В условиях стагнации экономики, когда архитектура доведена до уровня примитивных функциональных схем, творческая активность зодчих частенько реализуется в бумажной архитектуре: композиционных фантазиях, альтернативных или конкурсных проектах.
70е годы ХХ столетия были отмечены яркими всплесками профессиональной деятельности белорусских архитекторов – участием их в многочисленных престижных конкурсах, будоражащих юные умы в стабильносонном царстве развитого социализма. Отправной точкой отсчета безусловно является конкурс на здание Дворца пионеров в городе Минске. Предложенное тридцатилетними В. Черноземовым и В. Белянкиным образное решение Дворца пионеров – стеклянные кораблики на берегу Комсомольского озера – на много десятилетий опередило свое время. Будь оно осуществлено, то на равных с Сиднейской оперой вошло бы в анналы лучших произведений мировой архитектуры. Увы, этого не произошло: плачевное состояние стройиндустрии, эстетические приоритеты власть предержащих и неспособность маститых пережить триумф своих молодых коллег привели к тому, что этими же авторами было запроектировано и построено совсем другое здание.
Значительным событием в архитектурной жизни было проведение в Минске в середине 1970х открытого Всесоюзного конкурса на здание Белорусского академического театра им. Я. Купалы. В нем участвовало 76 проектов, и впервые громко прозвучали известные ныне имена. Одной из главных задач конкурса было завершение архитектурного ансамбля Центральной площади белорусской столицы и размещение на ней универсального зала многоцелевого назначения на 4000 мест (будущего Дворца Республики). Что касается непосредственно здания театра, то по набору и площадям помещений это был не драматический, а гигантский театр массового действа, своими размерами не уступающий шедевру Лангбарда.
Оптимальное решение функциональнопространственной структуры, объемнопланировочной концепции и художественного образа здания потребовало изучения всех новомодных идей, отголоски которых доходили до нас с опозданием в несколько лет на страницах архитектурных журналов стран “социалистического лагеря”. В 1971 году в Югославии состоялся крупнейший международный конкурс на здание Белградской оперы, в котором победителем был признан авангардистский датский проект (архит. Г. Далл и Т. Линдхардстен). Он буквально взорвал стереотипное представление об образе театра, и первыми отреагировали на это югославы. Уже на следующий год архитекторы И. Щраус и Х. Мухасилович представили на конкурс здание Национальной оперы в Софии – потрясающее по своей образности произведение, вместившее в себя бесконечное множество смелых градостроительных, технологических и композиционных идей, ставших примером для подражания. Неудивительно, что уже в 1975 году в лучших конкурсных вариантах театра Я. Купалы активно присутствовали мотивы легендарной Софийской оперы.
Четверть века спустя, посетив столицу Болгарии, я с горечью увидел не уникальный оперный театр, а заурядный киноконцертный комплекс имени Лилии Живковой. Идеи же Софийского оперного театра породили множество прекрасных проектов, “ремейков”, большинству из которых, так же как и их первоисточнику, так и не удалось реализоваться. Но эти идеи наполнили смысломсветом существование многих белорусских архитекторов, помогая им выжить на историческом сломе тысячелетий.