Сейчас генплан находится на экспертизе в Гродненском областном центре гигиены и эпидемиологии. Впереди еще несколько экспертиз, а также общественные слушания.
Авторство генплана принадлежит специалистам из БелНИИПградостроительства. Главным архитектором является Светлана Сахарова. Ожидается, что после проделанной работы станут понятнее условия вложения денег для инвесторов.
Как выглядит канал на схемах и чертежах, специалисты из БелНИИПградостроительства доложили на рабочем совещании, которое проходило вначале июня в облисполкоме.
Земельный вопрос – один из камней преткновения для инвесторов – как белорусских, так и иностранных. В прошлом году был создан туристско-рекреационный парк «Августовский канал». Бизнесменам были предложены существенные скидки и налоговые преференции, своего рода свободная экономическая зона. Но к строительным работам никто так и не приступил.
Первым резидентом специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» зарегистрирован гродненский индивидуальный предприниматель с инвестиционным проектом «Строительство многофункционального ресторанно-развлекательного комплекса по улице Левонабережной в Гродно». Согласно проекту на гродненском участке, который входит в состав парка, будет построен ресторан и развлекательный комплекс. Инвестор намерен вложить в реализацию проекта около 1,2 миллиона евро.
Вторым резидентом парка стало ЧПУП «Альетт Сервис». Инвестпроект по созданию многофункционального спортивно-гостиничного комплекса оценивается в 1,5 миллиона евро. Компания намерена построить гостиницу, ресторан с европейской кухней, залы и площадки для спортивных игр и развлечений возле деревни Песчаны близ Сопоцкина.
15 июня 2012 года в бизнес-центре администрации СЭЗ «Гродноинвест» состоялось совещание с владельцами маломерных судов Гродно.
В рамках мероприятия обсуждались проблемные вопросы и перспективы развития судоходства на территории парка «Августовский канал», в том числе необходимость дополнительного оснащения русла р.Неман навигационными знаками, создание сети причалов и стоянок для судов вдоль береговой линии, перспективы развития трансграничных водных маршрутов по реке Неман.
Начальник отдела туризма администрации СЭЗ «Гродноинвест» Руслан Кизелевич сообщает, что в данное время разработано еще 13 инвестпроектов, популярностью среди потенциальных инвесторов пользуется СПА-направление. Однако все проекты находятся на стадии инвестиционного предложения.
Как у соседей?
В Польше оставшуюся часть Августовского канала, в частности, шлюзы, завершат восстанавливать только в этом году. Но это не мешает каждый год принимать на водном пути до 300 тысяч туристов. Однако не все они доплывают до Беларуси. Тормозит визовый вопрос и определенные сложности.
Владелец завода по производству яхт в польском городе Августове Бенедикт Козловски недавно проплыл по каналу из Польши через территорию Беларуси в Литву:
- Меня удивило, что весь путь по Беларуси наш экипаж эскортировали представители силовых структур, по-моему, это были пограничники. Мы не могли подняться на берег, осмотреть окрестности, приобрести что-то из еды или сувениры. Думаю, так не должно быть.
Надо знать
Специальный туристско-рекреационный парк «Августовский канал» был создан указом Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. №220. Его цель — создание благоприятных условий для развития туризма и туристической инфраструктуры на территории, прилегающей к белорусской части Августовского канала и русла реки Неман. Функции и права по управлению парком возложены на администрацию СЭЗ «Гродноинвест».
Как сохранить природу?
Специалисты отметили, что будущим инвесторам придется бережно относиться к территории и богатствам рекреационного парка. Например, сохранять не только природное, но и этническое разнообразие данной территории.
Сотрудники БелНИИПградостроительства продумали, какие источники энергии должны здесь использоваться. По их мнению, следует придерживаться европейских стандартов и активно применять возобновляемые ресурсы. Например, использовать не природный газ, а электричество. Чтобы обеспечить весь район достаточным количеством энергии, в центральной части парка нужно построить электроподстанцию мощностью не менее 6,5 Мегаватт. Голубое топливо может прийти только в район Привалок, где в последнее время начала появляться усадебная застройка.
Тормозят создание зон отдыха и вопросы водоснабжения и канализации. Специалисты предлагают воду брать из специально вырытых локальных скважин, а стоки очищать и только потом сбрасывать в канал. Мусор с будущих усадеб и зон отдыха будет вывозиться на гродненский полигон и миниполигон в Сопоцкино, где сразу же возникнет необходимость построить более мощную площадку, а возможно — даже мини-завод по сортировке мусора.
Дорожный вопрос
Главные минусы нынешней транспортной сети, по мнению разработчиков генплана, — удаленность пунктов пропуска, а также тот факт, что территория обслуживается дорогами местного значения. Если их устранить, то туристам станет проще добраться до территории Августовскго канала. Среди предложений по улучшению транспортной инфраструктуры прозвучали необходимость реконструкции существующих дорог и переводих в разряд республиканских, строительство велодорожек. Пункт пропуска «Лесная» должен стать водно-пешеходным и велосипедным. Также запланировано строительство автостоянок с объектами автосервиса перед въездами в туристические комплексы, строительство причалов вдоль реки Неман и Августовского канала (в том числе в Пышках, Лососно).