Всемирная выставка «Экспо-2010», открывшаяся в мае, на полгода (до 31 октября) превратила берег реки Хуанпу в центре Шанхая в зрелищное и знаковое место встреч для участников из почти 200 стран мира.
Следуя девизу форума «Лучший город – лучшая жизнь», через архитектурные формы и дизайн выставочных павильонов государства постарались передать особенности современной городской жизни, показать процесс развития города, вклад в историю.
Слоган национальной экспозиции у каждого государства свой в зависимости от главной идеи, через которую страна-участница стремилась представить городскую жизнь. Белорусская выставка называется «Город-клад». Он позиционируется как сокровищница национальных и культурных ценностей, достижений науки, творчества, производства, а главной экспозиционной темой стало отображение идей чистой воды и воздуха в городе.
Белорусская выставка разместилась в павильоне площадью 1000 м2, 600 из которых вмещают в себя непосредственно зал с экспонатами, место дегустации белорусских традиционных угощений, а также сувенирную лавку с изделиями народных промыслов.
Концепция экспозиции национальной выставки, курировавшейся Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь, была предложена дизайнерами Белорусского союза дизайнеров Тамарой Голубевой, Вячеславом Ломако, Игорем Герасименко и Николаем Ислямовым.
В дальнейшем работа велась при участии дизайн-центра ОАО «Институт «Минскгражданпроект», проработавшего фасадную часть, и Сергея Саркисова, создавшего фирменный стиль. В итоге комплексная работа архитекторов и дизайнеров стала цельной экспозицией, приобрела единство образа внутреннего и внешнего пространства.
Индивидуальность типовому павильону, арендованному Беларусью, придана с помощью сценических приемов и оригинальной отделки. Наружная часть задрапирована баннерной тканью с рисунками известного белорусского художника Игоря Римашевского, который специально к выставке создал картины, иллюстрирующие жизнь белорусов, их богатое культурное и историческое прошлое. Фасад украшают изображения памятников архитектуры, белорусских ландшафтов, городских улиц и горожан.
Через главный вход, оформленный как портал Дворца профсоюзов, посетитель попадает внутрь павильона, центральная часть которого символизирует собой древнее белорусское поселение. Городской вал окружает зеркало воды – монитор, на поверхности которого пульсацией световых волн создается иллюзия ряби на воде.
– Городской вал – это тема, вобравшая в себя всю историю Беларуси. В пол "вала" встроены ниши, где спрятаны "клады" - голограммы, проецирующие исторические ценности страны, – прокомментировала Тамара Голубева, одна из авторов-дизайнеров выставки в Шанхае.
Экран-пол вала, символизирующий собой водное зеркало, - это одновременно и сценическая площадка, на которой выступают артисты. Аналогичный экран в потолке имитирует поднебесье, где показаны природные ландшафты в разные поры года. Картинки сменяются с помощью одного из символов Беларуси - аиста, который смахивает изображение крылом.
– При проецировании оба экрана создают иллюзию неразрывного пространства между небом и землей и передают центральную идею выставки – чистого воздуха и воды, – рассказала Валентина Ционская, руководитель дизайн-центра ОАО «Институт «Минскгражданпроект». – Главное впечатление от выставки посетители получают именно от того, что демонстрируется на этой импровизированной оси вода-небо.
– Уже в первые дни открытия был отмечен большой интерес посетителей к экспозиции Беларуси, – отметил Игорь Ахметшин, заместитель начальника главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства. – Это масштабное мероприятие дает колоссальные возможности для изучения опыта строительства выставочных павильонов такого уровня различными странами. Наша экспозиция – театрализация того сокровенного, что есть в Беларуси, возможность продемонстрировать достояние республики на международном уровне и заключить договора о сотрудничестве. А множественность различных форм подачи информации оправданна и необходима, она играет важную роль в создании эффекта восприятия выставки.
Остальные элементы экспозиции: большие угловые экраны, телевизионные мониторы и художественные выставки – являются деталями павильона, которые подчинены главному мотиву, они обогащают экспозицию, не нарушая целостности ее восприятия.
Вокруг вала, по которому, кстати, можно ходить, на специальных опорах находятся мониторы, где показываются видеофильмы с сюжетами, посвященными шести областным центрам Беларуси и ее известным малым городам, таким как Несвиж, Мир, Новогрудок, Туров и другие. На четырех больших экранах в углах павильона идет фильм о современной городской жизни страны, который дает представление о республике: ее отраслях производства, природе и культуре.
По периметру выставки организованы огромные маркизы, под которыми устроены фрагменты картин Игоря Римашевского, продолжающие идею оформления фасада. На стенах павильона три художественные выставки: портретная, жанровой живописи художника Валентина Губарева и детских рисунков.
– В целом нам удалось передать представление о нашей стране через неожиданное решение – показать, что белорусы – это веселые, самоироничные и толерантные люди, – заметила Валентина Ционская. – Такая оригинальная идея подачи рассказа о республике оказалась очень выигрышной и сделала павильон оригинальным.
Предполагается, что Экспо-2010 посетит группа отечественных архитекторов и дизайнеров, чтобы использовать представленные архитектурные формы для организации следующей выставки, для участия в которой Беларусь уже будет строить свой павильон, а не использовать готовый.
Ирина Сидорок, собственный корреспондент