Ризе Анна Николаевна, социолог, искусствовед. Фридрих-Александр университет, Эрланген- Нюрнберг, ФРГ
Санникова Ольга Федоровна, кандидат архитектуры, доцент БНТУ, кафедра «Архитектура производственных объектов и архитектурные конструкции»
Каждый тип здания – архитектурный ответ на запрос общества, нуждающегося в материальной среде для организации социальных процессов. Детский сад не исключение, а скорее, объект, в архитектуре которого наиболее ярко отражаются тенденции общественного развития. Типологическая эволюция детского сада демонстрирует это изменением спектра возводимых зданий и по вместимости, и по назначению, и по планировочной организации. То же относится и к облику детских садов, трактуемому в зависимости от господствующих в социуме архитектурно-стилистических предпочтений.
Эта тесная взаимосвязь десятилетиями определяла различия, которые характеризовали детские сады в социалистических и капиталистических странах. Сегодня, когда набирают силу процессы глобализации, смягчаются социально-политические и экономические грани, возникает все большая общность в подходах к проектированию зданий для детей. В ее основе – видение детского сада не только, как места безопасного пребывания ребенка, но как образовательного, развивающего учреждения, в числе первоочередных задач которого – личностное формирование, воспитание, социализация детей. С другой стороны, все большую актуальность приобретают вопросы экономии материальных и энергетических ресурсов, перехода к проектированию и строительству энергоэффективных объектов, в том числе зданий для детей. В этих условиях обретают новое звучание казалось бы привычные принципы организации архитектурной среды дошкольных учреждений: функциональное зонирование, гибкость планировки, многофункциональность пространств.
Современные тенденции проектирования дошкольных учреждений прослеживаются в ряде зданий, возведенных в последнее десятилетие в Западной Европе. Одно из них – детский сад в Амштеттен-Эгерсдорф, ФРГ, построенный в 2008г. по проекту архитектора Г.Райнберга [1,2]. Здание проектировалось в рамках городской программы повышения энергоэффективности застройки; выбору решения предшествовал архитектурный конкурс, на который было представлено 8 проектов. Критериями оценки служили экологичность и возможность создания комфортного микроклимата здания при обеспечении рациональности планировки объема.
Комплексность подхода к реализации проектного задания проявилась, начиная с вопросов градостроительного размещения детского сада (рисунок 1). Вынос в зеленую зону, наличие свободной от застройки территории позволили обеспечить ориентацию объекта с учетом его оптимальной инсоляции и аэрации. Простой по очертаниям объем был функционально зонирован с линейной компоновкой групповых помещений, обращенных на юго-восток, хорошо освещенных с утра и до послеобеденного времени, чем обеспечивалась «пассивная» составляющая концепции энергоэффективности. Зона входа и вспомогательные помещения образовали другую планировочную панель, ориентированную на неблагоприятную сторону горизонта (рисунок 2).
На основной продольной планировочной оси был сформирован центральный многофункциональный холл, связывающий все помещения детского сада и завершающийся общими игровыми помещениями. Создание внутреннего многофункционального пространства увеличило ширину объема, снизив тем самым его удельные теплопотери, и в то же время повысило эксплуатационные качества здания, создав условия для межгруппового общения детей (рисунок 3). Освещение обеспечено боковым и верхним светом. Кроме того, весь объем центральной зоны задействован в системе «активного» энергосбережения, основанной на накоплении тепла и его последующей отдаче в соответствии с потребностью регулирования микроклимата в помещениях (рисунок 4).
Связь внутренней среды здания с окружением обеспечена за счет оборудования двух игровых террас, выход на которые возможен из залов и групповых помещений. Для строительства использованы экологичные материалы; конструктивные элементы совмещены с техническими, как, например, козырек над входом, являющийся одновременно панелью солнечного коллектора (рисунок 5).
По проекту архитектора Г.Райнберга и архитектурного бюро «ReinbergZTGesmbH» в 2009г. построено и энергоэффективное здание детского сада в Дойч-Ваграме, Австрия (рисунок 6) [3]. В нем применены те же принципиальные архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, что и в Амштеттен-Эгерсдорфе. С северной стороны, ориентированной на улицу, расположены служебные помещения, парковка, хозплощадка. Групповые обращены на юг. Объединяющий их центральный холл завершается залом для подвижных игр. Все пространства связаны не только функционально, но и визуально (рисунок 7). Энергосберегающие мероприятия предусматривают «пассивное» и «активное» использование солнечной энергии.
Еще одним показательным объектом является кооперированное здание детского сада на 125 мест и начальной школы на 400 учащихся во Франкфурте-Ридберге, ФРГ, запроектированное архитектурным бюро «Architekten 4a GmbH» при участии специалистов многих отраслей знаний и научном сопровождении институтом «Passivhaus Institut» [4,5]. Эксперимент заключался в комплексном решении вопросов энергосбережения и архитектурно-планировочного формирования здания. Постановление о строительстве детского сада-школы по новым стандартам было принято в 2003г, а в 2005-2006 гг. в уже функционирующем здании проводились обследования, подтвердившие эффективность предложенных технических мероприятий. Благодаря использованными системам вентиляции и отопления, рекуперации тепла, контролю показателей содержания в воздухе СО2, высоким теплотехническим характеристикам ограждающих конструкций, была достигнута стабильная комфортность микроклимата помещений как в холодное, так и в теплое время года.
Трехэтажное здание находится в районе-новостройке, на участке с перепадом высот в 11м (рисунки 8,9). С учетом местной ситуации, была принята П-образная конфигурация плана. Детский сад разместился в южном крыле здания, школа – в западном и северном крыльях, с ориентацией окон классов на восток и юг. Детский сад и школа формируют вместе полузамкнутый инсолируемый и защищенный от ветра игровой двор (рисунок 10). В восточной части, на понижении рельефа, расположен спортивный зал размером 44х22м, позволяющий проводить разнообразные физкультурно-спортивные мероприятия.
Выигрышность архитектурного решения заключается в возможности использования школой и садом общих помещений (холлов, залов, столовой), не дублируя их в каждом из учреждений. Кроме экономического эффекта, это положительно сказывается на социализации детей, способствует их совместной деятельности, реализации социально-педагогических программ. Планировочные связи функциональных блоков обеспечены системой коридоров и холлов, в том числе двухсветных, создающих разнообразие коммуникационных пространств (рисунок 11). Характер архитектуры здания определился не только его компоновкой, но и активным включением элементов инженерно-технических устройств в структуру композиции (рисунок 12).
Приведенные примеры детских садов получили одобрение и специалистов, и общественности. Предполагается, что практика энергоэффективного строительства будет расширяться, а значит, станут привычными планировочные приемы создания центральных многофункциональных пространств, свободной компоновки объемов, ориентированной на оптимизацию естественного освещения помещений, конструктивные решения, облегчающие монтаж и эксплуатацию технических систем. Все это изменит сложившиеся типологические черты детского сада и, возможно, сделает его архитектуру более выразительной.
Использованные источники:
- Aktiv - Passiv. Neubau Kindergarten Amstetten-Eggersdorf. // Intelliпgente Architektur / AIT Spezial ISSN: 0949-2356, Nr.65, 2008. – Seite 30-35.
- Eröffnung klima: aktiv Kindergarten in Eggersdorf. [Электрон.ресурс]. - Режим доступа:]]>]]>]]>http://www.mostropolis.at/de/newsdetail_Amstetten_Eroeffnung_klimaaktiv_Kindergarten__121_4905.html]]>
- Deutsch-Wagram, 4-gruppiger Kindergarten als Klima: Aktiv haus. [Электрон.ресурс]. - Режим доступа:]]>http://www.reinberg.net/architektur/215]]>
- Auf dem Prüfstand. Passivhausschule in Frankfurt-Riedberg. Planende Institution: 4a Architekten GmbH (Architekt). //Intelligente Architektur / AIT Spezial. ISSN: 0949-2356. Nr.65, 2008. – Seite 64-68.
- Passivhausschule Frankfurt Riedberg. Messtechnische Untersuchung und Analyse. / Dr. Wolfgang Feist. Рassiv Haus Institut. / Auftraggeber Hochbauamt der Stadt Frankfurt a.M. / Mit Fördermitteln der Deutschen Bundesstiftung Umwelt. – Stadt Frankfurt a.M., 2007. – 189 S.
Перечень иллюстраций:
Детский сад в Амштеттен-Эгерсдорф (Amstetten-Eggersdorf), ФРГ
Рисунок 1. Градостроительное размещение детского сада
Рисунок 2. Функционально-планировочная организация детского сада
Рисунок 3. Интерьеры многофункционального и группового пространств
Рисунок 4. Энергетическая концепция здания
Рисунок 5. Совмещение конструктивных и технических элементов здания
Детский сад в Дойч-Ваграме (Deutsch-Wagram), Австрия
Рисунок 6. Общий вид детского сада
Рисунок 7. Интерьеры детского сада
Детский сад во Франкфурте-Ридберге (Frankfurt Riedberg), ФРГ
Рисунок 8. Градостроительное размещение детского сада
Рисунок 9. Общий вид здания
Рисунок 10. План, разрез и фрагмент внутреннего двора детского сада-школы
Рисунок 11. Коммуникационные пространства детского сада-школы
Рисунок 12. Конструктивно-технические элементы здания