Подлинный синтез искусств, сочетание двух или нескольких видов искусства, взаимосвязь всех их частей в новом, гармоническом единстве и в стилевом обобщении достигается в тех случаях, когда различные виды искусств объединены общностью идейного и стилистического замысла и составляют органическое целое. Такого результата можно добиться во взаимодействии монументальной скульптуры с городским ансамблем, декоративной скульптуры с архитектурой. Именно таким синтезом обусловливается художественная выразительность уникального ансамбля города Минска – проспекта Независимости.
Остановимся кратко на его истории. Проспект Независимости ранее был центральной улицей, расположенной на магистрали Москва – Варшава. Она поменяла 14 названий, несколько раз вырастала в длину и ширину, в конце концов превратилась в один из последних неоклассических ансамблей в мировой архитектуре, став одной из самых длинных улиц в Европе. Поэтому она уже давно претендент на включение ее в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Еще 200 лет назад широкий проспект был узенькой улочкой маленького губернского города. Эту улицу и проспект Независимости разделяют 14 названий: Захарьевская – основана в 1801 г. губернатором Захарием Корнеевым; Новый Город – во время французской оккупации 1812 г.; снова Захарьевская – в последующем столетии; Гауптштрассе – во время германской оккупации в 1918 г.; Советская – в 1919 г. после провозглашения ССРБ; Адама Мицкевича – годом позже, во время польской оккупации; снова Советская – после восстановления в 1920 г. советской власти; опять Гауптштрассе, затем улица 25 марта (это название принято по предложению Белорусской национальной рады в память о дне провозглашения независимости Белоруссии 25 марта 1918 г.) – во время Второй мировой войны; снова Советская – после освобождения Беларуси в 1944 г.; проспект им. И.В. Сталина – с 1952 по 1961 г.; Ленинский проспект – до 1991 г.; проспект Франциска Скорины – с 1991 г.; проспект Независимости – с 7 мая 2005 г. и до настоящего времени.
На рубеже ХIХ–ХХ вв. в городе складывается сложная пространственная структура общественного центра, которая включает в себя Соборную площадь, улицу Губернаторскую и часть Захарьевской улицы. При этом главным административным и деловым центром является район Соборной площади, а улицей – Захарьевская (1801–1919).
По генеральному плану 1930-х гг. новый общественный центр формировался вокруг площади В.И. Ленина. Ее рождение связано с именем талантливого архитектора Иосифа Григорьевича Лангбарда (1882–1951). Создав в 1930–1934 гг. ансамбль Дома правительства, он спроектировал и площадь перед ним, предназначенную для проведения демонстраций и военных парадов. Архитектор говорил, что здания общественно-политического значения должны увековечивать эпоху, создавать лицо города. «Силуэт города – это первый привет для приезжающего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующие на человека момента фиксируются в его памяти доминантами города» [3].
«И.Г. Лангбард предпринял попытку комплексного решения не только интерьеров Дома правительства, но и всей прилегающей площади, включая памятник В.И. Ленину. В этом определенную роль сыграл его опыт в оформлении Петрограда к годовщине Великого Октября, когда приходилось выполнять праздничное убранство города вместе с художниками и скульпторами. Вскоре была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которая учитывала пожелания не только специалистов-художников, скульпторов, но и общественности» [3].
Конкурсные материалы были выставлены для широкого просмотра и обсуждения в зале республиканского дома политического просвещения. Необходимый высокий художественный уровень будущего монумента требовал от скульпторов и архитекторов неординарного решения образа В.И. Ленина и организации всей архитектурно-пространственной среды. 4 апреля 1929 г. специальной комиссией ЦИК БССР были приняты условия Всесоюзного конкурса на лучший проект. Победили архитектор И.Г. Лангбард и скульптор М.Г. Манизер. Их совместная работа была удостоена первой премии и рекомендована для осуществления. Правительственная «комиссия одобрила проект памятника скульптора М.Г. Манизера и архитектора И.Г. Лангбарда «Ленин на трибуне», а также предложила внести следующие поправки: больше динамики в саму фигуру В.И. Ленина (особенно то, как сложены руки), переделать цоколь, на постаменте разместить горельефные композиции на темы Великой Октябрьской революции, гражданской войны, социалистического строительства в стране, а также слева и справа от постамента соорудить трибуны».
М.Г. Манизеру средствами пластики удалось создать один из лучших монументов в советском искусстве. Его композиция словно повторяет выступление Владимира Ильича 5 мая 1920 г. в Москве во время проводов частей Красной армии на Западный фронт.
За уникальность, оригинальность художественного решения памятника, высокое мастерство по включению его в городскую среду в 1933 г. Совет Народных Комиссаров БССР присвоил И.Г. Лангбарду и М.Г. Манизеру звания «Заслуженный деятель искусств и архитектуры БССР». 7 ноября 1933 г. состоялось торжественное открытие этого ансамбля [3].
В итоге смысловым и композиционным центром ансамбля стал памятник Ленину – бронзовая фигура выступающего перед народом вождя, установленный на постаменте, по сторонам которого выполнены горельефы: «Октябрьская революция», «Защита Родины», «Индустриализация страны», «Коллективизация сельского хозяйства». Автору удалось достичь органичной связи скульптуры с функциональной архитектурой И.Г. Лангбарда. В результате чего памятник не теряется на фоне здания, он является неотъемлемой частью ансамбля и придает торжественность всей площади. Бронзовая фигура точно соотнесена с постаментом и размещенными горельефными композициями, которые дополняют образно-пластическое решение.
В первые дни фашистской оккупации города памятник был сброшен, распилен на части и вывезен в Германию для переплавки.
После освобождения Минска правительство БССР приняло решение о его восстановлении. Монумент удалось быстро воссоздать, благодаря модели, сохранившейся в мастерской Матвея Генриховича Манизера. В апреле 1945 г. он был заново отлит на ленинградском заводе «Монументскульптура», а к празднованию 1 Мая 1945 г. установлен на прежнем месте, и здесь снова проводились демонстрации и праздники.
В 1964 г. по проекту архитектора В. Аникина (инж. И. Шпит и Р. Образцова) началось благоустройство самой площади. Тогда она получила прямоугольные очертания и заняла 7 га, став одной из самых больших в Европе.
Сейчас единый архитектурный ансамбль площади, кроме зданий дореволюционной постройки и Дома правительства, включает созвучный ему по стилистике главный корпус Белорусского государственного университета (архит. М. Бакланов, А. Духан, инж. Н. Мороз, 1962), здание Минского городского совета (архит. С. Мусинский, Г. Сысоев, 1964), увенчанный башней инженерный корпус Минского метрополитена (архит. Ю. Григорьев, Д. Кудрявцев, 1984) и здание Белорусского государственного педагогического университета (новый главный фасад – архит. Г. Заборский, В. Никитин, И. Марченко, инж. Г. Басинкевич, 1990).
Существенными недостатками площади Независимости к концу прошлого века явились нерешенность на современном уровне транспортного движения, а также функциональная неполноценность площади в вечернее время. Поэтому в начале ХХI в. был проведен конкурс на ее архитектурно-планировочное решение, согласно которому движение на площади предусматривалось только по направлению проспект Независимости – путепровод. Остальное пространство преобразовалось в пешеходное с возможностью включения в него монументально-декоративной скульптуры. В 2007 г. у здания Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома была установлена скульптура, посвященная зодчим Минска всех времен, вложившим душу и талант в создание архитектурного облика города. Она так и называется – «Зодчий» (автор Владимир Жбанов).
А в сентябре 2000 г. в десятке метров от Красного костела был установлен колокол Нагасаки – напоминание о жертвах ядерных катастроф. Он представляет точную копию колокола «Ангел», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 г. В основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, японских городов Хиросима и Нагасаки и районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. По инициативе католической церкви Японии «двойник» «Ангела» был отлит в дар белорусскому народу мастерами колокольного литья и установлен на площади Независимости. На открытии мемориала 24 сентября 2000 г. настоятель Нагасакского храма Ураками Сиети Мимура сказал: «Пусть этот памятник символизирует нашу солидарность с Беларусью и то, что наши народы связывают не только экономические и культурные, но и духовные связи».
Во время Великой Отечественной войны значительному разрушению подвергся центр города. В 1944–1945 гг. состоялся первый Всесоюзный закрытый конкурс на планировку и застройку центрального ансамбля Минска, на основе материалов которого и последующих проработок был составлен проект застройки центра (архит. Г. Баданов, В. Король, М. Осмоловский, М. Парусников). Общегородской центр включал отрезок центральной улицы города – Советской от площади В.И. Ленина до Круглой (с 1954 г. – площадь Победы). Улица задумывалась как парадная. Ширина ее – 48 м, проезжая часть – 24 м, соответственно тротуарная – по 12 м с каждой стороны. Высота домов – 21–23 м. Сами дома состояли из 4–5 этажей, что создавало пропорциональность улицы на всем ее протяжении.
Вымеряя масштабы будущего проспекта, архитекторы ориентировались только на лучшие образцы – Невский проспект, улицу Горького и на Крещатик. В итоге первую очередь застройки Советской улицы часто сравнивают с Невским проспектом. Высокие композиционные качества застройки улицы Советской были достигнуты контрастным, ритмичным чередованием застроенных отрезков проспекта с площадями и другими открытыми пространствами, активным включением в ансамбль преобразованного ландшафта с монументально-декоративной скульптурой, завершением продольных и поперечных перспектив, архитектурными и скульптурными доминантами, удачным соотношением высоты застройки и ширины улицы, высотой зданий и их протяженностью.
Длина административных и жилых зданий на главной столичной магистрали должна была составлять 100–120 м при высоте 21–23 м. Между домами задумывались арки – как связующие элементы. В замыслах архитекторов были фонтаны, малые формы, что должно было придавать улице колорит и парадность. Все продумывалось до мелочей – от фонарей до урн. Фонари словно опоясывают проспект: на их базах хорошо читается орнамент средника знаменитых слуцких поясов XVIII в. До сих пор вдоль проспекта сохранились малые архитектурные и скульптурные формы 1950-х годов – чугунные ограды, балюстрады, скамьи, урны, осветительные мачты, великолепные цветники. Классические греческо-римские вазы, как ничто другое, передают атмосферу того времени и, несомненно, являются одним из брендов проспекта Независимости.
Художественное единство застройки центральной части проспекта обеспечивается и тем, что большинство жилых домов выполнено по типовым проектам, разработанным архитектором С. Кавыковым в московском институте «Горстройпроект». Однако стилистический характер этой части проспекта определило монументальное административное здание Комитета государственной безопасности Беларуси (дом № 17, архит. М. Парусников и Г. Баданов, 1945–1947). Оно было органично соединено с административным зданием в неоклассическом стиле дореволюционной постройки (дом № 15, архитектор Г. Гай, 1915). Сейчас здесь размещается Министерство внутренних дел Беларуси.
Напротив этих зданий располагается сквер, в котором установлен бюст Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому (1877–1926) (скульпт. З. Азгур, архит. В. Волчек) – «отцу-основателю» советской милиции и органов государственной безопасности.
С конкурсами на масштабные проекты для центральной площади Минска было куда сложнее, чем с самой улицей. Октябрьская площадь (до 1984 г. –- Центральная) была столь ответственным объектом, что из множества проектов ни одному не смогли отдать предпочтение, хотя в конкурсах принимали участие лучшие архитекторы СССР. Ее ансамбль создавался по проекту архитекторов Г. Баданова, В. Короля, Л. Мацкевича, М. Осмоловского и М. Парусникова. Наиболее заметным строением здесь стал Дворец культуры профсоюзов, возведенный в 1949–1954 гг. (архит. В. Ершов). Это здание, построенное в духе классицизма и богато декорированное скульптурами, выполненными А. Глебовым, В. Поповым и С. Селихановым, обращено своим главным фасадом к площади. В нем разместилось два зала – колонный и театральный, чья сцена оборудована по примеру Большого академического театра в Москве. Стены обоих залов богато украшены лепниной.
В ансамбль площади был удачно вписан Окружной Дом офицеров (до 1946 г. – Дом Красной армии), построенный в 1934–1939 гг. по проекту И.Г. Лангбарда. Это было уникальное здание для довоенного Минска: четыре надземных и четыре подземных этажа, 100 комнат и залов, общей площадью, равной трем футбольным полям, лучшая по оснащению сцена в республике, первый крытый плавательный бассейн, соответствующий европейским стандартам того времени.
В 1952 г. у Окружного Дома офицеров в честь подвига советских танкистов, первыми ворвавшихся в Минск, был установлен танк (легендарный Т-34). На башне танка – пятиконечная звезда и номер Л-145. На постаменте надпись: «Доблестным воинам 4-й гвардейской Минской Краснознаменной ордена Суворова II степени танковой бригаде 2-го гвардейского Тацинского Краснознаменного ордена Суворова II степени танкового корпуса, вступившим первыми в Минск 3 июля 1944 года при освобождении его от немецко-фашистских захватчиков».
Планировалась, что площадь станет парадной, но долгое время она оставалась вакантной. Лишь монумент И.В. Сталину в 1952 г. нарушил ее пустоту. Памятник создавал авторский коллектив скульпторов – З.И. Азгур, А.О. Бембель, А.К. Глебов и С.И. Селиханов. Фигура «вождя и отца всех народов» возносилась на высоту около 10 м (вместе с постаментом).
Модель памятника была вылеплена из глины и установлена в цехе одного из машиностроительных предприятий Минска. Она была закреплена на вращающемся основании, а скульпторы, чтобы оценить внесенные изменения в общий силуэт или положение рук, отъезжали от нее на десятки метров на железнодорожной платформе, ходившей по заводской узкоколейке. Торжественное открытие памятника произошло 21 сентября 1952 г. (в день открытия очередного ХХ съезда КП (б) Б) при огромном стечении народа. Через пять месяцев вождя не стало, и новый памятник был затянут траурным крепом.
Через несколько лет после развенчания культа личности И.В. Сталина за одну ночь 3 ноября 1961 г. памятник буквально сровняли с землей.
В числе построек, возведенных в районе Октябрьской площади в послевоенное время, значатся также музей Великой Отечественной войны, здание Минского облисполкома, жилой дом с продовольственным магазином (сейчас магазин «Центральный»), здание Центрального телеграфа (ныне «Белтелеком», 1962). В ансамбль площади был включен и старый Александровский сквер, в котором еще в 1874 г. был установлен первый фонтан в Минске, в память о запуске водопровода с чистой артезианской водой.
30 октября 1954 г. на пересечении проспекта Независимости и ул. Я. Купалы по проекту архитектора В. Жукова началось возведение нового здания цирка (старое здание сгорело во время бомбежки в самом начале Великой Отечественной войны). Первоначально его хотели строить на окраине Минска, но благодаря стараниям оперной примы Ларисы Помпеевны Александровской, которая являлась большой поклонницей цирка, оно было построено в центре города.
За цирком по обе стороны проспекта раскинулись парки: с одной стороны Центральный детский парк имени М. Горького, с другой – имени Я. Купалы. Здесь же проспект пересекает реку Свислочь, мост через которую спроектировали архитекторы М. Парусников и Г. Баданов, светильники на нем – В. Никитин (2002).
Хорошо просматривается с проспекта в парке им. М. Горького памятник этому великому русскому писателю, установленный в 1981 г. (авторы – скульпт. А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыженков, архит. О. Трофимчук). Бронзовая скульптура на невысоком ступенчатом постаменте изображает молодого Максима Горького в косоворотке, присевшего отдохнуть на скамью. В его фигуре, выражении лица – романтическая возвышенность, благородство. Он погружен в глубокие раздумья.
Недалеко от площади Победы, на берегу реки Свислочь раскинулся парк им. Я. Купалы. К 90-летию со дня рождения поэта в нем возвели монумент в духе характерной для советской скульптуры того времена гигантомании (скульпт. А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий, архит. Ю. Градов и Л. Левин). Я. Купала представлен в рост с суковатой палкой в руке на большом гранитном постаменте. Настоящий масштаб монумента скрадывают возвышающиеся деревья. Около подножия памятника – криница и цветок папоротника. Недалеко расположен фонтан со скульптурной композицией «Купалье» с двумя девичьими фигурами – символами чистоты, юности, любви. За эту оригинальную творческую работу скульпторы были отмечены Государственной премией БССР.
Центральный участок проспекта Независимости определяет площадь Победы (ранее – Круглая площадь) с монументом Победы – 38-метровый обелиск, увенчанный орденом Победы (архит. Г.В. Заборский, В.А. Король, скульпт. З.И. Азгур, А.О. Бембель, А.К. Глебов, С.И. Селиханов, 1954). Она является наиболее значимым архитектурным и скульптурным акцентом послевоенного Минска.
Первоначально предполагалось, что высота памятника будет 48 м, а сделан он будет из белого мрамора с розовым оттенком. Но в ходе строительства были внесены коррективы: основным материалом стал гранит, а окончательная высота обелиска составила 38 м. Сдать памятник к юбилею не успевали, поэтому решили: пусть лучше будет ниже, но открыт вовремя. На четырех гранях постамента памятника расположены бронзовые тематические горельефы: «9 Мая 1945 года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Белоруссии», «Слава павшим героям».
Четыре бронзовых венка вокруг обелиска символизируют четыре фронта, бойцы которых участвовали в освобождении республики от немецко-фашистских захватчиков.
Открытие памятника, приуроченное к 10-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, состоялось, как и было запланировано, в 1954 г.
В день 17-й годовщины со дня освобождения Минска, 3 июля 1961 г., у монумента Победы был зажжен Вечный огонь. В 1984-м, в связи с вводом в действие Минского метрополитена, площадь по проекту архитекторов Б. Ларченко, Б. Школьникова, К. Вязгина перепланировали. Из круглой она превратилась в овальную, рядом с памятником установили гранитные блоки с надписями, посвященными городам-героям. Под площадью была построена кольцевая галерея, которая переходит в мемориальный зал, посвященный памяти погибшим героям. В центре зала венок, выполненный из художественного стекла с подсветкой изнутри (художник В. Позняк). На стене закреплены бронзовое изображение звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 уроженцев Беларуси и других республик, которые участвовали в освобождении белорусской земли и за свои подвиги удостоены звания Героя Советского Союза.
После площади Победы формируется вторая очередь проспекта Независимости. Ширина проезжей части здесь на 4,5 м больше, а дома уже не такие нарядные. На этом участке наряду с довоенными (архит. А. Брегман, Г. Якушко, 1937–1941) возведены новые жилые здания (архит. М. Барщ, А. Аранаускас, А. Духан, С. Ботковский, Н. Маклецова, Н. Шпигельман, 1952–1958). Ведущую роль на этом участке проспекта играет площадь Якуба Коласа (до 1956 г. – Комаровская площадь). Здание Белорусского государственного университета физической культуры (ранее Белорусский институт физкультуры, архит. А. Брегман, А. Воинов, В. Муромцев, 1939) является композиционной доминантой площади, в центре которой расположился сквер с памятником этому белорусскому писателю (авторы ансамбля – скульпт. З. Азгур, архит. Ю. Градов, Г. Заборский, Л. Левин).
В ознаменование 90-летия со дня рождения Я. Коласа ему был установлен памятник (1972). Монумент представляет собой пространственную скульптурную композицию, в которой выделена фигура сидящего на камне писателя. По обе стороны от него на небольшом расстоянии расположены две скульптурные группы: «Сымон-музыка» и «Дед Талаш» (коласовские литературные герои).
Завершающим участком второй очереди проспекта Независимости стала площадь Калинина, на которой в 1978 г. установлен памятник председателю ЦИК СССР и Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину (скульпт. В. Полийчук, И. Глебов, архит. Ю. Григорьев, А. Невзоров).
Последняя часть центральной магистрали города – самая современная. Многие здания построены после 1991 г., когда Беларусь стала независимой республикой. Этот период характеризуется повышением национального самосознания и обращения к своим историческим истокам, великим личностям.
В 2002 г. возле корпуса НПО «Агат» на центральном проспекте столицы установлен памятник в честь великой белорусской просветительницы, преподобной игуменьи Евфросинии Полоцкой (скульпт. А. Артимович).
Деяния и жизнь небесной покровительницы Беларуси православные христиане почитают 23 мая (по старому стилю). Именно в этот день, поклонившись Гробу Господню в Иерусалиме, преподобная Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы.
Образ Евфросинии необычен. В нем присутствуют, казалось бы, несочетаемые детали: знаменитый крест в руках, созданный в 1161 г. золотых дел мастером Лазарем Богшей, и языческий символ папоротника позади фигуры; на плечах преподобной примостились два голубка вместо традиционного одного, означающего, согласно церковным канонам, святой дух, да и одеяние ее далеко не монашеское. Может быть, поэтому изваяние великой просветительницы установлено рядом со зданием, в котором создаются уникальные научные проекты будущего.
В конце ХХ в. появляется оригинальное, масштабное здание Национальной библиотеки Республики Беларусь, рядом с которым в мае 2006 г. установлен памятник великому белорусскому просветителю эпохи Возрождения Франциску Скорине. Его фигура возвышается на гранитном трехметровом постаменте, украшенном тремя бронзовыми квадратными рельефами городов, с которыми связаны наиболее знаменательные события в жизни Ф. Скорины: белорусского Полоцка (где он родился около 1490 г.), чешской Праги (печатание книг Библии в период с 1517 по 1519 г.) и итальянской Падуи (защита в университете степени доктора медицинских наук 9 ноября 1512 г.). Шестиметровое бронзовое изваяние весом более 5 т изображает Ф. Скорину во весь рост: в одной руке он держит книгу, другой благословляет. Архитекторы памятника – Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов, авторы проекта комплекса Национальной библиотеки Беларуси, скульптор – Александр Дранец.
Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить, что в руках скульптора, работающего над эстетической организацией городской среды, сосредоточены огромные возможности: он может подчеркнуть отдельные архитектурные элементы, возвысить скромное сооружение до ранга подлинного произведения искусства и, наконец, сотрудничать с архитектором на равных.
Скульптура не только взаимодействует с пространством – она является компонентом предметно-пространственного окружения, а часто и его доминантным началом. В монументальной скульптуре находит свое выражение философское обобщение событий и явлений. Она определяет художественное решение городской среды, вносит в нее эмоционально-образное содержание. Эти возможности монументальной скульптуры по-своему реализуются в архитектурных ансамблях, а мощный эстетический эффект в них достигается с помощью целого комплекса художественных средств.
Подобного цельного ансамбля, как проспект Независимости в Минске, нет на всем постсоветском пространстве. В нем органично слиты лучшие достижения архитектуры, монументальной и декоративной скульптуры XIX–XX вв. Отображение исторических событий вылилось в особом интересе к теме Победы в Великой Отечественной войне и созданию памятников выдающимся деятелям политики и культуры.
С годами этот проспект должен становиться все краше и краше, что приведет к увеличению значимости данного феномена. Поэтому вызывает большое беспокойство строительство новых сооружений, например гостиницы около цирка на берегу Свислочи, активая замена старых оконных проемов рам, дверей новыми, прорезание входов в облицованных гранитом цоколях нижних этажей зданий (необходимых для открывающихся офисов, кафе и ресторанов) и др. Необходимо приложить все усилия для тщательного сохранения этого уникального ансамбля.
Научный руководитель Tang Jian (Китайская Народная Республика) PHd in architecture, professor
Литература
1. Азрикан, Д.А. Методическая модель объекта дизайна // Техническая эстетика,
1980. – № 9. – С. 3.
2. Архiтэктура Беларусi: ХХ – пачатак ХХI ст. Т. 4. – Мн.: Беларуская навука, 2009.
3. Воинов, А. И.Г. Лангбард. – Мн.: Вышэйшая школа, 1976.
4. Глазычев, В.Л. Социально-экономическая интерпретация городской среды. – М., 1984. – 181 с.
5. Иконников. А.В. Художественный язык архитектуры. – М.: Искусство, 1985. – 175 с.
6. Маркевич, Ф. Мечтательный парень этот Лангбард / Ф. Макаревич. Мишпоха. – № 17.
7. Хан-Магомедов, С.О. Системный подход и система как объект дизайна // Техническая эстетика, 1980. – № 10. – С. 2.
8. Шамов, В. Памятники Минска. – Мн.: Полымя, 1991.
9. Галубовіч, А.Г. Сінтэз архітэктуры, скульптуры і плаката ў гарадскім асяроддзі Мінска. На прыкладзе праспекта