Неманский край – это не святая земля Палестины. А древний белорусский город Гродно – это, конечно же, не Иерусалим. Да и река Неман – тоже не Иордан. Главного святилища иудаизма – Храма – здесь возникнуть просто не могло. Дух веры потомков Моисея здесь, на западе нынешней Беларуси, сохраняли «малые святилища» – синагоги (микдаш меат).
Неман – белорусский ИорданПриехать в Гродно и не посмотреть на древнейшую из всех действующих на пространстве бывшего СССР синагогу, построенную в 1575…1580 гг, было бы просто преступлением. Плюс выстроена она на месте еще более старинной деревянной! Чтобы не стать преступниками, мы направились на улицу Троицкую, ранее – Жидковскую. Сразу оговорюсь: иудеев среди нас не было.
На месте. Созданное стараниями раввина и богослова Мордехая Яффе (большого авторитета своего времени и автора книги «Халевушим») – величественное, но несколько мрачное средневековое строение. Спроектированная и возведенная под руководством итальянского архитектора Санти Гуччи, несмотря на многочисленные пожары и разрушения, синагога всегда восстанавливалась в максимально первозданном виде.
Чистое путешествие в XVI век – без «машины времени». Здесь все соответствует тому времени, особенно главное строение в стиле готическо-ренессансной архитектуры. Присутствуют приметы иудейских архитектурных традиций. Одна особенность: каменное здание абсолютно не предназначено для обороны. Значит, еврейская община жила спокойно, угрозы погромов не было. Вот вам и дремучее Средневековье!..
Узнавать подробно о конструкции «малого святилища» не было желания. По сути, традиционная копия Храма с фасадом, обращенным на Иерусалим. Два перпендикулярных в плане корпуса: двухъярусный литургический зал и трехэтажный входной комплекс со вспомогательными строениями. Первый богато декорирован, второй попроще.
Нам повезло: мужскую часть компании пустили внутрь. Ведь синагога, как и мечеть, Храмом не является. Это всего лишь «молельный дом». И вход иноверцам в него не запрещен, кроме времени молитвы. Фотографироваться – можно. Внутри тысячелетняя простота и навсегда определенная планировка. Ритуальный зал с бимом в центре, столбы, на которые опираются крестовые перекрытия с нервюрами.
Отделка в готическом стиле. У восточной стены расположена пятигранная ниша со свитком Торы (Арон а-Кодеш – Ковчег Святыни).
Надпись «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим»
Пространство вдоль западной стены предназначено для женщин и отделено особой галереей. Мужской шовинизм? Нет, четырехтысячелетняя традиция.
Судьба святыни, судьба народаКак все древнее, гродненская синагога имеет свою историю. Нам ее преподнесли скучающим тоном, торжественно и слишком гордо. Тем не менее, перескажу, придерживаясь литературного русского языка.
Много испытал народ Израиля на чужбине, не обошли стороной беды и здешнюю синагогу. Не щадили ее ни стихия, ни люди злые. Пожары. Они бывали не раз. Первый, в 1671 г, почти уничтожил ее, сохранился лишь молитвенный зал. Восстановление столкнулось с закономерным для того времени препятствием.
В Речи Посполитой строительство и восстановление культовых сооружений евреи могли вести только с разрешения короля. Его добыть было невероятно сложно. Помогли деньги. Коррупция иногда делает и добрые дела.
За огромную взятку добыли разрешение короля Сигизмунда II. Второй раз огонь не пощадил строение в 1885 г, во время большого гродненского пожара. Времена уже были другими. Российская империя не препятствовала восстановлению. Поэтому работы были проведены быстро. Новое бедствие пришло еще быстрее – пожар 1900 г, на этот раз последний.
Великая Отечественная поначалу пощадила Гродно. Это здание лишь слегка пострадало от и осколков. Но затем... Синагога оказалась в самом центре гетто. Отсюда отправляли гродненских евреев в Треблинку, Освенцим, Майданек. Можно только гадать, сколько слез и горя увидели ее стены. Таких горячих молитв не произносили здесь за все века. Представьте, каково слышать об этом от случайно уцелевшего очевидца?
После ликвидации гетто синагога была разграблена, осквернена. Лишь по счастливой случайности ей удалось уцелеть и в оккупацию, и при освобождении города. Советская власть также не особо жаловала «символ иудаизма». Синагогу закрыли, постройку использовали с умом: под мастерские и цеха пищекомбината.
Алия – значит возвращениеДоведя рассказ до 1991 года, наш нечаянный гид посветлел лицом и даже улыбнулся. Синагогу вернули местной общине, богослужения возобновились. Местная диаспора затеяла ремонтные работы.
А силы были уже не те. Эмиграция выкосила общину, как второй холокост. Все что смогли, сделали: отремонтировали кровлю, главный фасад, поменяли проводку, канализацию, прибрали внутри. Вот отопление провести не удалось. Зимой старикам-прихожанам весьма тяжело. Терпят.
Мечта провести полную реконструкцию здания упирается, как всегда, в деньги. Точнее их отсутствие. По подсчетам на нее необходимо около $1,2 млн, а собрать удалось только пятую часть. На ставшую малочисленной местную диаспору, особых надежд нет – как и на государство. Надежда на «бывших наших людей», осевших кто на «святой земле», а кто и за океаном. Да еще – на ЮНЕСКО. Ведь внесут же ее, в конце концов, в заветный Список. Ну, это мечты. А сегодня прихожане проводят только мелкие ремонтные работы, не позволяющие зданию обветшать.