Вы здесь

Были первыми, или Два юбилея в одном

От автора

Архитектура столицы формируется в последние годы активными градостроительными мазками. Общество эмоционально реагирует на новые комплексы, олицетворяющие эпоху и уровень развития государства.

Время стремится себя зафиксировать, накладывая эти мазки на древний 940летний холст, сохраняя для будущего отдельные оставшиеся в живых фрагменты прошлого. При этом нередко единственным критерием их ценности является почтенный возраст.

Я с непростительным опозданием предпринимаю попытку привлечь внимание небезразличных граждан, профессионалов и непрофессионалов к творению белорусских зодчих середины ХХ века и созданной ими архитектурносоциальной среде одного из незаметных уголков центра города. Уголок этот не только по своим возрастным критериям, определенным ЮНЕСКО, имеет сегодня право претендовать на историческое уважение, но и по ряду определенных характеристик достоин внимания современников и потомков.

Не желая навязывать свое мнение, я попытался по возможности нейтрально изложить канву рассуждений, сопровождая ее цитатами из высказываний профессионалов и авторитетных людей. Эти цитаты, как и иллюстрации, читатель сам может располагать в любом порядке, по принципу лоскутного одеяла или пэчворка, не привязываясь к тому, как это выглядит на страницах журнала.

***

 

Итак, 2007 год. Столица отмечает юбилей – Минску 940 лет. В бурном течении эпох город пережил достаточно войн и вандалов, вследствие чего в наследство ныне живущим досталась лишь малая толика объектов материальной среды ушедших веков.

То же время. В центре мегаполиса есть скромный архитектурный ансамбль, который вместе с юбилеем города имеет основание отметить и свой, 60летний юбилей.

Обратимся к некоторым этапам истории архитектуры и строительства Минска первых послевоенных лет прошлого, ХХ столетия.

Разрушенный и обезлюдевший город наполняется жизнью, восстанавливается промышленность, разбираются руины, идет приток населения, и одной из острейших проблем становится жилищная. Зодчие республики совместно с лучшими архитекторами Москвы и Ленинграда, участвуя в ее разрешении, работают одновременно и над формированием представительского облика столицы, достойного народапобедителя.

Сегодня это уникальный архитектурный ансамбль проспекта Независимости, достоинства которого, несмотря на отдельные мнения отдельных нигилистов от нашей профессии, признаны минчанами и, как принято говорить, гостями столицы, оценены на мировом уровне – он ожидает компетентных экспертов ЮНЕСКО.

В то же время строилось жилье, архитектура которого не претендовала на высокое эмоциональное воздействие, но способствовала ускорению и удешевлению процесса. В наше динамичное, компьютеризированное и окрашенное коммерцией время оно представляет собой образец гуманного отношения к городскому жителю благодаря уютной сомасштабной человеку среде обитания.

В этой связи и используя юбилейную ситуацию, следует отдать должное двум кварталам и авторам проекта малоэтажной застройки, формирующей единую пространственную жилую структуру между улицами Куйбышева, Коммунистической, Богдановича и Киселева.

***

 

Два жилых квартала двухэтажной застройки находятся на территории центральной части Минска и представляют собой пример эталонного синтеза архитектуры квартальной застройки, свободной планировки и типового домостроения.

В конце 40х – начале 50х годов истекшего столетия на всей территории большой страны превалировала доктрина периметральной застройки городских кварталов многосекционными домами. В нашей ситуации имеет место новаторский для градостроительной практики того времени подход, характерной особенностью которого стало формирование городских кварталов малоэтажными типовыми домами по принципу свободной планировки.

Этот принцип спустя десятилетие был взят на вооружение градостроителями нашей страны, но (нет пророка в своем отечестве) на основе работ архитекторов Западной Европы, творчество которых явилось предметом изучения и подражания для последующего применения в отечественной практике городского строительства в 1960е годы. Однако тогда это стало базироваться на применении выхолощенной архитектуры известных типовых пятиэтажек при гипертрофированных масштабах территорий, что привело к социально­психологическому отторжению потребителей этих проектов в лице населения от несомасштабной среды. Данная фраза ни в коей степени не свидетельствует о критическом отношении автора этих строк к значительной социальной роли первых поколений домов массового домостроения, а лишь расставляет приоритеты. Автор в свое время сам принял эстафету архитектуры массового индустриального жилищного строительства от старших коллег.

Привычно обращаясь к западному опыту городского малоэтажного жилищного строительства, нередко проходим мимо достойных внимания примеров отечественного, а в представленном примере и национального, зодчества. Примечательно, что иллюстрации образцов подобной застройки в городах бывшего СССР Магнитогорске и Ангарске включены в учебник для студентов “История архитектуры. Архитектура гражданских и промышленных зданий” (Москва, 1962). Однако завершение строительства приведенных в книге жилых групп осуществлено лишь в 1953 г., в то время как в нашей столице застройка кварталов малоэтажного жилого массива, которому посвящен этот материал, выполнена еще в 1945–1947 гг.

***

 

Застройка кварталов по обеим сторонам улицы Чичерина характеризуется индивидуальностью цельного образа единого жилого образования на основе применения трех типовых проектов малоэтажных жилых домов. Обратим внимание: повторное применение! – и проведем параллель с актуальной установкой, сформированной в известном директивном документе последнего времени.

Объективно по истечении 60 лет произошел существенный материальный износ конструкций домов, а их планировка морально устарела, в результате чего в комфортной по структуре и масштабу внешней среде кварталов оказались малокомфортабельные квартиры, нуждающиеся в существенной модернизации. Часть элементов домов в большой степени исчерпала свой ресурс и нуждается в повышении уровня капитальности.

Ряд помещений квартир со стороны магистралей с интенсивным движением транспорта ориентирован в зоны шумового дискомфорта. Благоустройство территории также нуждается в реконструкции.

И все же, несмотря на эпизодически инициируемые предложения, архитектура застройки кварталов и каждого типового дома сохранена до сегодняшнего дня, сохранены концепция и творческий стиль авторского коллектива.

***

 

Высокая стоимость работ по реконструкции застройки при оценке экономических факторов приводит к идее сноса строений и строительства новых многоэтажных жилых либо многофункциональных структур коммерческого содержания на освободившейся территории. Вместе с тем:

существующие кварталы являются комплексным примером архитектуры массовой жилой застройки первых послевоенных лет в г. Минске, которую целесообразно сохранить для нынешнего и последующего поколений. Подобных примеров в нашей стране нет;

авторы проекта – архитекторы нашей республики;

сложившаяся жилая среда является примером ее сомасштабности человеку;

застройка кварталов органически включилась в окружающую застройку.

А если реконструкция окажется дороже нового строительства? На память приходят примеры “новоделов” прежних эпох, которых в Минске уже достаточно, начиная с Троицкого предместья…

В 1998 г. студенты архитектурного факультета БНТУ (в то время БГПА) Ф. Журавлев и Е. Лыщенко за дипломный проект “Реконструкция кварталов малоэтажной застройки в г. Минске” и руководитель их дипломного проекта Р. Белогорцев были удостоены премии имени В.А. Короля Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Основой проекта послужила сохраняемая застройка кварталов по улицам Куйбышева, Коммунистическая, Богдановича и Киселева.

Этот же проект отмечен на международном и республиканских смотрах дипломных работ.

С. Сергачев: “Наряду с известными архитектурными ансамблями в столице республики и областных центрах есть и более скромные, но не менее ценные здания и комплексы, пока еще не включенные в официальные списки историкокультурного наследия. К ним по праву можно отнести и жилые кварталы первых типовых домов (первые послевоенные годы) в районе оперного театра в г. Минске, известные в творческой среде ветеранов архитектуры как “Осмоловичи”, по имени архитектора Михаила Осмоловского, давшего им путевку в жизнь. Архитектура этих кварталов, как удачная, справедливо рассматривается в ряде изданий по формированию городской застройки Беларуси.

К сожалению, материалы, из которых построены дома, не отличаются долговечностью, конструкции постепенно ветшают. Поэтому эти кварталы не отмечены особым вниманием хозяйствующих наследников, однако они того заслуживают хотя бы по следующим причинам:

– масштаб застройки глубоко гуманен и комфортен;

– дома являются представителями первых послевоенных типовых проектов;

– архитектурный облик домов скромен, но примечателен и не вызывает чувства отчуждения, как это произошло с типовыми домами последующих этапов массового жилищного строительства;

– дома формируют среду и органично входят в нее.

Полагаю, что в нынешней ситуации объектом заботы общества охраны должны стать именно эти достоинства проекта наших коллег, т.е. не материал стен и других конструкций, не решения интерьеров, а совокупность архитектурных качеств, которые следует воссоздать даже при возможном демонтаже этих домов ввиду ветхости конструкций.

Застройка кварталов по улицам Богдановича – Киселева – Куйбышева – Коммунистическая могла бы претендовать на получение статуса историкокультурного наследия в связи с ее возможной утратой в ближайшее время, если не принять своевременных мер по ее сохранению”.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...