Вы здесь

Вода и архитектура: смысловая и композиционная связь

Версия для печати

УДК 712.5

В статье изучается проблема взаимодействия архитектуры и воды, рассматривается исторический опыт и современная практика проектирования и строительства объектов архитектуры и градостроительства во взаи­мосвязи с водой. Предложена классификация водных устройств, отмечены типологические аспекты архитектур­ных объектов, сооружаемых в комплексе с водными устройствами и на воде.

This paper studies the problem of interaction between architecture and water, is considered the historical experience and current practice of designing and building water features in architecture and urban planning in relation to water. The classification of water devices, marked typological aspects of architectural projects built in the complex with water devices and on the water.

Введение

Люди создавали каналы, бассейны и фонтаны еще в древние времена. Основной задачей водных устройств в древнем мире было снабжение населения водой, также их использовали для стирки. Однако с течением време­ни вода, ранее почитавшаяся людьми как определяющий фактор физической жизни, становится темой, требующей своего яркого выражения в культуре. По-разному отраз­или художники, скульпторы, музыканты водную сти­хию в своих произведениях. На керамических сосудах, в наскальных рисунках, в орнаментах, росписях, ювелир­ных украшениях народов разных стран волнистая линия, зигзаги и разводы служили символом воды небесной. Но вряд ли можно глубже выразить уважение к воде, чем это сделали зодчие. Древнейшие цивилизации мира возникли вблизи великих водных артерий. Вода стала самым дина­мичным элементом городского пространства и архитек­турной среды. Визитной карточкой многих приморских городов стали «морские» фасады города - их панорамные виды с воды. Водоемы и другие водные устройства - важ­нейшие элементы, без участия которых невозможно пред­ставить себе любой ландшафт: и парковый, и городской, и загородный, и сельский. В связи с возросшими сегодня экологическими проблемами строительство архитектур­ных объектов во взаимодействии с водой становится все более актуальным.

Основная часть

Декоративные качества воды на протяжении всей истории архитектуры вдохновляли великих зодчих на создание водных шедевров, вызывающих и сегодня вос­хищение. Движение вод во Вселенной, движение их сни­зу вверх или наоборот сверху вниз, изображалось в виде извивающихся струй, змей, завитков пара. По древним воззрениям вода поступала сверху из чаши небесных вод через зенитное отверстие в небосводе, которое в архитек­туре отразилось в виде круглых или квадратных проемов в сводах и куполах. В классическом древнегреческом ал­таре волюта представляется небесным сосудом и служит каналом для циркуляции вод [1]. В античном ордере эхин (греч. - «exinos», означает дословно «морской еж») пред­ставляет чашу небесных вод, а каннелюры - потоки воды и времени, устремленные вниз на землю. Тема лотосной чаши получила самое широкое распространение в Юж­ной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Среди дошедших до нас выдающихся произведений архитекторов прошедших эпох немало водных устройств, при создании которых использовались не только символи­ческие образы, но и разнообразные декоративные свойства воды, сочетания воды, зелени и архитектуры.

Неотъемлемой частью традиционного китайского сада и центром его композиции являлся водоем, который занимал, как правило, более половины сада. Водоемы име­ли изрезанную береговую полосу и много островов, что обеспечивало живописную смену видовых композиций при передвижении по саду. Главная функция японского сада - созерцание красот природы, обеспечивалось проду­манным размещением террас и прогулочных трасс. Сады имею различную жанровую направленность: сад камней, сад воды, пейзажный сад. Излюбленным элементом сада этого типа является водопад. Для древнеегипетского сада также было характерно наличие водоема как главной ча­сти сада. Вода была основным мотивом и в оформлении испано-мавританского сада.

Вода занимала значимое место в жилых домах Пом­пеи. Обязательным элементом атрия - внутреннего двори­ка, был имплювий - водная чаша с фонтанчиком и озеле­нением, который имел важное значение для оздоровления жилого пространства. Выдающиеся сооружения римской империи - акведуки (лат. aqua - вода и duco - вести), - ароч­ные мосты, служили для перевода водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья или долины рек с целью обеспечения населённых мест водой из источников раз­мещенных выше. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальные акведуки. Венеция - целый город с воздуш­ной кружевной архитектурой, которая настолько нераз­рывно соединился с архипелагом островов, что кажется произведением самой природы, а не человека.

Тема воды в парках и создание специальных водных устройств приобретает важнейшее значение потому, что водоемы представляют собой одно из сильнейших компо­зиционных средств пространственной организации садов и парков, придавая им особую индивидуальность и кра­соту и способствуя оздоровлению окружающей среды. Многие парки получили всемирную известность именно благодаря оригинальным гидротехническим системам. Достаточно назвать такие парковые шедевры как Версаль, Петергоф, Пильниц, Тиволи, где в зеленую архитектуру органично входит дворцовая архитектура, скульптура и водные инженерные и декоративные устройства.

Фонтаны получили широкое распространение в XVII-XVIII веках, когда в садах и парках господствовал регулярный стиль. Водные струи придавали динамику скульптурным композициям. Большой каскад Петергофа имеет 64 фонтана, 255 бронзовых скульптур, барельефов, и многих других декоративных деталей, что ставит Боль­шой каскад в число самых крупных фонтанных сооруже­ний мира. Фонтан четырёх рек Л. Бернини символизирует силу и мощь Италии. Композиция составлена весьма ори­гинально. Это - четверка самых больших рек мира с каж­дого континента: Европа - это Дунай, Азия - Ганг, Африка - Нил, Америка - Ла-Плата.

В Йемене поклонение воде определялось, прежде всего, географическим положением и климатическими особенностями страны. На юге Йемен омывается водами Аравийского моря и Аденского залива, на западе - Крас­ного моря. Фасады прибрежных городов формировались с учетом их восприятия с далеких расстояний с водной поверхности. Однако в серединной территории страны не­достаток пресной воды традиционно воспитал у йеменцев бережное и уважительное отношение к воде. В архитек­туре Йемена отдельную группу составляют и во многом определяют уникальность йеменской архитектуры соору­жения, возводимые из камня, для получения и хранения воды. Йеменские города строились вдоль вада и снабжа­лись водой, накопленной во время сезонных дождей и бе­гущей с гор водой. Строители стремились связывать горо­да надежной системой многочисленных каналов. Одна из таких систем была построена вокруг города Шабва, сто­лицы государства Хадрамаут. Самым главным было водо­хранилище в городе Мариб. Благодаря Марибской плотине Сабейское царство было столь богато и вело торговлю со многими странами мира на протяжении долгого времени. Наибольшее распространение в Йемене получили 4 типа водных построек: колодцы, джабии, сикаи и ирригацион­ные системы[2] (рисунок 1).

Рисунок 1. Древние постройки для воды в Йемене

Жаркий климат Йемена оказывает активное влияние на формирование жилого пространства. Внутренние про­странства жилища приобретают значение озелененных и обводненных оазисов, причем убранство и оформление чаш с водой, водоемов и фонтанов в домах и внутренних дворах йеменцев несомненно представляют культурную ценность.

Водные сооружения и сегодня являются важной состав­ляющей архитектурной концепции в ландшафтном проек­тировании и градостроительстве, в архитектуре отдельных типов зданий. Современная архитектура часто использует символы воды прошлого, такие как волнообразная форма кровли, волнистая поверхность фасада, имитация воды в малых архитектурных формах, декоративных росписях и конструктивных элементах. Наиболее часто используемые приемы в акваморфологии архитектурных объектов - это подобие таких простых и общеизвестных форм как айсберг, волна, сосулька (сталактит), пузыри, кристаллы и водная гладь. Для достижения эффекта в объектах используют­ся компактность, большая площадь остекления, светлые оттенки, малорасчлененные формы, а также материалы, способные отражать природное окружение и легко вписы­вающиеся в окружающую среду за счет тонирования, зер­кальности, прозрачности, цвета.

Средиземноморский музей современного искусства в Кальяри архитектора Захи Хадид, выполнен по аналогии с пенящейся на берегу волной. Проект «Концертного дома» архитектора Сантьяго Калатравы имеет ярко выраженную форму гребня волны. Большой национальный Театр в Пе­кине (арх. Поль Андре) в народе часто называют «пузырь» или «капля». Внешний вид «Национального центра окру­жающей водной среды», построенного по проекту знаме­нитого архитектора Кнудсена в Дании, напоминает водо­ворот, словно затягивающий посетителей внутрь морских глубин, где им откроется множество тайн, связанных с их коренными обитателями (рисунок 3). Облицовка здания «Моста-павильона» для Международной выставки (арх. Заха Хадид) вдохновлена чешуей рыбы и должна способ­ствовать созданию оптимального микроклимата внутри (рисунок 2). Молодежный павильон выставки в Дюссель­дорфе в 2000 году имел форму кита, кит Моби Дик оста­ется темой жилых коттеджей в Японии на протяжении не­скольких десятилетий.

Рисунок 2 - «Мост-павильон» для Международной выставки (арх.Заха Хадид)

Существуют и здания, отданные водной стихии. Так, например, экспонаты, макеты и мультимедийные экспо­зиции Музея воды в Санкт-Петербурге рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водо­снабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, использо­вании воды в быту, состоянии водных ресурсов. АкваДом в Берлине - это самый большой в мире цилиндрический аквариум с солёной водой. В нем живёт примерно 1500 рыб 97 видов. Архитектурная компания Design Crew for Architecture разработала проект необычного небоскреба: основная функция этого сооружения опреснение соленой воды, превращение морской воды в пресную (рисунок 3).

рисунок 3 - проект компании Design Crew for Architecture небоскреба для опреснения соленой воды

Как правило, строения на воде — это всегда уникаль­ные, штучные произведения архитектуры. Мы находим­ся на пороге новой эры в архитектуре, в скором будущем новая среда обитания, на воде и под водой станет неотъ­емлемой частью нашей жизни. Подтверждением этому служат многочисленные концептуальные проекты, мно­гие из которых уже воплотились в жизнь. Среди реализо­ванных проектов плавучих и подводных сооружений не­мало подлинных шедевров мирового значения, например, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции, подводные отели в Дубаи (рисунок 4). В Южной Корее планируется построить с нуля гигантский мегаполис под названием City8. Он будет возведен на островах Янг и Муи неподалеку от города Инчхон. Общая площадь города со­ставит 4,85 кв. километра.

рисунок 4 - Проект подводного отеля в Дубаи

Сегодня, в эру высоких технологий, новые устройства датчиков и встроенного «интеллекта» открывают неогра­ниченные возможности создания интерактивной воды для архитектуры. С помощью «цифровой» воды можно созда­вать бесконечно разнообразные рисунки. Широкое приме­нение в современном городе получают светомузыкальные водные системы. Множество красочных водных струй, динамично изменяющих форму и высоту в такт игра­ющей музыке: вода начинает закручиваться в спирали, причудливо изгибаться во всех возможных направлени­ях, двигаясь, как живой организм, - зрелище, не оставляя равнодушным самого взыскательного зрителя. Еще одна из самых оригинальных современных водных технологий - акваскрипт - с помощью специального программного обеспечения удается выводить на водный «экран» любые надписи и рисунки, будь то праздничное поздравление, приветствие, название клуба и др. Цифровые, интерак­тивные водные шоу идеально подходят для оформления ресторана или холла фешенебельного отеля, сцены, эле­ментов фасадов зданий.

Рисунок 5. Водная панорама Кратера - Центральной части г Адена

В современной архитектуре Йемена традиция озелене­ния и обводнения территорий, внутренних дворов, инте- рьерных пространств бережно сохраняется. В настоящее время большое эстетическое значение уделяется примене­нию водных устройств в общегородских ансамблях, осо­бенно в городских центрах, в комплексе с общественными сооружениями. Примерами могут служить композиции площадей Саба, Кальтекс, Сахад аль Оруд, площади перед аэропортом в г. Адене, парка Королевы Виктории. В цен­тральном пространстве площадей, как правило, распола­гается бассейн, имеющий правильную геометрическую форму с выразительными многоструйными фонтанами и обрамлением из газонов или цветников, придающих пло­щади особую торжественность и парадность. Оригиналь­ной следует признать декоративную скульптурную груп­пу с порталом и водоемом на месте исторических ворот города. Водоемы в парках, как правило, имеют сложную живописную форму, причем фонтаны в парковой среде часто дополняют архитектурными или скульптурными (однофигурными или многофигурными) композициями. Сады и парки Йемена пышны и зелены. Это свидетель­ствует об умении жителей сохранять воду и использовать ее в полной мере. Сильное композиционное средство - эф­фект отражения в воде, было избрано при застройке горо­да вдоль береговой зоны со стороны Аденского залива и центральной части города Адена - Кратера, ресторанами, отелями, развлекательными центрами (рисунок 6).

Рисунок 6. Студенческие проекты: туристско-оздоровительный комплекс на воде, фонтаны

Однако, справедливости ради, следует отметить, что в Йемене, как, пожалуй, и во многих городах, этому уни­кальному виду архитектурной практики до сих пор не уде­ляется должного внимания. Современное состояние аква­торий города, неразвитость их инфраструктуры, зачастую нефункциональность использования ресурсов и просто непривлекательный внешний вид многих водных поверх­ностей требуют немедленного вмешательства. Именно живая природа способна приводить к единообразию раз­нохарактерные формы. придать живописность, красоч­ность, жизнерадостность архитектурной среде, наполнить ее гармонией.


Изучение опыта проектирования и строительства во­дных устройств позволяет выявить их отдельные типоло­гические признаки и в соответствии с этим систематизи­ровать их.

Можно выделить также декоративно-художествен­ные, композиционно-пространственные, экологические и климаторегулирующие свойства воды, используемые в архитектуре и градостроительстве.

Применение воды в ландшафтном и градостроитель­ном проектировании, а также при проектировании зданий и сооружений основано на ее физических свойствах и осо­бенностях восприятия водных поверхностей человеком:

  • статичность и динамичность;
  • отражательная способность воды, изменение вос­приятия в зависимости от условий освещения (блики, мерцание, отражение, декоративное под­свечивание и т.п.);
  • пластические возможности воды (текучесть, спо­собность принятия заданной формы);
  • «звучание» воды (журчание, капель, грохот пада­ющей воды и т.п.);
  • цветовые оттенки воды;
  • экологические и климаторегулирующие свойства воды.

Основные типы водных устройств, используемых в ландшафтном проектировании и при проектировании зданий, следующие: питьевые фонтаны, бегущая вода, бассейны, фонтаны, плавающие фонтаны (в том числе динамические свето-музыкальные), водопад, каскад, «водные стены», «водные сады» и др.

По значимости водного устройства в архитектурной композиции:

  • с доминирующим значением элементов воды;
  • с подчиненным значением водных устройств.
  • уравновешенной ролью воды, других ландшафт­ных элементов, архитектуры.

Основные типы зданий, посвященных воде: аквари­умы, музеи природы и воды, аквапарки, плавательные и оздоровительные бассейны, бани, хаммамы, комплексы талассотерапии, SPA-центры; технические сооружения по очистке и хранению водыи др.

Типология сооружений на воде: отели, рестораны, культурные и досуговые центры, театры, туристско-раз­влекательные комплексы, города.

Можно также выделить следующие формы взаимо­действия архитектурного объекта и воды:

  • объект в непосредственной близости от воды - у воды;
  • нависание объектов над водой, касание объекта воды;
  • перекидывание через водное пространство;
  • объект на воде, под водой;
  • вода в структуре архитектурного объекта.

Ниже приведены примеры учебных проектов туден-

тов Университета Адена по ландшафтной архитектуре, выполненные под руководством автора, в которых ак­тивно использованы водные устройства. Одно из заданий предлагало разработку концепции функциональной ор­ганизации и благоустройства заброшенных территорий островов в Аденском заливе. На рисунках 7, 8 представле­ны предложения по созданию на островах Альмоал и Сира туристско-развлекательных комплексов в составе отелей, ресторанов, кафе, развлекательных клубов, театра на воде, водных оздоровительных сооружений и других услуг. В проектах реконструкции парка Альнасер интерес пред­ставляют предложенные студентами оригинальные фор­мы фонтанов (рисунок 9, 10).

Заключение

Как уникальный компонент в палитре архитектора вода все прочнее завоевывает позиции в благоустрой­стве города и архитектуре зданий. Ведь если архитектуру прошлого определяют сохранившиеся исторические тво­рения, то архитектуру будущего — сооружения, рацио­нально использующие природные факторы, экологически благоприятные для человека. Поэтому нужны новые идеи и пути развития «водной» архитектуры как отдельного на­правления. Проблема заключается в том, что отсутствует системный, комплексный подход к строительству архитектурных объектов во взаимодействии с водой, способ­ствующий реализации принципов экологической устойчи­вости, поддержанию баланса природных и антропогенных компонентов городского ландшафта, реализации рекре­ационных потребностей городского населения, решению эстетических задач. Проявившиеся в последние годы от­рицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений архитектуры и воды.

Литература

  1. Философия архитектуры. - 2013-[Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: htpp// ]]>www.window.edu.ru]]> - Дата доступа - 21.07.2014.
  2. Типы построек для воды. - 2013-[Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: htpp// www. yemen-club. ru>Yemen_club/arxitektura_jemena - Дата доступа - 21.07.2014.

Посупила в редакцию 26.09.2014 г.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 743
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 784
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 10 004
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...