлетворению разнообразных бытовых потребностей привел к изменению планировочной структу­ры квартиры, отдельные функциональные элементы которой оказались, как ошибочно считалось — преувеличенными, а то и вовсе излишними.

С превращением дизайна в самостоятельную область, из- под контроля архитектора полностью выделился многообраз­ный мир предметов. Никаких осложнений это не вызывало, пока традиционный набор вещей соответствовал устоявшим­ся типам жилищ. Положение круто изменилось с переходом на новые типы квартир, резким увеличением темпов строи­тельства и производства новых бытовых изделий. Оказалось, что новые вещи не образуют гармоничных ансамблей не толь­ко со старыми образцами, но и друг с другом.

В силу ряда объективных причин, в СССР на период 1970-х годов не было единой специализированной промышленности бытовых изделий. По данным Рабочей группы Научного со­вета по проблемам технической эстетики при ГК по науке и технике СМ СССР, уже в начале 70-х годов бытовые изделия выпускали многие сотни различных предприятий более 50 министерств — союзных, союзно-республиканских и местной промышленности. Число этих разно ведомственных предприя­тий увеличивалось, а проектирование промышленных изделий и проектирование архитектурное продолжалось, по существу, без связи друг с другом. В итоге возникли необоснованные на­рекания в адрес архитекторов, якобы проектирующих тесные и неудобные квартиры. Но дело здесь не только в архитекторах. Возникла необходимость преодолеть существующие «пороги разобщенности» между различными отраслями промышлен­ности и между промышленностью в целом и строительством, а в сфере проектирования — между архитектурой и дизайном.

Во ВНИИ технической эстетики, начиная с 1965 г., на­чинают предприниматься попытки увязать архитектурное и дизайнерское проектирование, двигаясь в противоположном направлении, не от жилища к предметам, а как бы «изнутри»: от изучения функциональных процессов, антропометриче­ских и эргономических требований — к характеристикам предметных элементов и соответствующего им полезного пространства с последующим выходом на жилище в целом и сопоставлением полученных результатов с архитектурно-пла­нировочными нормативами. Именно по такой методике была проведена серия разработок номенклатуры оборудования ос­новных функциональных зон жилища с рекомендациями по объемно-планировочным параметрам отдельных помещений городской квартиры. На основе номенклатурных разработок были запроектированы улучшенные модели оборудования для действующих и перспективных типов квартир. Часть про­ектов была внедрена в производство — прежде всего, наборы кухонного и санитарно-технического оборудования, бытовая радиоэлектронная аппаратура, приборы информации, освети­тельные устройства и др.

Результатом исследований в данной области было введе­ние ряда требований — организации площадей, приспособле­ния их к различным условиям заселения.

В качестве практического инструмента упорядочения производства бытовых изделий, в частности мебели была вве­дена номенклатура изделий, согласованная с объемно-плани­ровочными характеристиками жилья. Она стала основой для комплексных межотраслевых стандартов, координирующих архитектурное и дизайнерское проектирование. Разработка

номенклатуры изделий велась преимущественно по размер­ным и техническим параметрам, что существенным образом повлияло на форму и характер мебели, варианты и модифика­ции внешнего согласования предметов.

Результатом разработок стала секционно-комбинирован­ная мебель, которая в наибольшей степени отвечала универ­сальному характеру типовой квартиры и подразделялась на три группы: секционную, комбинированную (универсально­разборную) и стеллажную.

Если в послевоенный период мебель проектировали и из­готавливали с учетом использования унифицированных эле­менты конструкций изделий, то начиная с середины 1970-х годов, унификация распространяется не только на элементы, но и на сами изделия - секции.

Новые модели мебели

В зависимости от размеров секционно-комбинирован­ная мебель делилась на малоразмерную, среднеразмерную и крупноразмерную. Классификация изделий по размерам наи­более полно отражала их архитектурную, функциональную, конструктивную и производственную стороны.

Пример набора малоразмерных секций (рис.1), разрабо­тан отделом мебели и ремонта квартир проектно-технологи­ческого института Белбыттехпроект и минской мебельной фабрикой им. Димитрова в 1967г. представляет собой отдель­ные законченные изделия шириной до 1200 мм и высотой до 1000 мм. Секции применялись отдельно или компонавались пристраиванием или надстраиванием. (рис. 2)

Среднеразмерные секции представляли собой отдельные законченные изделия, которые изготавливались шириной свыше 1200 мм и высотой до 1000 мм. Секции могли быть вертикальными или горизонтальными.

Крупноразмерные секции изготовляются шириной свы­ше 1200 мм и высотой свыше 1000 мм. Вертикальные и го­ризонтальные перегородки образуют в них отсеки, которые используются для разных целей. Благодаря этому крупнораз­мерные секции имеют, как правило, универсальный характер. В большинстве случаев они делаются сборно-разборными.

Вся мебель изготавливалась из сборных элементов и транспортировалась в разобранном виде, что существенным образом повлияло на себестоимость изделия, а следовательно уменьшило его конечную цену, экономило площадь складов и упростило доставку.

Рис.1. Состав секционного набора (проект M67-82/I-19)

Рис.2. Варианты компоновки секций. Вариант компоновки № 1

1 - секция № 6, 2 - секция № 2, 3 - секция № 5, 4 - секция № 7, 5 - секция № 11, 6 - секция № 14, 7 - секция № 18.

Рис.2. Варианты компоновки секций. Вариант компоновки № 2

1 - секция № 6, 2 - секция № 4, 3 - секция № 13, 4 - секция № 15, 5 - секция № 18.

Наибольшей вариабельностью и простотой использо­вания обладали малоразмерные секции, они были просты в производстве и транспортабельны. Недостатком их являлось то, что при их составлении происходило сдваивание верти­кальных и горизонтальных стенок. С увеличением размеров секций этот недостаток уменьшается.

Более экономичны, следовательно, оказались среднераз­мерные и крупноразмерные секции. Выпуск их становился особенно эффективен, если исключалась сборка изделий в производственных условиях, что стало возможно при введе­нии простой и надежной крепежной арматуры. Принципы определения размеров секционно-комбинированной мебели вытекали из условий рационального хранения различных предметов домашнего обихода и одежды. Например критери­ем определения размеров полок для литературы послужили форматы книг, взятые по ГОСТу. Полки предлагаемых разме­ров пригодны и для хранения сервизной посуды. Обобщаю­щими размерами для хранения белья принято использовать габариты сложенной рубашки. Согласно мебельным ГОСТам, применявшимся в рассматриваемый период, полезный пло­скостной размер полки или ящика для одной рубашки должен составлять 300х470 мм.

Нововведением стала решетчатая мебель — мебель, кон­струкция которой представляет собой соединение опорных, несущих и других элементов по типу решётки. К такой ме­бели относятся разновидности столов (без тумб, ящиков), стульев, табуретов, кроватей, а также стеллажи, этажерки и некоторые др. изделия, изготовляемые преим. из брусковых элементов или на основе металлического или пластмассового каркаса. Мебель собиралась из несущих элементов — стоек, и подвесных элементов — полок, секций. По высоте стойки могли идти на всю высоту помещения или быть ниже (рис.З).

Рис.3. Полка секционная М67-110

Значительные разработки были проведены в проектиро­вании мебели для отдыха. Несмотря на жесткую унификацию и сухость проектировочных решений основным критерием здесь являлось удобство пользования, зависимость правиль­ного соотношения между параметрами такой мебели и геоме­трическим строением человека. Основными характеристика­ми были: высота и глубина сиденья, высота изделия, форма и угол наклона спинки, угол наклона сиденья. Сравнительный анализ размеров кресел по РТУ БССР и зарубежных фирм показал, что параметры отечественных стульев завышены, а форма спинки не отвечает форме позвоночника. Основываясь на проведенных антропометрических измерениях населения и на исследованиях шведского врача Б. Акерблома, были реко­мендованы оптимальные параметры кресел для отдыха.

Новым конструктивным решением стало изготовление кресел из гнутоклееных блоков из шпона, в особенности кре­сел из цельных блоков, объединяющих все плоскостные эле­менты. (Рис.4).

Рис.4 Кресло для отдыха. Проект М65-58 1965г.

Мягкие элементы выполнялись из поролона и облицовы­вались гобеленом, ножки и подлокотники красились или то­нировались, полировались. В состав мебели для отдыха вош­ли диваны (кушетки, тахты), преддиванные столики.

Столовая мебель включала обеденный стол и стулья. В жилищных условиях наиболее удачно зарекомендовали себя столы с прямоугольной крышкой. Длина ее была унифициро­вана в пределах 550—600 мм на одного человека при ширине 800х900 мм. Нововведением был новый тип трансформируе­мой мебели. Наиболее целесообразны в быту оказались транс­формирующиеся столы, конструкция которых осталась акту­альной и практически не изменилась по сей день (стол-книга).

Мебель для работы включала письменный стол или устройства, заменяющие его, и рабочее кресло. Высотные параметры их принято считать аналогичными мебели для столовой. Столы изготавливались чаще всего без громоздких тумб, с легкими ящиками, нишами.

В состав спальной мебели входили различные конструк­ции кроватей — стационарные или трансформирующиеся, а также диваны-кровати и кресла-кровати. Прикроватные тум­бы делались отдельно стоящими или навесными в виде по­лок, ящиков. На рисунке 8, показан набор мебели щитовой конструкции выполненный из столярных плит, мебель обли­цована строганым шпоном древесины ясеня, лакирована. Ос­нованием изделий является плинтусная коробка, окрашенная нигрозином в черный цвет.

Мебель разборная, собирается на стяжках. Дверки изде­лий — раздвижные на полозках из гетинакса. В матрацах при­менены пружины непрерывного плетения и полиуретановый поропласт. Популярностью также пользовались диваны-кро­вати, изготовленные на металлическом каркасе, что делало их негромоздкими и облегчало трансформацию.

Мебель для туалета включала комод-туалет с зеркалом, пуфик. Комод-туалет состоял из секции с ящиками, использу­емыми для хранения белья, и навесного зеркала. Зеркало, как правило крепилось к подъемной крышке стола.

Мебель для прихожей. С внедрением в строительную прак­тику квартир экономичного типа появилась тенденция заменять отдельно стоящие шкафы стационарными, которые позволяют получить в комнате дополнительную свободную площадь. В на­стоящее время данная традиция используется при проектирова­нии шкафов-купе. Стационарные шкафы более удобны в быту, более вместительны и гигиеничны, чем передвижные.

Всего применялись три типа стационарных шкафов: встроенные, гардеробные, шкафы-перегородки. Ограждаю­щими конструкциями встроенных шкафов с трех сторон яв­ляются строительные стены и перегородки, лицевая их часть — столярная.

Заключение

Результатом Всесоюзных конкурсов мебели (1959, 1961), стало определение новых направлений в развитии мебель­ной промышленности. Сформировались понятия секцион­ной, стеллажной, комбинированной и трансформируемой ме­бели. На смену сложным мелкосерийным изделиям пришли наборы (программы) мебели с заранее запрограммирован­ной связью с архитектурно-планировочными решениями помещений. Впервые при производстве мебели основны­ми факторами стали концентрация, специализация и авто­матизация. Активное внедрение новых конструкционных, облицовочных и отделочных материалов, таких как ДСП (древесностружечные плиты), декоративные бумажно-сло­истые пластики, полиэфирные лаки и др. существенным образом повлияло на характер проектирования и произ­водства мебели, форму и конструкцию изделий, а разрабо­танная в 1971 г. отраслевая система унификации элементов мебели, добавила однообразия форм. Изготовление мебе­ли превратилось в механизированный процесс, как след­ствие технического прогресса проникшего в мебельное производство.

Несмотря на критику и недостаточный интерес к рассмо­тренному периоду развития мебельного искусства не стоит забывать, что все используемые в настоящее время принци­пы и методы проектирования и изготовления корпусной ме­бели были заложены именно в те годы, на протяжении этого десятилетия мебель эволюционировала от мелкосерийных и малотиражных образцов, представленных в основном копи­ями предыдущих стилей, к экспериментальной — образцы новых изделий, используемые для оценки и проведения испы­таний, серийной — выпускаемую партиями (сериями) и мас­совой — выпускаемой в большом количестве, непрерывно, в течение длительного времени без изменения конструкции, к комплексному подходу в проектировании не только мебели и архитектуры но и всей общественной среды.

Литература

1.   Барташевич, А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./Под общ. ред. А.А.Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 168­220 с.

2.   Кайков, Л.С. Передовой опыт производства мебели на предприятиях Белоруссии / Ин-т науч.-техн. информ. и пропаганды при Госплане БССР. - Мн., 1967. — 91 с.

3.   Кайков, Лазарь Самсонович. Мебель Белоруссии., Серия «Деревообработка»: Обзор. информ. / БелНИИНТИ и техн / экон. исслед. Госплана БССР). - Мн., 1974. — 45 с.

4.   Мебель предприятий Министерствалесдревпрома БССР: Каталог / М-во лесной и деревообраб. пром-сти БССР, Эксперим.-конструкт. бюро мебели. - Мн., 1968. — 164 с.

5.   Рябушин, А. В. Вопросы формирования новых типов жи­лищ в связи с развитием коммунистического быта: Ав­тореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата архитектуры /Науч.-исслед. ин-т теории и истории ар­хитектуры и строит. техники АСиА СССР. - Москва, 1962. — 24 с.

6.   Рябушин, А.В. Этапы развития советской архитектуры / Науч. ред. Ю. С. Яралов. - Москва: Стройиздат, 1979. — 55 с.

7.   Середюк, И.И. Архитектурные предпосылки проектирова­ния мебели современных квартир: автореферат диссерта­ции на соискание ученой степени кандидата архитектуры / И. И. Середюк; Министерство высшего, среднего специаль­ного и профессионального образования БССР, Белорусский политехнический институт. - Минск, 1962. — 14, [1] с.

Поступила в редакцию 20.01.2013 г.

 

 

 

 

Читайте также
27.12.2004 / просмотров: [totalcount]
Заказчик всегда задается вопросом: покупать готовый дом или строить его с нуля? Где и как правильно выбрать участок? Какие факторы учесть, чтобы не...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с юбилеем — 70-летием Белорусского союза архитекторов! Архитектор — одна из самых древних...
27.12.2005 / просмотров: [totalcount]
В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной...