УДК 726.71(476) (091)
В статье сравниваются концепции реставрации Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Одна из них направлена на сохранение памятника в существующем виде, другая - на восстановление облика храма который он имел в XII в. Способ показа элементов архитектуры влияет на критерии системы ценностей, которые приобретет объект после реставрации.
ВведениеОсобенность научной реставрации заключается в том, что исследование памятника продолжается и после утверждения проекта реставрации, и в процессе производства восстановительных работ. Более того, новые данные могут изменить первоначальную программу реставрации. В настоящее время ведутся консервационно-восстановительные работы на уникальном объекте - Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке. После проведения комплекса работ по консервации фресок XII в. и натурных исследований сезона 2012 г. открылись новые уникальные фрагменты храма.
Это во многом повлияло на изменение концепции реставрации архитектурного облика выдающегося памятника, разработанной и утвержденной в 2007 г. Такая концепция зависит от многих факторов, в первую очередь, архитектурноценностных. Изменение концепции реставрации нашло свое отражение и в отношении к постаменту, решенному в виде «кокошников». Именно этот элемент, выделяющий Спасо- Преображенскую церковь из ряда храмов XII в., является важнейшей составляющей системы ценностей всего памятника.
Общая частьГармоничность и цельность архитектурного облика храма продиктована каскадом завершений закомар, выполненных в форме трехчастных арок с пламеневидным завершением. Эта конструкция давно привлекала внимание ученых. Начиная с материалов академика А.М. Павлинова, командированного в мае 1892 г. Императорским Московским Археологическим обществом в Витебскую губернию для обследования и «описания в научном отношении старинных храмов, церквей, монастырей» [1] до сегодняшнего дня продолжаются опыты графической реконструкции, выдвигаются теории целесообразности «кокошников».
Многочисленные исследования памятника до 2000 г. основывались на неточных обмерах. Обмеры и опыты графической реконструкции В.В. Ракицкого позволили уточнить и приблизиться к пониманию идеи древнего зодчего. Обычно ученые, работавшие с материалами исследований, воспринимали план, не как логический компонент всей конструктивной системы, а как «рисунок протяженности пола» [2]. При таком подходе в самом начале проведения анализа совершается методическая ошибка. Если формально спроецировать план храма на отметке «+9.500», на план на уровне пола, можно подумать, что постамент с «кокошниками» нависает на сводах. Отсюда и проблема конструктивного обоснования этого элемента [3]. Таким же образом воспринимали эру конструкцию и древние зодчие. Теснота боковых нефов воспринималась как конструктивная необходимость, и, начиная с кон. XII в., в Смоленске, Пскове, Новгороде, Москве предпринимаются попытки усовершенствовать композицию полоцкого храма. Обычно при этом увеличивали ширину боковых нефов и пространств, примыкающих к подкупольным столпам по продольной оси. В результате происходило обрушение сводов. Это было следствием того, что зодчие воспроизводили «кокошники» только как декоративный элемент без понимания их конструктивной связи с опорами. Впоследствии декоративные кокошники буквально «приклеивались» к цилиндрическим поверхностям барабанов.
Секрет конструктивной стабильности Спасо-Преобра- женского храма с «кокошниками» станет понятен, если проанализировать продольный и поперечный разрезы. Опустив перпендикуляр с выступа «кокошников» на пол, легко увидеть, что сами подкупольные колоны наклонены, и нагрузка постамента приходится на их верхнюю плоскость. Именно такое простое и логичное конструктивное решение позволило создать башеннообразное величественное сооружение. Наклоны подкупольных столпов не ощущаются, если смотреть на своды снизу. Формально каждый глядящий воспринимает их как вертикальные.
Концепции реставрации. В соответствии с «Венецианской хартией»(Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, ст. 11) целостная реставрация может быть использована в исключительных случаях. Стилистическое единство не должно быть конечной целью реставрационных работ. В 2007 г. была разработана программа реставрации архитектурного облика Спасо- Преображенской церкви в г. Полоцке [4]. Во многом она была связана с характером реставрационных работ в интерьере: предполагалось не только восстанавливать аутентичные фрески XII в., но и консервировать фрагменты росписей XIX в. При реализации этого решении сложилась бы интереснейшая экспозиция запечатленной истории развития декоративной программы памятника. Было бы хорошо видно, как менялась стилистика росписей, а вследствие этого и богословская программа. Особенно эффектно выглядели бы многократно переписанные фигуры святых, притом, что все росписи хорошо сохранились.
На глубине около 40 см относительно существующего деревянного пола находится плиточный пол. Характерно, что материал покрытия пола в храме соответствует покрытию в притворе, причем, уровень пола притвора выведен на уровень современного дощатого пола храма. Предлагается создание возможности экспозиции всего участка стенной живописи, находящегося под полом. Предполагается также устройство плиточного покрытия пола в соответствии с разработанным и утвержденным проектом реставрации.
В свою очередь, раскрытие и экспозиция росписей стен под полом вызывает необходимость понижения общего уровня пола (и в храме и в притворе) и соответственно понижение уровня крыльца и прилегающей территории с соответствующими мероприятиями по гидроизоляции.
В настоящее время западная стена имеет наружную до- кладку XIX в., которая является историко-стилистическим элементом храма. В соответствии с необходимостью сохранения цельности восприятия памятника архитектуры XII-XIX вв. и стилистических наслоений внедрение в структуру докладки допускалось только в виде экспозиционных зондажей. Есть возможность раскрыть аутентичный портал (или его фрагменты) в притворе. Для этого необходимо разработать инженерные мероприятия по фиксации «нависающей» кладки.
В соответствии с мероприятиями по расчистке фресок предлагалось: разобрать конструкции крипты; провести инженерное обследование подземной части аутентичных конструкций (с обязательными археологическими исследованиями); провести укрепление аутентичных конструкций; провести комплекс мероприятий по гидроизоляции конструкций; засыпать подземную часть церкви для устройства пола на первоначальной его отметке.
В соответствии с установлением отметки пола провести понижение уровня земли на территории, прилегающей к церкви (с обязательными археологическими исследованиями).
После этого предполагалась: закладка аркосолия снаружи северной стены; раскрытие аркосолиев в северной и южной стенах нартекса; инженерное укрепление конструкций арко- солиев в северной и южной стенах храма; реставрация росписей аркосолиев нартекса.
Архитектурно-реставрационная концепция предполагала устройство на фасадах храма обширных экспозиционных зон- дажных раскрытий кладки и штукатурки XII в. В соответствии с этой концепцией не нарушался архитектурный облик перестроенного, а точнее, достроенного храма. Важным составляющим данной программы было обеспечение доступа на чердак для обзора своеобразного постамента - «кокошников» XII в. Конечно, доступ на чердак был бы довольно ограничен, но при этом возникала бы уникальная возможность для зрителя вблизи, т.е. непосредственно с точки восприятия древнего зодчего видеть конструкции, которые обычно видны только с земли. При разработке этой программы учитывалось и то, что в республике нет ни специалистов, ни опыта реставрации конструкций XII в.
Анализ возможности консервации масляной живописи привел к выводу, что химические компоненты, которые будут при этом использоваться, разрушат нижележащий слой древней фрески. Поэтому было решено полностью снимать и переводить фрагменты поздней живописи на новую основу с последующей их экспозицией в специально оборудованных помещениях. В процессе расчистки и консервации фресок было обнаружено, что отсутствие воздушных связей и тяжесть конструкций XIX в. вызвали множество трещин в стенах. Возникла необходимость выявить характер деструкции кладки снаружи. Однако, теперь сформировалось и явное противоречие между полностью раскрытым интерьером XII в. и внешним обликом храма XIX в. Была поставлена под сомнение и историко-архитектурная ценность поздних конструкций, тем более, что авторский замысел архитектора Лукина не был реализован, а постамент под колокольню в западной части завершения храма стал вредным грузом. Именно он и вызвал деструкцию стен. Раскрытие расписанных аркосолиев в интерьере, а также арочных ниш снаружи значительно снизили конструктивную стабильность сооружения, что настоятельно требует разгрузки его в верхней части.
В соответствии с вновь разработанной программой (ГАП Бубновский Д.С.) раскрытие архитектурной пластики памятника и реставрационные работы должны проводиться одновременно. С этой целью весь объект помещается в своеобразный футляр, исключающий неблагоприятное воздействие внешней среды, и в комфортных производственных условиях сверху вниз производится расчистка, укрепление, а при необходимости и фрагментарная реставрация элементов. На заключительном этапе необходимо понизить уровень земли около памятника, провести необходимые мероприятия по гидроизоляции.
Ценность памятника архитектуры после реставрации и критерииОчень важно представлять, каким будет памятник после реставрации. Архитектурно-реставрационная концепция предполагает прогноз обретения памятником нескольких обоснованных уровней ценности. В случае со Спасо-Преображенской церковью можно предположить следующую систему ценностей:
а) Историческая ценность. Критерии:
- причастность здания к историческому событию, личности (прп. Евфросиния, игумения Полоцкая);
- историческая достоверность, правдивость, предполагающая подтвержденные документально сведения об исторических событиях в исторически подлинном архитектурном памятнике (связь возведения купола с «житием» прп. Евфросинии, пребывание на территории монастыря и перестройка храма иезуитами);
- связь места, где расположено архитектурное сооружение, с историческим событием, архитектурным окружением на момент памятного исторического действия (На момент закладки монастыря здесь существовал храм- усыпальница полоцких епископов (В наст. время сохранились фундаменты, подлежащие раскрытию и экспозиции);
- историческая значимость арх. элементов (Причастность восстанавливаемых и раскрываемых архитектурно-пластических элементов к чертам и особенностям архитектурных стилей или архитектурных исторических периодов будет совершенно очевидна).
б) Градостроительная ценность. Критерии:
- исторически ценная планировочная схема (сложившийся веками ансамбль);
- сомасштабные пропорциональные архитектурно-пространственные композиции в системе архитектурного ансамбля;
- значение древнего сооружения в сохранении исторически сложившейся среды;
- силуэт, панорама города, масштабные сочетания разностилевых и разновременных строений (колокольня, жилые корпуса, Крестовоздвиженская и Свято-Евфро- синиевская церкви);
в) Архитектурно-эстетическая ценность. Критерии:
- период строительства;
- принадлежность к стилевой архитектурной эпохе, стилю (СпасоПреображенская церковь является сегодня единственным представителем уникальной полоцкой школы зодчества);
- место и значимость в мировой и отечественной архитектуре (Уникальность и значимость полоцкой школы зодчества вследствие ее влияния на смоленскую, псковскую и др.строительные традиции, в настоящее время становятся все более очевидными);
- особые архитектурно-строительные конструкции;
- особые архитектурно-художественные элементы («Бровки» над окнами, меандр из плинфы, ниши с росписями на фасадах).
г) Эмоционально-художественная ценность. Критерии:
- эмоциональное воздействие объекта древней архитектуры на человека;
- декоративные (пластические) средства художественного воздействия (обрамления окон, ниши и т.д.);
- полихромное решение объекта (кладка со скрытым рядом, тонированная штукатурка, графические акценты на архитектурных элементах. Восстановление первоначального красочного решения фасадов в целом и отдельных его деталей является необходимым условием научной реставрации здания);
д) Научно-реставрационная ценность. Критерии:
- система наслоений архитектурных форм (При том, что храм обретет вид, который он имел в XII в., отдельные фрагменты восстановить невозможно. Поэтому на фасадах памятника неизбежно наличие элементов XIX в.);
- изменение первоначального вида памятника (предполагается небольшая экспозиция на территории монастыря);
- реставрационные периоды на памятнике (характерная для Полоцка кладка плинфы со скрытым рядом, восстановленная окрашенная штукатурка, поздние закладки будут экспонироваться);
- значимость, ценность и отрицательность проведенных реставраций.
е) Функциональная ценность. Критерии:
- первоначально заданные функции здания. Большое внимание при этом уделено режиму эксплуатации (Необходимо полностью исключить загрязнение раскрытых фресок в ходе проведения литургий, т.к. многие из уникальных памятников древней живописи в России уже требуют проведения повторной расчистки);
- возможность выполнения зданием современных функций;
- памятник как объект назначения под различные функциональные цели (историко-образовательная, туристическая и др.);
- памятник как собственно объект показа (экспонат).
Реставрация Спасо-Преображенского храма на тот архитектурный облик, который он имел в XII в. создаст образ храма, в полной мере выражающий и богословскую и архитектурно-композиционную программу древнего памятника. Единство формы и содержания - вот тот принцип который закладывается в основу концепции реставрации. Храм в полной мере будут отвечать современным критериям ценностей. Исторический ландшафт монастыря станет разнообразнее. Появится зримый акцент, центр всей композиции - восстановленная Спасо-Преображенская церковь.
The church of Transfiguration of Savoir in Spaso-Eufrosinievski monastery is an outstanding example of Polotsk school of architecture. Well-defined planning structure, existing in significant for Polotsk church, was the base for development architectural school at that time. There are two conceptions of restoration.
Литература
1. НИАБ. Ф.1430, оп.1, д. 40978. л. 3.
2. Комеч, А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII вв. /А.И. Комеч. -М. : Наука, 318 с.: ил.
3. Спегальский, Ю.П. Каменное зодчество Пскова /Ю.П. Спе- гальский. - Л. : Стройиздат, Лен. Отд, 1976. - 120 с.: ил.
4. Лаврецкий, ГА. Архитектурный анализ Спасо-Преобра- женской церкви. Историческая записка. Том 2. - Витебск КУНПП «Витебскпроектреставрация», 2006 г. - 56 с.