Вы здесь

Север не всегда «крайний»

Север Беларуси – Витебская область. Белорусское Поозёрье – край бескрайних моховых болот и чистейших озер. Древняя земля Полоцкого княжества, второго по значимости центра православной христианской Руси. Пути истории неисповедимы. Так сложилось, что в XVI в. этой земле было суждено стать местом встречи исконно православного мира Московской Руси с католической Речью Посполитой.

Восток–Запад: встреча миров

Изменилось и смешалось все. Политическое устройство, уклад жизни, культура, традиции. Изначальная, чисто византийская традиция строительства храмов, привнесенная мастерами греческой школой в XVII веке встретилась здесь с западной – католической.

В результате на рубеже XVII-XVIII вв. зародился новый стиль традиционной для этих мест церковной деревянной архитектуры. В новом зодчестве переплелись черты византийского и готического стиля. Пример тому – Спасо-Преображенская церковь в деревне Смоляны.

Дерево – материал вечный

Деревянная церковь в д. Смоляны, построенная владельцем местного замка «Белый Ковель» князем Семеном Андреевичем Сангушко, во второй половине XVIII в. и сегодня в отличном состоянии.

Построенная в здешней народной традиции с использованием элементов архитектуры барокко, являет собой равносторонний деревянный сруб, накрытый крестообразной крышей с куполом. По трем сторонам проходит крытая обходная галерея. По православной традиции, с востока пристроены алтарь и ризницы.

Главный фасад украшен двумя башнями с шатровыми крышами. В целом, храм производит впечатление синтеза двухбашенного костела с купольной православной церковью. Еще одним примечательным элементом является каменный фундамент.

Внутреннюю отделку выполнили в XVIII в. Тогда купол покрыли росписью «Двенадцать апостолов», нанесенной темперой на досках. Святынями являются древние иконы: «Мироносицы» и «Коронование Матери Божьей» (XVIII в); «Распятие» и «Тайная вечеря» (XIX в).

Отдельного упоминания заслуживают подземные помещения храма, в которые даже сегодня попасть мирянину невозможно. Тайны, окружившие их за века, породили множество местных поверий.

Смолянские катакомбы

Как и положено, тайны порождают легенды. Так и со Смолянами. Не подлежит сомнению существование подземного хода, по которому могла проехать запряженная карета, из Спасо-Преображенской церкви в замок «Белый Ковель» и расположенный неподалеку костел Святой Марии. А вот то, что ход скрывает, – загадка.

И эта загадка – клады. Их два. Оба относятся к первой половине XIX в.

Первый был заложен отрядом, отбившимся от основных сил отступавшей наполеоновской армии. По легенде в замок зашла колонна с двумя телегами награбленных ценностей. Утром следующего дня отряд покинул замок уже без обоза. Куда делся груз – у местных жителей вопроса не возникло. Только по подземному ходу из замка – в подвалы Спасо-Преображенской церкви. Расчет был ясен: копать в церкви не решится ни один православный.

Второй связан с польским восстанием 1830-1831 гг. Князь Сангушко, будучи активным его участником, спрятал фамильные драгоценности. Где? Костел, не имеющий значительных подземных помещений, не подходил. Поиск в подземельях замка ничего не дал. Вывести за пределы имения – не успевали. Вывод один: опять подземелья Спасо-Преображенской церкви.

Вот и ныне действующий запрет на посещения ходов местные жители связывают именно с хранящимися там кладами. Ну и пусть. Ведь загадка остается сама собой, только пока на нее нет ответа.

История духовная и мирская

На протяжении без малого двух сотен лет храм исправно исполнял свою духовную миссию. Был центром православной жизни во времена насильственного окатоличивания. Пережил вторжение «двунадесяти языков» в 1812 году. Пожары хотя и задели его, но не нанесли смертельных ран.

Настоящее испытание выпало в 1930 г. Храм был не только закрыт, но и осквернен. На долгие тридцать с лишним лет здесь разместили винзавод. И лишь в конце 80-х здание было возвращено Русской Православной церкви. После необходимого ремонта и повторного освящения в нем возобновились церковные службы.

Под эгидой государства

Спасо-Преображенская церковь является старейшим действующим деревянным храмом в Беларуси. И поэтому особенно тщательно охраняется государством как памятник архитектуры.

Под особым контролем находятся и все реставрационные работы. В ближайшее время на территории запланировано начало археологических раскопок. Может быть, они и приоткроют тайны подземелий?

А лучше – пусть все останется как есть.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...