Вы здесь

Материализация иллюзии (романтизм)

Cicho wszędze, glucho wszędze,

Co to będze?  Co to będze?..

илл.35                                                                                                                                        Adam Mickiewicz

После Первой мировой войны и революционных потрясений начала ХХ в. в Европе наступил короткий период внешнего спокойствия. В свои владения в Мире, оказавшиеся в тот период на территории Речи Посполитой, вернулся наследник старого князя – Михаил Николаевич Святополк-Мирский, служивший до этого в посольстве России в Лондоне. Он принял решение восстанавливать не сгоревший в 1914 г. новый дворец, а старый замок (илл. 35). Не исключено, что на это повлияли белорусские корни и то обстоятельство, что его дед Иван Богумил (Ян Теофил) был в начале ХІХ в. одним из лидеров национально-освободительного движения ("Gloria mundi" не проходит бесследно). 

илл.36                                                                                                                                                илл.37

Объективно к подобным действиям не было ни одной предпосылки. При внешнем спокойствии период нарастания противоречий и военного противостояния был очень тревожным. К тому же у Михаила Николаевича не было прямых наследников, как не было и достаточных свободных средств (для их получения вблизи замка на месте прежнего бровара был построен спиртзавод).

Но романтизм – на то и романтизм, чтобы поступать вопреки обстоятельствам.

Ремонтные работы начались в 20-е годы прошлого века (илл. 36). Ими руководили консерватор Теодор Бурше, инженер Феликс Блёх и местный мастер Ян Пушкарский. Сравнение проектных материалов с их реализацией показывает, что исполнители разве что вдохновлялись разработанными чертежами. Осуществление авторских замыслов было далеким от буквального. Окончательный результат – скорее отражение их переосмысления Яном Пушкарским.

Само проектное решение можно считать первой попыткой приближения к научной реставрации. Большое внимание придавалось вопросам приспособления памятника в соответствии с требованиями и вкусами того времени (илл. 37).

илл.39                                  илл.38

Возвращение замка к жизни потребовало его инженерного обеспечения. Их решение представляло собой невероятное сочетание вариантов. Наряду с такими техническими достижениями, как электрическое освещение (в Мире к тому времени существовала частная электростанция) и водопровод с водогрейным оборудованием (илл. 38), в юго-западной и юго-восточной башнях создавались туалеты по образцу и принципу действия ренессансных (илл. 39).

илл.40

 

В целом восстановление замка шло по романтичному направлению, сориентированному на абстрактный историзм. В некоторые интерьеры были привнесены элементы сецессии (илл. 40). Вместе с тем уцелевшие фрагменты и руины замка впервые рассматривались как культурная ценность.

Восстановительные работы продолжались до смерти М.Н. Святопок-Мирского в 1938 г. Были восстановлены часть восточного дворцового корпуса, юго-восточная и юго-западная башни. Работы проводились и в иных местах.

 

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...