Учитывая многочисленные обращения граждан по вопросу отмены поручительства при предоставлении банками кредитов (в том числе льготных) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, Минстройархитектуры неоднократно выражало мнение о целесообразности отмены системы поручительства.
Так, по итогам состоявшегося в Минэкономики, в июле текущего года, заседания межведомственной рабочей группы, созданной во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь для взаимодействия с Национальным банком по выработке механизма, обеспечивающего доступность жилищного кредитования, Минстройархитектуры отметило необходимость внести в отчет о проделанной работе предложение Национальному банку рекомендовать банкам, осуществляющим кредитование жилищного строительства, отказаться от системы поручительства, используя в качестве меры, обеспечивающей возвратность кредитов, залог (ипотеку) строящихся (реконструируемых, приобретаемых) жилых помещений.
Вместе с тем, проблема с отменой поручительства при предоставлении льготных кредитов гражданам выходит за рамки нормативного правового акта, регламентирующего вопросы льготного кредитования жилищного строительства, и относится к компетенции Национального банка Республики Беларусь.
Следует иметь в виду, что отношения между участниками банковских правоотношений регламентируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь. Способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору в соответствии со статьей 140 Банковского кодекса включен в перечень законодательно определенных существенных условий кредитного договора.
Поручительство является одним из способов минимизации кредитных рисков банков и направлено на обеспечение исполнения обязательств по кредитным договорам, в том числе в случае неплатежеспособности кредитополучателя. Кроме того, учитывая, что льготные кредиты предоставляются малообеспеченным гражданам, их выдача под поручительства физических лиц обусловлена необходимостью включения доходов поручителей в совокупный доход кредитополучателя для получения льготного кредита в полном объеме. Таким образом, законодательная отмена института поручительства при кредитовании граждан, осуществляющих жилищное строительство, ограничит их возможности в получении кредитов в необходимых объемах.
Важно также учесть, что в случае применения иного вида способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, например, залога, перед должником возникает реальная угроза утраты имущества.