Cicho wszędze, glucho wszędze,
Co to będze? Co to będze?..
илл.35 Adam Mickiewicz
После Первой мировой войны и революционных потрясений начала ХХ в. в Европе наступил короткий период внешнего спокойствия. В свои владения в Мире, оказавшиеся в тот период на территории Речи Посполитой, вернулся наследник старого князя – Михаил Николаевич Святополк-Мирский, служивший до этого в посольстве России в Лондоне. Он принял решение восстанавливать не сгоревший в 1914 г. новый дворец, а старый замок (илл. 35). Не исключено, что на это повлияли белорусские корни и то обстоятельство, что его дед Иван Богумил (Ян Теофил) был в начале ХІХ в. одним из лидеров национально-освободительного движения ("Gloria mundi" не проходит бесследно).
илл.36 илл.37
Объективно к подобным действиям не было ни одной предпосылки. При внешнем спокойствии период нарастания противоречий и военного противостояния был очень тревожным. К тому же у Михаила Николаевича не было прямых наследников, как не было и достаточных свободных средств (для их получения вблизи замка на месте прежнего бровара был построен спиртзавод).
Но романтизм – на то и романтизм, чтобы поступать вопреки обстоятельствам.
Ремонтные работы начались в 20-е годы прошлого века (илл. 36). Ими руководили консерватор Теодор Бурше, инженер Феликс Блёх и местный мастер Ян Пушкарский. Сравнение проектных материалов с их реализацией показывает, что исполнители разве что вдохновлялись разработанными чертежами. Осуществление авторских замыслов было далеким от буквального. Окончательный результат – скорее отражение их переосмысления Яном Пушкарским.
Само проектное решение можно считать первой попыткой приближения к научной реставрации. Большое внимание придавалось вопросам приспособления памятника в соответствии с требованиями и вкусами того времени (илл. 37).
илл.39 илл.38
Возвращение замка к жизни потребовало его инженерного обеспечения. Их решение представляло собой невероятное сочетание вариантов. Наряду с такими техническими достижениями, как электрическое освещение (в Мире к тому времени существовала частная электростанция) и водопровод с водогрейным оборудованием (илл. 38), в юго-западной и юго-восточной башнях создавались туалеты по образцу и принципу действия ренессансных (илл. 39).
илл.40
В целом восстановление замка шло по романтичному направлению, сориентированному на абстрактный историзм. В некоторые интерьеры были привнесены элементы сецессии (илл. 40). Вместе с тем уцелевшие фрагменты и руины замка впервые рассматривались как культурная ценность.
Восстановительные работы продолжались до смерти М.Н. Святопок-Мирского в 1938 г. Были восстановлены часть восточного дворцового корпуса, юго-восточная и юго-западная башни. Работы проводились и в иных местах.