Статьи 713, 714 ГК Республики Беларусь распределяют бремя участия заказчика и проектировщика в сборе исходных данных для проектирования. Как следует из анализа судебной практики, нсвоевременное предоставление исходных данных, как правило, влечет нарушение сроков проектирования.
******
Как следует из содержания статьи 713 ГК Республики Беларусь по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
При этом, согласно статье 714 ГК Республики Беларусь по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления проектно-сметной документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Необходимость наличия исходных данных, является важным элементом проектирования. При этом такие предпроектные и разрешительные документы, как разрешение на проектирование в силу как ранее действовавшего Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утв. Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339, так и в силу пункта 8 ныне действующих Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 должны иметься у заказчика еще до заключения договора. Аналогичные требования содержались в ранее действующем СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования Проектной документации в строительстве».
Порядок получения названной разрешительной документации регламентирован статьей 21 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь, а также Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (в ред. от 06.03.2015).
Отсутствие разрешительной документации и исходных данных чаще всего обуславливает нарушение сроков проектирования.
Приведем пример.
Экономическим судом было рассмотрено дело по иску ООО «А» к ЧУП «Б» о взыскании 22000000 рублей пени.
В обоснование своих требований истец ссылается на условия заключенного сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ №1.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании факт просрочки выполнения проектных и изыскательских работ признал. Указывает на просрочку кредитора в части своевременного предоставления исходных данных для проектирования, как одну из причин просрочки исполнения им обязательства.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.
Претензионный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.
Между сторонами был заключен договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ №1. К договору прилагалось задание на проектирование, подписанное сторонами. При этом в приложении №2 к договору предусматривалось проектирование в две стадии: «Архитектурный проект» и «Строительный проект». В то же время в договоре и задании на проектирование выделения двух стадий предусмотрено не было и проектирование должно было быть осуществлено в одну стадию – «Строительный проект».
При этом, как было установлено судом, при выполнении работ по проектированию и передаче их результатов ответчиком истцу у сторон разногласий относительно содержания работ в части стадийности не возникало.
В пункте 2. договора стороны согласовали срок окончания работ – 20.12.2013.
Сроки предоставления исходных данных для проектирования были согласованы сторонами в пункте 4. договора. В соответствии с ним, исходные данные должны были быть предоставлены заказчиком подрядчику в течении 30 календарных дней со дня подписания договора, т.е. до 13.12.2013.
Как было установлено судом, и не оспаривается сторонами, исходные данные были предоставлены истцом ответчику не своевременно. В частности в деле имеется сопроводительное письмо истца от 16.09.2013 с которым он направлял ответчику:
- ТУ на дождевую канализацию;
- ТУ на ГАИ;
- ТУ на наружное освещение;
- ТУ на телефонизацию, радиофикацию;
- ю свидетельства №400/1223-2756 о государственной регистрации земельного участка для строительства и обслуживания административного здания;
- ТУ на водоснабжение и водоотведение.
Также в письме указывалось на невозможность представления ТУ, которые истец полагал возможным вскоре представить:
- у о дальности отвозки мусора и привозки песка;
- у о фоновых концентрациях и расчетных метеохарактеристик для выполнения экологического расчета;
- ТУ от организации эксплуатирующей автомобильную дорогу.
Кроме того, на момент заключения договора у истца отсутствовало и разрешение на проектирование, полученное им лишь после заключения договора.
Названные обстоятельства представитель истца в судебном заседании подтвердил, указав на то, что у ответчика тем не менее оставалось время для выполнения проектных и изыскательских работ в установленный договором срок.
Проектная документация была предоставлена ответчиком истцу 31.03.2014 о чем была подписана накладная. Переданная проектная документация соответствовала стадии «Строительный проект» в соответствии с заданием на проектирование. Объем проектной документации соответствует требованиям раздела 6 СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования Проектной документации в строительстве», (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений).
Факт передачи технической документации гл.инженер истца подтвердил.
Вместе с тем, акт сдачи-приемки выполненных работ сторонами подписан не был до настоящего времени.
В пункте 7. договора стороны предусмотрели пеню за просрочку выполнения работ по договору в размере 0,15% от общей стоимости работ за каждый день просрочки, но не более 10%.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 100 и 101 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд, рассматривающий экономические дела, исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).
Согласно части 2 статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до завершения подготовки дела к судебному разбирательству или в пределах срока, установленного судом, рассматривающим экономические дела, если иное не установлено ХПК.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле, в суды, рассматривающие экономические дела, первой и апелляционной инстанций в порядке, установленном ХПК.
Согласно статье 104 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Как следует из содержания статей 290, 713 ГК Республики Беларусь обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
При этом, согласно статье 714 ГК Республики Беларусь по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления проектно-сметной документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
В соответствии со статьей 401 ГК Республики Беларусь, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если указанные правила, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.
Согласно пунктов 4.4. и 5.1. СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования Проектной документации в строительстве» основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами (далее – разработчиками). Неотъемлемой частью договора должно быть задание на проектирование. Разработка проектной документации осуществляется при наличии решения соответствующего органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий.
Аналогично и в соответствии с пунктом 7 Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утв. Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), договор заключается при наличии у заказчика:
- разрешения местного исполнительного и распорядительного органа на проектирование или разработку обоснования инвестиций (за исключением работ, носящих поисковый характер);
- комплекта исходных данных (для проектных работ) в соответствии с СНБ 1.03.02-96, СНБ 3.01.01-96, если условиями договора заказчик не поручает их подготовку и сбор проектировщику.
Согласно пункта 12 Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ указываются как обязательное условие сроки (месяц и год) начала и завершения изысканий, проектирования объекта, выполнения этапов проектных и изыскательских работ.
В соответствии с пунктом 3 СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования Проектной документации в строительстве» Строительный проект "С" – проектная документация, разработанная на основе утвержденных архитектурного и градостроительного проектов, а также проведенных инженерных изысканий и результатов научно-технических исследований, обеспечивающая непосредственную реализацию инвестиций в строительство объектов. При двухстадийном проектировании - вторая стадия (рабочая документация), при одностадийном (рабочий проект) - включает также утверждаемую архитектурную часть "АС".
При этом, в соответствии с пунктами 6.6. и 6.7. СНБ 1.03.02-96 утверждаемая архитектурная часть строительного проекта разрабатывается при одностадийном проектировании, в сокращенном объеме в составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта применительно к составу и содержанию архитектурного проекта, приведенным в пунктах 6.1 - 6.4. СНБ 1.03.02-96. Состав строительного проекта (исключая утверждаемую архитектурную часть при одностадийном проектировании) соответствует составу рабочей документации на строительство объектов, определяемому межгосударственными и (или) национальными стандартами СПДС и уточняется заказчиком и разработчиком в договоре на проектирование.
Как следует из содержания статьи 715 ГК Республики Беларусь по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
- выполнять работы в соответствии с исходными данными на проектирование и договором;
- передать заказчику готовую проектно-сметную документацию и результаты изыскательских работ.
При этом, исходя из содержания статьи 716 ГК Республики Беларусь, и пункта 28 Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее выполнение проектно-сметной документации и изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе выполненной проектно-сметной документации и данных изыскательских работ.
Согласно ст.ст. 310, 311 ГК РБ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней).
В соответствии со статьей 375 ГК Республики Беларусь, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика пени и процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку исполнения работ основано на нормах материального права.
Произведенный истцом расчет пени в сумме 22000000 рублей за периоды с 21.12.2013 по 21.03.2014 суд признал обоснованным.
Вместе с тем, учитывая сумму пени, ее ставку, периоды просрочки, действия сторон, направленные на добровольное урегулирование спора, в том числе в претензионном порядке, в порядке примирения и приказном порядке, в соответствии со статьями 314, 375 ГК Республики Беларусь судом уменьшен размер пени до 18000000 рублей. В апелляционном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Завершая, следует отметить, что приведенные в упомянутом примере нарушения могут влечь также и административную ответственность. Не лишним будет напомнить на появление новых составов в ней.
В частности статьей 21.3. КоАП Республики Беларусь установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры, в виде штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати пяти до ста базовых величин.
Кроме того, статьей 21.22 КоАП Республики Беларусь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ, предусмотренных договором на выполнение таких работ в виде штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до пятисот базовых величин.
Белявский С.Ч.
судья экономического суда Гродненской области