ОАО «Минскметропроект» только в начале текущего года активно взяло курс на внедрение BIM-технологий в подземном транспортном строительстве, опровергая тем самым сложившееся заблуждение, что Revit Autodesk – одна из популярных программ для информационного моделирования – применим только для объектов гражданского строительства.
Виктор Полищук, главный инженер ОАО «Минскметропроект»
]]>Опубликовано в АиС, № 6, 2015]]>
– ОАО «Минскметропроект», будучи монополистом на отечественном рынке, рассчитывает с помощью BIM-технологии получить недосягаемое конкурентное преимущество? – интересуемся у главного инженера открытого акционерного общества Виктора Петровича Полищука. – Почему информационное моделирование?
– В истории ОАО «Минскметропроект» подход к объемному комплексному проектированию, созданию информационной модели уже второй. Да-да, первый был в начале 2000-х годов, когда мы приобрели 11 лицензионных рабочих мест Allplan (компании Nemetchek) и попытались реализовать идеи информационного моделирования...
Такое явление, как метрополитен – единственное в республике. Технологии проектирования, строительства, эксплуатации метро уникальны, деятельность специалистов ОАО «Минскметропроект» во многом эксклюзивна. Именно здесь зарождаются идеи, техническая политика, направления, как должно развиваться подземное строительство, в частности метрополитена. Оно сложное не просто как объект капитального строительства, а главным образом как комплексное сооружение с большим набором взаимодействующих инженерных систем и конструкций, сосредоточенных в весьма ограниченном пространстве. Согласование и увязка всех этих элементов – одна из труднейших задач проектирования. При этом метрополитен прокладывается не там, где нам хочется, где есть освоенные понятными технологиями площадки, а там, где он нужен людям. Внедряться под землей в живущий интенсивной жизнью организм большого города с плотной застройкой, густой сетью инженерных коммуникаций – задача колоссальной сложности. Все эти особенности требуют более совершенных, чем в обычном гражданском строительстве, подходов и разрешения труднейших технических проблем. Видимо, поэтому другие проектные организации не горят желанием взяться за проектирование метро, а Минскметропроект всегда стремился быть на передовых позициях. Чтобы достигать тех целей, которые мы себе периодически ставим, нужно не стоять на месте, постоянно искать новые подходы, решения.
– Значит, и первые модели сооружений в вашей организации появились 15 лет назад?
– Тогда мы ограничились архитектурными эскизами, визуализацией внутренних интерьеров станций... К сожалению, в те времена проектная и социальная среда, в которой мы пытались решить эту задачу, была другой. Внедрением подобных технологий занимались только продвинутые предпринимательские структуры, которыми руководили, надо отдать должное, настоящие энтузиасты, активные и небезразличные люди.
Немного поработав на этом направлении, мы поняли, почему трудно, почему пока не надо. И остановили внедрение, хотя и программное обеспечение закупили, и начали формировать команду обученных людей, и даже попытались запроектировать одну из станций. Но крупномасштабно в республике не было среды, а главное, потребности в новой технологии, а на голом энтузиазме «вытянуть» эту проблему оказалось тяжело.
Станционный комплекс
– Что изменилось сегодня, Виктор Петрович?
– На данный момент мы имеем дело с процессом фундаментальной трансформации в мировом хозяйстве и с новым более масштабным отношением к данной проблеме в нашей стране, четко понимая, что за BIM-технологиями будущее. И если в упомянутый период 15-летней давности преобладал, если можно так сказать, первопроходческий энтузиазм, то сегодня это осознанный подход. Он продиктован опытом, накопленным в ходе предыдущих стадий развития, комплексом условий, в которых приходится функционировать, и необходимостью следовать духу времени.
Как известно, наше предприятие экспортно-ориентированное, и мы считаем обязательным строить свою деятельность на современном лицензионном технологическом обеспечении. Его обновление – постоянный и непрерывный процесс. Поэтому предложением о закупках инструментария для BIM со скидкой 40% грех было не воспользоваться.
Еще один немаловажный для нас фактор – конкуренция на российском рынке, где желающих проектировать метро и подземные тоннели достаточно. Но чтобы там выиграть тендер, необходимо подтвердить не только свои высокую квалификацию, опыт, потенциал, но и технологические возможности. В России, особенно в таких отраслях, как нефтяная, атомная, авиастроение, с помощью современных информационных технологий решаются сложнейшие задачи. Может быть, в меньшей степени, но процессы информатизации охватывают и строительную отрасль, там есть развитая предпринимательская среда. Мы видим это, участвуя в реализации проектов в Москве, олимпийском Сочи. И кстати, реально ощутили эффект и ускорение процессов взаимодействия благодаря технологии электронного документооборота, внедренной на нашем предприятии.
Но самое главное, на мой взгляд, – это социальный аспект. Индивидуализм, который нас сегодня захлестывает, разрушает связи, и прежние принципы взаимодействия людей во время проектирования уже не работают.
Таким образом, у нас есть несколько причин, обусловивших необходимость погружения в новую технологию: исторический опыт работы; потребность производственная, связанная с особенностями нашей деятельности; потребность рыночная; технологические основы, которые мы закладываем; социальный аспект – необходимость менять производственные отношения.
Продольный разрез станционного комплекса
– Говорят, первоначальный этап внедрения BIM, который вы сейчас проходите, носит, скорее, идеологический характер, направленный на преодоление консервативного мышления в профессиональной среде. Как относятся к новой технологии специалисты вашей организации?
– По-разному. Мы работаем над тем, чтобы по меньшей мере не создавалось среды отторжения, регулярно проводим анкетирования, изучаем настроения. Молодежи в целом это направление интересно, среди старшего поколения одни понимают, что надо двигаться вперед – в этом развитие, другие, может, и не принимают, но должны подчиняться приказам руководства. Совершенно очевидно, что отказ от традиционного проектирования в пользу BIM заставляет переосмыслить набор знаний и компетенций специалистов, требует от них новых навыков.
Чтобы избежать возможного противодействия, решили максимальное количество людей (уже больше 60%) – надо это некоторым или нет, смогут они проектировать на новой основе или не будут – провести через первоначальное обучение BIM. Если человек чему-то научился, мотивация к сопротивлению ослабевает. Не стали выделять и пилотную группу, а из числа тех, кто вник поглубже в технологию, сформировали команду для выполнения с использованием BIM реального проекта одной из станций третьей линии метрополитена. И, знаете, некоторые обижались, что их не подключили к этой работе.
Если реально оценивать ситуацию, особых успехов пока нет. Но модель станции появилась, сделан архитектурный проект, в модель вошли конструкторы, другие смежники. Регулярно раз в две недели проводим совещания, на которых обсуждаем с координаторами проекта, как развивается модель, контролируем план выполнения. Разумеется, это не быстрый процесс, думаю, год как минимум уйдет.
– Удалось заметить положительные изменения в процессе создания проекта?
– Меняется социальная среда, многим, на мой взгляд, стало интереснее работать – сам процесс визуализации, получения объемного представления об объекте насколько интересен, настолько же и ценен. Потому что если архитектор по определению человек с богатым пространственным воображением и может держать в голове будущий объект, то сантехники, электрики, мыслящие, условно говоря, схемами, сигналами, лишены такой способности. При создании BIM-модели и у них меняется восприятие, а главное, наглядно видно, куда нужно двигаться.
Технология предполагает коллективную работу на конечный результат: архитекторы, конструкторы, электрики, сантехники, инженеры отдела по организации строительства выполняют свои разделы параллельно в едином информационном пространстве. В отличие от существующей практики взаимодействия специалистов все подчиняется правилам единой модели и должно, надеюсь, двигаться гораздо быстрее и эффективнее.
Потому что время – самый дорогой ресурс...
Поперечный разрез станции
– Виктор Петрович, заказчики в курсе, как вы создаете проекты?
– Мы приступили к освоению технологии объемного проектирования недавно. И еще не можем показать заказчикам в полной мере готовую модель. Впрочем, их вполне устраивает сегодняшний уровень нашей документации. Так сложилось, что у заказчика одна задача: в определенный срок, за определенные деньги сдать объект, а как он будет проектироваться, строиться и тем более эксплуатироваться, ему важно постольку-поскольку. В этом и противоречие!
Недавно мы собирали руководителей компаний-застройщиков и крупнейших трестов Минска с целью привлечь их к строительству станций метрополитена. Но у нас сплошь нестандартные подходы, а они привыкли к многократной реализации типовых проектов, где все повторяется, мыслят категориями плоских перекрытий. Если бы модель станции уже была в полной готовности, потенциальный подрядчик не только получил бы наглядное представление о том, что нужно построить, но и мог впоследствии на ее основе создать оптимальный график, спланировать технологию строительства. Конечно, в целом это дало бы положительный эффект. Но пока еще наш заказчик не может оценить преимуществ данной технологии и увидеть конкретную выгоду для себя.
Поэтому для освоения новой идеологии проектно-строительной деятельности, которую подразумевает BIM, нужно учиться, нужна помощь тех, кто знает технологию, чтобы все осознанно пришли к пониманию новых возможностей. В противном случае, особенно это касается госзаказчиков, должно последовать твердое указание сверху: выполнять! Надо сказать, в этом деле действительно очень велика роль инновационно настроенного руководства, причем всех уровней в государстве, которое должно не просто возложить на подчиненных реализацию нового подхода, но и, разделив с ними ответственность, обеспечить высокую степень поддержки, чтобы достичь цели.
– Спасибо за беседу. Успехов ОАО «Минскметропроект» на этом пути!